Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации (предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы ведения субъектов Российской Федерации) в соответствии со ст. 71, 72 и 76 Конституцией РФ[5].
«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направлении лишний раз подтверждают, что информационное законодательство это комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.
В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15 марта 2000г. № 511 «О Классификаторе правовых актов» утвержден «Классификатор правовых актов»[6].
В этом Классификаторе пока еще информационное законодательство систематизировано не полностью. Здесь отсутствуют связи с разделами гражданского права, аккумулирующими акты, посвященные интеллектуальной собственности. Тем не менее при сравнении этого классификатора с действовавшим ранее «Общеправовым классификатором отраслей законодательства», утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства», прослеживается тенденция к интеграции направлений информационного законодательства. Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере - Информационному кодексу РФ.
Эту структуру можно представить следующим образом:
1. Информационно-правовые нормы международных актов.
2. Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).
3. Акты отрасли информационного законодательства:
- законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;
- законодательство о гражданском обороте информации;
- законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);
- законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;
- законодательство об информационной безопасности;
- законодательство об интеллектуальной собственности;
- законодательство о средствах массовой информации;
- законодательство о библиотечном деле;
- законодательство об архивном фонде и архивах;
- законодательство о государственной тайне;
- законодательство о коммерческой тайне;
- законодательство о персональных данных.
4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы:
- конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);
- гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения);
- законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях);
- законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях);
- законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).
В настоящее время вопросы доступа к источникам права решаются достаточно просто. Активно действуют автоматизированные справочные системы правовой информации такие, как Гарант, Кодекс, Консультант Плюс.
Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть). Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.
Необходимо отметить, что в последние годы субъекты Российской Федерации принимают свои законы в области информационного законодательства, многие из которых недостаточно согласованы между собой и с федеральным законодательством в этой сфере, в связи с чем для приведения актов информационного законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным и зарубежным законодательством необходима соответствующая координация работ.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Правовые категории информационного законодательства
Право в целом и каждая его отрасль проявляют себя как организационный механизм, как действующая научная или практическая юридическая система, пользуясь при этом определенным инструментарием.
Для информационного права - молодой и только формируемой отрасли - важно определить основные институты и одновременно найти пути наиболее эффективного применения других инструментов права, позволяющих выразить суть регулирования в сфере практической информатики. Поскольку ведущим звеном в развитии информационного права, как и любой отрасли, является его нормативная часть, то первостепенное внимание должно быть направлено на дефиниции.
В работе В.А. Никитова «Информатика в терминах и определениях российского законодательства»[7] на базе действующего законодательства выявлено и систематизировано более семисот терминов и их определений. Названная работа по выявлению и систематизации правовой терминологии в информатике использовала в качестве источника только федеральное законодательство - действующие законодательные акты РСФСР, законы РФ, акты российского парламента, указы и распоряжения президентов РСФСР и Российской Федерации, постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, а также не утратившие юридическую силу правовые акты СССР.
Перечень актов, отнесенных к категории источников, свидетельствует о том, что, во-первых, законодательство в самом широком смысле уделяет большое внимание информационной проблематике и, во-вторых, тема информации и других компонентов информатики рассредоточена по всем отраслям законодательства, а также по всем уровням нормативно-правовой системы.
Два вопроса требуют ответа по теме правовых дефиниций в информационном праве.
Первый вопрос связан с выявлением сугубо правовых терминов, имеющих отношение к сфере регулирования информационного права. Он касается отбора тех правовых определений, которые необходимы и без которых правовое регулирование не будет эффективным (имеется в виду ситуация, когда в правовые дефиниции попадают термины не правового характера). Многие термины, касающиеся предметной области информатики, попадают в сферу правового регулирования потому, что теория и социальная информатика не построили прочной основы в терминологическом срезе своих дисциплин. Не созданы еще и теории информации, информатизации как направлений и сфер социальной деятельности. Потому многие термины становятся по определению правовыми. Тем самым образуется перекрестная система использования дефиниций в разных направлениях информатики. Социальная информатика использует правовые дефиниции, а правовая - социальные. Например, такие определения, как документ», «документированная информация», «информатизация», «информационная безопасность», в строгом смысле не являются правовыми дефинициями. Это предметы и области деятельности, в которых совершаются правовые отношения. Но отсутствие устоявшихся понятий этих выражений в системной, информационной, управленческой практике, в документалистике и т.д. вынуждают законодателя вводить их в число правовых дефиниций.
Не случайно в некоторых проектах законов, связанных с информацией в определенных системах, разработчики пытаются увязать информацию, документ с категорией «юридической силы». В толковом словаре по информатике термин «документ» определен как «материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение».
Все же следует иметь в виду, что право может установить требования к определенной категории документов, но предусмотреть юридическую силу любых документов заранее невозможно. Такое значение документов устанавливается всякий раз компетентными органами с учетом юридических фактов (обстоятельств) ситуаций, событий. Поиск истины в этом направлении, очевидно, должен завершиться такой формулировкой, которая бы исключила использование одного и того же термина в смежных законах с различным определением его дефиниции. Второй вопрос связан с учетом разнообразия юридических дефиниций.