План
Введение
1 История
2 Проявления византинизма
Введение
Византинизм — совокупность политических, государственно-правовых, церковных и демографических особенностей, носителем которых была Византийская империя.
Преобразованная из провинциального города в столичный и сделавшись административным центром империи, Византия утратила свое имя как живой исторический факт. В Средние и особенно в Новые века имя «Византия» употребляется в смысле отвлеченного термина и служит обозначению особенностей, носителем которых выступала Византия. В настоящее время историческое значение этого термина подверглось колебанию как со стороны реального его содержания, так и исходной хронологической даты, с которой начинается его история [1]. Ставится вопрос о том, правильно ли придавать название "Византийская" Римской и, с 800 г., Восточно-Римской империи, которая не прекращалась до 1453 года.
1. История
В Средние века сами подданные византийского императора не называли себя ни римлянами, ни эллинами, а присвоили себе имя ромеи, и империя официально носила название ромейской. Следовательно, в историческом отношении термин «византийский» так же имеет условное значение, как «восточно-римский». Еще менее исторических оснований можно найти для термина «Греческая империя» или «Bas-Empire». Как в имени Римской империи времени Каролингов и Оттонов лежит историческая фикция, ибо в действительности эта империя ничего общего не имеет с империей Августа или Антонинов, объединяясь лишь в идеальном представлении соответствия земной империи с небесной, так и Восточно-Римская империя, которая в действительности представляет продолжающееся преемство императоров от Августа до Константина XII Палеолога, только в условном смысле, как исторический термин, может претендовать на имя Римской империи.
Что же такое «византинизм»? Никто не оспаривает реального значения в таких выражениях, как «византийские писатели», «византийская литература», «… образованность», «… искусство» и т. п., и едва ли возможна замена приведенных выражений другими. И, таким образом, византинизм — соединение культурных начал, под влиянием которых постепенно реформировалась Римская империя.
На Востоке культура Древнего Рима встретился со старыми культурами: иудейской, персидской и эллинской, которые не только оказали ему значительное противодействие, но, в свою очередь, имели на него разнообразные влияния. Свидетельством этому служат административная и бюрократическая система Византии, появление кодексов, давших выражение местному обычному праву[2]; наконец, философская и богословская производительность, находившая себе пищу и получавшая напряжение в борьбе с иудейскими и эллинскими воззрениями. Многообразные перемены в строе Римской империи должна была вызвать обширная славянская иммиграция, произведшая этнографический переворот, давшая новое население Балканскому полуострову и части Малой Азии и вызвавшая коренные реформы в социальном и экономическом строе, в административной и военной системе.
2. Проявления византинизма
Как выражение политических, культурных и демографических особенностей Восточной Римской империи, византинизм проявляется:
1) в постепенной замене господствовавшего латинского языка греческим; этот процесс начинается с VI в. и завершается в VII—VIII вв.
2) в борьбе этносов, населяющих империю, за политическое доминирование; на престоле, в высшей военной и гражданской администрации появляются фигуры не греко-римского происхождения;
3) в памятниках изобразительного искусства; так, на византийских монетах с VII в. начинают чеканиться головы с неримскими чертами;
4) в литературных памятниках: много новых авторов, выработка оригинального мировоззрения под влиянием эллинских и восточных философских идей, преобладание мистики и узкого консерватизма;
5) в забвении преданий античного классического периода, уступающих место восточным, преимущественно иранским.
Историческая миссия византинизма по преимуществу выразилась в культурных влияниях на народы юго-восточной Европы, на болгар, сербов, румын и русских, равно как в Азии — на армян и грузин. Все эти народы не только приняли от нее христианское просвещение, плоды умственной производительности, но и брали у нее образцы в своем внутреннем устройстве. Кроме того, до сих пор не вполне оценены византийские влияния на Западе, выразившиеся в разработке христианской догматики, устройстве форм и содержания богослужения, философских построениях и т. п.
1. (Bury, "A History of the later Roman Empire", I, Лондон, 1889; Krumbacher, "Geschi c hte der Byzantinischen Literatur", Мюнхен, 1891)
2. Bruns und Sachau, «Syrisch-Rö misches Rechtsbuch»; Νόμος γεωργικός и Έκλογή)
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Византинизм