План
Введение
1 Заселение островов
2 Древняя история
3 Открытие островов Вануату и первые исследователи
3.1 XVI век
3.2 XVIII век
3.3 XIX век
4 Первые европейцы на островах
4.1 Торговцы санталом
4.2 «Охота на чёрных дроздов»
5 Миссионерская деятельность в Вануату
6 Вопрос о территориальной принадлежности островов
6.1 Британские и французские поселенцы на Новых Гебридах
6.2 Первые шаги по определению статуса архипелага
6.3 Экспансия французов
6.4 Позиция британских колоний в Австралии
6.5 Переговоры между Британией и Францией
7 Англо-французский кондоминиум
8 Острова в годы Первой мировой войны
8.1 Внутренняя политика
9 Межвоенный период
9.1 Вьетнамское население
9.2 Внутреннее положение
10 Годы Второй мировой войны
11 1950-е годы
12 1960-е годы
13 На пути к независимости
13.1 Позиция Британии и Франции по поводу независимости
13.2 Формирование первых национальных партий
13.3 Преобразования в политической сфере
13.4 События накануне провозглашения независимости
Список литературы
Введение
1. Заселение островов
Острова Вануату были заселены во второй половине 2-го тыс. до н. э. в ходе миграции населения через Соломоновы острова из северо-западной части Тихого океана и Папуа — Новой Гвинеи[1]. Колонизация островов осуществлялась в ходе длительных морских плаваний на больших каноэ, которые могли вместить до 200 человек. С собой путешественники также брали некоторых полезных животных, семена сельскохозяйственных растений, которые впоследствии стали разводиться на новых землях.
Самое ранее поселение людей на Новых Гебридах было найдено на севере архипелага на острове Мало, который был заселён 3300-3100 лет назад представителями культуры лапита[2]. Для неё было характерно изготовление керамических изделий. Преимущественно это были плоскодонные или круглодонные открытые чаши или кубки, часто несущие орнамент в виде расположенных горизонтальными поясами меандр, лент, соединяющихся ломаных линий, треугольников, полумесяцев и пр. Керамика изготавливалась, как правило методом налепа[3][4]. На Новых Гебридах был представлен т. н. западный стиль лапита[5].Первые поселенцы обживали побережье и занимались сельских хозяйством, разведением свиней, рыболовством и собирательством[1].
Предполагается, что создатели лапита являлись носителями австронезийских языков и имели полинезиоидный облик[6].
Впоследствии, часть людей покинули остров и колонизировали Фиджи (между 1220 и 910 годами до н. э. (оценка радиоуглеродным методом)[7]), затем Тувалу и Самоа[8]. Кроме того существует гипотеза, что Восточная Микронезия заселялась выходцами с Новых Гебрид[9], видимо, связанными с культурой лапита[10]. Альтернативная точка зрения предполагает заселение Восточной Микронезии с Соломоновых островов[8].
Около 650 года до н. э.[11] в центральной части Новых Гебрид, на островах Эфате, Тонгоа и Макура, а также на севера архипелага[1] появляется т. н. керамика мангааси. Она изготавливалась спирально-жгутовой техникой и украшалась прочерченными и налепными узорами[12]. Предположительно, часть представителей этой культуры поселилась примерно 2400—1600 лет назад на Фиджи и в Новой Каледонии[1].
Предполагается, что создатели этой культуры были предками меланезийцев[4].
Происхождение культуры мангааси точно не выяснено. Существует гипотеза, что она могла быть принесена в Океанию волной мигрантов с Филиппин или Индонезии. Также существуют указания на связи с комплексом пестов и ступ с архипелага Бисмарка и Новой Гвинеи. Кроме того ряд авторов ищет истоки этой культуры в Японии эпохи дзёмон или неолитическом Центральном Китае[12].
Точное время колонизации южных островов архипелага Новые Гебриды неизвестно, так как на них не найдены какие-либо гончарные изделия. Вполне возможно, что они были заселены людьми с западной части Соломоновых островов[1]. Остров Танна был колонизирован по крайней мере 2500 лет назад, а на острове Анейтьюм сохранились древние сельскохозяйственные системы в виде искусственных влажных и сухих террас[13].
2. Древняя история
На протяжении длительного времени культуры лапита и мангааси сосуществовали друг с другом. Контакт культур нашёл своё отражение в обмене элементами орнамента[12]. Существует гипотеза, что одним из результатов этого взаимодействия явилось возникновение культуры керамики с отпечатками резной лопатки на Новой Каледонии и Фиджи. На Новых Гебридах недатированные остатки подобной керамики были найдены на острове Эфате, но предполагается, что они имели недавнее происхождение[14].
Постепенно изделия лапита упрощались, а затем — утратили орнамент. Так, найденная на острове Эфате лапитоидная керамика, датируемая 350 годом до н. э. уже неорнаментированная[2]. Культура лапита прекратила своё существование в Меланезии между 500 годом до н. э. и 1 годом н. э.[15]
Впоследствии полинезийцы, потомки гончаров лапита, заселили некоторые острова Новых Гебрид в результате миграции с Футуны, которая, в свою очередь была заселена с Самоа[8]. Потомками этих мигрантов являются народы, говорящие на языках меле-фила, футуна-анива и эмаэ[16].
С деятельностью полинезийцев также связывают появление мегалитических памятников на Малекуле[17].
С течением времени характер керамики мангааси изменялся. Для ранней мангааси (вплоть до 1 тыс. н. э.) характерны многочисленные налепные пояса, шишечки, декорированные ручки и резные узоры. Развившаяся из неё поздняя мангааси, получившая широкое распространение к 800 году н. э., характеризуется преобладанием прочерченного орнамента и отсутствием налепных узоров и ручек.
Наряду с поздней мангааси на островах Тонгоа и Макура существовала культура акнау, керамические изделия которой характеризуются гладкой внешней поверхностью и накольчато-прорезным орнаментом — на внутренней. Место возникновения этой культуры не выяснено, возможно оно находилось в районе, уничтоженном извержением вулкана Куваэ в 1452 году[12][18].
Во 2 тысячелетии н. э. в Меланезии получает распространение керамика украшенная криволинейным орнаментом, выполненным гребенчатым штампом. Время её появления неуверенно оценивается как рубеж 1-го и 2-го тысячелетий, возможно позже, а сроки распространения — как 500 и более лет. Причины её появления остаются не выясненными, а распространение не было связано со значительными миграциями населения. На Новых Гебридах подобная керамика найдена в недатированных памятниках на острове Малекула. В настоящее время на Новых Гебридах традиционная керамика производится только на острове Эспириту-Санто, но как она связана с древней керамикой — не ясно[19].
Примерно в 1200 году нашей эры культура островов Шеперд и острова Эфате претерпела значительные изменения: прекратилось производство гончарных изделий (на других островах культура мангааси просуществовала до 1600 года н. э.[12]), каменные орудия вытеснили орудия из раковин различных моллюсков[13]. Предполагается, что это связано с появлением на островах нового населения не выясненного происхождения. В близкие сроки, около 1100 года, небольшие, не связанные друг с другом группы носителей культуры мангаами, видимо под давлением пришельцев, мигрировали с этих островов на Фиджи[20]. Пришедшее на Центральные Новые Гебриды население принесло с собой стратифицированное матрилинейное общество и обычаи человеческих жертвоприношений и коллективных погребений[21].
Согласно устным источникам незадолго до извержения Куваэ на островах Эфате, Тонгоа и Макура поселились приплывшие с юга знатные люди. Один из них, Рои-Мата поселился на северо-востоке Эфате. Когда он умер, его похоронили на острове Ретока у западных берегов Эфате. При этом сообщается, что вместе с ним были погребены преданные ему люди из подчинённых родов, добровольно принесшие себя в жертву, а также другие люди, убитые насильственно. В 1967 году французским археологом Ж. Гаранже на острове Ретока было найдено коллективное погребение вождя и свиты — в общей сложности 40 человек. Кроме скелетов был найден богатый погребальный инвентарь, а также разрозненные человеческие кости, видимо, свидетельства каннибализма. Возраст могильника, первоначально установленный радиоуглеродным методом, был определён как 1265±140 лет н. э.[21] Позже его возраст был пересмотрен и определён около 1622 года н. э.[22] Затем были найдены аналогичные захоронения на Тонгоа, датированные около 1400 года н. э. Согласно преданиям они сделаны выходцами с Эфате, которые переселились на Тонгоа после извержения Куваэ. Из найденных в настоящее время, могильник на Ретока — крупнейший в Океании[21].
Несмотря на приписываемое преданиями южное происхождение этих людей, археологи склоняются к мнению, что они прибыли на Новые Гебриды с севера[21] или северо-запада[1].
3. Открытие островов Вануату и первые исследователи
В конце XVI века многие европейцы были уверены в существовании огромного континента в Южном полушарии, который должен был служить как бы противовесом земельным массивам Северного полушария[23][24]. В поисках мифической «Южной земли» в 1567—1569 и 1595 годах испанцами были совершены два морских плавания на запад от Перу. Однако поиски были безуспешны: экспедициям под командованием Менданьи де Нейры удалось достичь только Соломоновых островов[25].
3.1. XVI век
В 1598 году португалец Педро Фернандес Кирос подал петицию испанскому королю Филиппу III о снаряжении новой экспедиции в Тихий океан[26]. В 1600 году мореплаватель отправился в Рим, где впоследствии заручился поддержкой папы римского Климента VIII[26]. В результате, в марте 1603 года Кирос был уполномочен отправиться в Перу с целью подготовки новой экспедиции, задачами которой стали поиски «Южной земли», расширение владений Испании[26] и обращение местного населения в католичество[23].
Во время плавания, 25 апреля 1606 года, европейцами впервые был замечен один из островов в архипелаге Новые Гебриды — остров Мере-Лава в группе Банкс[23]. 3 марта 1605 года был открыт остров Эспириту-Санто, названный Киросом «Austrialia del Espíritu Santo» (в переводе «Австрийская земля Святого духа»), таким образом, отдав должное королю Филиппу III, который являлся членом австрийской династии Габсбургов[27]. Мореплаватель принял остров за часть таинственной «Южной земли», нового континента[28][29]. Высадившись на нём, Кирос объявил открытую им землю территорией испанской короны и основал поселение Новый Иерусалим на реке Иордан[28].