Смекни!
smekni.com

Грюнвальдское сражение. Тактика ведения боя тевтонами (стр. 3 из 4)

БОЕВОЙ МОЛОТ

В качестве оружия крестоносцы часто использовали молоты различной формы. Превратившись в пеших воинов, рыцари вместо копий вооружались молотами. Длина рукоятки молота составляла приблизительно 90 см.

БОЕВОЙ ТОПОР

На известных фресках Фон-Байха, относящихся к XI столетию, изображены пехотинцы с норманнскими боевыми топорами и благородные рыцари, вооруженные мечами. Защищенного броней воина всегда было непросто поразить мечом, поэтому после I крестового похода на вооружении у рыцарских ополченцев появились боевые топоры, которые конфигурацией лезвия отличались от норманнских. Предполагается, что новая форма лезвия была заимствована у восточных народов.

ЛУК

Лук, как и копье, является самым древним оружием, предназначенным для дистанционного боя. Сразу же после татаро-монгольского нашествия в Европе начали создаваться отряды лучников, вооруженных луками. Первенствовали в этом виде вооружения англичане. На рисунках в старинных книгах можно увидеть рыцарей с короткими луками. Чтобы успешно противостоять мусульманам в крестовых походах, рыцари должны были выстраивать перед своим авангардом линию воинов-лучников.

АРБАЛЕТ

Механический принцип метательного оружия был известен еще в античном мире и использовался римлянами в специальных метательных машинах, применяемых при осаде крепостей. В XI столетии появились ручные метательные устройства - арбалеты, а в 1139 г. это оружие в христианском воинстве было запрещено папой для использования в Европе. Арбалеты можно было использовать только в сражениях с мусульманами. Английский король Ричард I создал целые подразделения пеших и конных арбалетчиков, которые успешно сражались в рядах крестоносцев. Сам же он стал первой доподлинно известной жертвой снайпера-арбалетчика во время осады небольшого замка Шалю в Нормандии. Среди благородных рыцарей арбалет считался коварным и не достойным рыцаря оружием.

А Великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген особое внимание уделяет развитию артиллерии. Еще в 1408 году литейщикам Мальборга удалось отлить огромную пушку, получившую название «Бешеная Грета» (вес пушки - 16 тонн, калибр - 680 мм, максимальный вес ядра достигал 400 кг). Ствол этой пушки при транспортировке разбирался на две части, а каждое ядро перевозили на отдельной телеге (в поход брали не больше 14 ядер). При штурме замков пушка «Бешеная Грета» показала свою эффективность. Гарнизоны осаждаемых замков были настроены на длительные осады, а тут пару выстрелов - и в стене образовывалась брешь, в которую устремлялись рыцари ордена, и через пару часов замок был уже взят.

Шлем.

Его надевали сверху кольчужного или капюшона сделанного плотного тряпичного или кожаного материала и укреплялись на голове при помощи специального ремешка с пряжкой или простых завязок. Применение он находил до начала шестнадцатого столетия. Более новые «капеллины» начали выполняться уже никак не клепаными, а уже из цельных кусков металла. Часто шлем выполняли так, что с его помощью можно было защищать и верхнюю часть головы. Отсюда следует, что если в какой-нибудь момент боя солдату необходимо прикрыть голову от удара, он просто-напросто надевал на него шлем и наблюдал сквозь отверстия. Редко к «капеллине» приделывали металлический нашейник, который защищал и нижнюю часть головы. Особенно часто это использовали конные воины.

5.Одежда рыцарей ордена

РЫЦАРЬ БЕЗ ПЛАЩА - НЕ РЫЦАРЬ.

Вероятно, тевтоны сочли себя не менее доблестными и, соответственно, не менее достойными креста с "иерихонскими трубами", чем тамплиеры, и приняли эту эмблему самостоятельно, "явочным порядком". О форме креста на облачении ничего не говорилось ни в тамплиерском, ни в тевтонском орденском уставе. Прямой черный крест рыцари-тевтоны носили также на своих белых щитах, шлемах, флажках на копьях и знаменах. Главное знамя ордена Храма – "Босеан" ("пегая кобыла") было белого цвета, с узкой продольной черной полосой в верхней части полотнища. Наряду с черно-белым "Босеаном", у храмовников имелись и другие знамена – белые, с красным орденским крестом, украшавшим также белые попоны боевых коней, флажки на копьях и щиты храмовников (белые – у братьев-рыцарей, черные – у сервиентов). В то же время цвет длинного одеяния, носившегося рыцарями-тевтонами и другими членами Тевтонского ордена (например, братьями-священниками) под белым плащом, первоначально оставался черным. По мере увеличения численности так называемых услужающих братьев ("сержантов", "сервиентов", "кнехтов", "братьев-сариантов") Тевтонского ордена, для них было введено облачение (плащи и сюрко) серого цвета, благодаря которому "сариантов" прозвали "серыми плащами" (Graumaentler).

C появлением в Тевтонском ордене во второй половине XIII в. категории "полубратьев" (лат.: семифратрес) обычай ношения кафтанов и плащей серого цвета распространился и на них. Со временем одеяния, носившиеся членами ордена под плащами, стали укорачиваться, дойдя со временем до колен. В боях и походах тевтоны носили короткие, выше колен, полукафтанья (белые у "братьев-рыцарей", серые - у "братьев-сариантов"). После введения в употребление кованых стальных лат орденский крест стали чеканить непосредственно на латах.

Каждый брат-рыцарь и брат-сариант Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии имел следующий комплект одежды:

1) 2 пары полотняных нижних коротких, до колен, "штанов" (состоявших из 2 отдельных штанин и гульфика);

2) 2 полотняные белые нижние рубахи с длинными рукавами;

3) черные длинные "штаны" (фактически - "байнлинги", или "леггинги", то есть 2 отдельные штанины);

4) "конвентуальный" ("монастырский") кафтан ("конвентсрок") черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов")цвета, напоминающий покроем монашескую рясу;

5) куртку ("якке")черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, укороченную (по сравнению с "конвентуальным кафтаном";

6) дорожный плащ ("рейнмантель", то есть "дождевик", или "каппа")с капюшоном, белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, с черным орденским крестом на груди и на спине;

7) военный кафтан ("ваффенрок") белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета с черным крестом на груди и на спине, надевавшийся в боях и походах поверх доспехов (к началу 1-й трети XIV в. этот военный кафтан стал вытесняться более коротким полукафтаньем);

8) зимний военный кафтан аналогичной расцветки, но, в отличие от летнего подбитый овечьим (или козьим) мехом);

9) орденский плащ-мантию белого (у "братьев-рыцарей" и "братьев священников")или серого (у "братьев-сариантов") цаета с черным крестом на левом плече (напротив сердца).

Орденские кресты, нашивавшиеся на летние и зимние военные кафтаны (а впоследствии - полукафтанья) членов Тевтонского ордена на груди и спине постепенно увеличивались в размерах. Кресты на кафтанах и полукафтаньях "гебитигеров" и комтуров Тевтонского ордена с самого начала имели большие размеры, чем кресты других "братьев" ордена Девы Марии.

"Полубратья" же (лат.: "семифратрес") Тевтонского ордена носили серые кафтаны, а поверх них - серые плащи (с рукавами - в отличие от плащей "братьев-рыцарей", "братьев-священников" и "братьев-сариантов") с черным "Тау-крестом" напротив сердца. Но "полубратья", в отличие от "братьев-сариантов", не являлись полноправными членами Тевтонского ордена и не были обязаны ордену военной службой. Правда, "полубратья" также вносили при вступлении в орден в качестве обязательного вклада свое движимое и недвижимое имущество и давали обет безбрачия, бедности и послушания, однако занимались главным образом сельским хозяйством и уходом за скотом в орденских имениях. Лишь в исключительных случаях (например, при неприятельских нападениях на владения ордена или при объявлении всеобщей мобилизации, как в Большую войну с Польшей и Литвой в 1409-1411 гг.), им приходилось браться за оружие.

По орденским "Законам", изданным еще в Святой Земле в 1289 г. Гохмейстером Бурхардом фон Шванденом, "полубратьям" надлежало носить серый кафтан, а поверх кафтана - короткий и широкий серый плащ с "половинным" крестом (упоминавшимся выше "Тау-крестом"), черные штаны и обувь на ремнях. Башмакам "полубратьев" надлежало быть на 3 или 4 пальца выше, чем башмакам "братьев" Тевтонского ордена. Кроме того, "полубратьям" полагалось выстригать волосы вокруг ушей и брить бороды (как "братьям-сариантам" и "братьям-священникам").

В качестве головных уборов члены Тевтонского ордена носили круглые суконные шапочки (белые - у "братьев-рыцарей", серые - у "братьев-сариантов" и "полубратьев") с плоским верхом (орденский Устав в силу каких-то причин запрещал им ношение шапок с остроконечным верхом и черного цвета). На военных полукафтаньях (сюрко, якках) членов Тевтонского ордена черные кресты были нашиты не только на груди, но и на спине. Крест на одеянии Верховного магистра, в отличие от суконных крестов всех прочих членов ордена, был изготовлен из черного шелка.

Подобно членам других военно-монашеских орденов, члены Тевтонского ордена носили подвешенными к поясу четки (по-латыни: "розарии", по-немецки: "розенкранцы").