Смекни!
smekni.com

Блейк, Уильям (стр. 4 из 6)

Till she who burns with youth, and knows no fixed lot, is bound In spells of law to one she loathes? And must she drag the chain Of life in weary lust?

11.1.1. Блейк вдохновляет Свинберна и Карпентера

Заметным поэтом XIX века, пропагандировавшим свободную любовь, был Альгернон Чарльз Свинберн, который написал целую научную работу о Блейке. Он привлёк внимание к пониманию поэта женитьбы как рабства в таких стихах, как «Миртовое дерево», и посвятил целую главу, рассуждая о видениях дщерей Альбиона и образе раба перед ликом «святой и подлинной любви», свободной от оков ревности из чувства собственничества, позже названного Блейком «раболепным скелетом». Свинберн также прослеживает эхо этих мотивов в Бракосочетании Рая и Ада, где порицается лицемерие «религиозного разврата» защитников традиций. Другой его современник, также сторонник свободной любви, Эдвард Карпентер (1844—1929) тоже был вдохновлён тем особенным вниманием, которое Блейк в своём творчестве уделял жизненной энергии, свободной от предрассудков внешнего мира.

11.1.2. Бунт молодого Блейка против закона

Пьер Бергер подчёркивает, что по Блейку враг свободной любви это «ревность и эгоизм». После прочтения Заблудшей Дочери он пишет : "Секрет любви в браке — такой же абсурд как держать свет под спудом…супружеская любовь — это всего лишь любовь к самому себе ", которая, по словам Блейка создаёт Ад презирая Рай. Другими словами всё о том же высказывается Мери Уолстоункрафт:

Замужество делает проститутку из девственницы, отдающей себя не любви, но жертвуя собой во имя ложного понимания долга. Лишь та женщина, которая отдаёт себя любви и безудержному желанию свята. И уже когда мир познает страсть и вернет истинный огонь человеколюбия, чистота вернётся каждой проститутке, которая захочет настоящей любви.

В Америке же Блейк пишет: «Душа не может быть достаточно полна сладким наслаждением». Бергер считает, что идеи Блейка были по большей части изложены им во Вступлении к версии сборника Песни невинности и опыта.

Именно здесь впервые Блейк даёт трактовку своей теории о том, что закон есть зло, потому что он ограничивает человеческие желания и запрещает радости. Эта теория стала основой целой системы ценностей, и Блейк неустанно выражал её всеми возможными способами, главным образом, бунтуя против уз брака и выступая ярым сторонником свободной любви.

11.1.3. Духовная мотивация взглядов Блейка

Многие писатели отмечали духовный, мистический аспект в творчестве Блейка, а также в его взглядах. Ирен Лангвилль в 1904 году писала: «В загадочных и неправоверных суждениях Блейка, доктрина свободной любви была основной и самой излюбленной, той, на которой он в своей поэзии не переставал настаивать». Она также отмечает, что Блейк делал это в назидание «душе», считая, что верность не заслуживает ничего, если она поддерживается через силу. Намного ранее в своей книге Уильям Блейк, человек новых правил (1977), Майкл Дэвис подтверждает слова Блейка о любовных запретах, рождённых из-за ревности, которая лишает человека божественного единения, приговаривая его к холодной смерти. Пьер Бергер в написанной в 1905 книге Уильям Блейк, поэт и мистик, говорит о высказываниях поэта о том, что традиционное значение, предающееся добродетели девственности, просто душит человека, в то время как настоящая чистота исходит от истинной любви, которая не может быть связана общепринятыми узами.

11.1.4. Квалификация Блейка и дальнейшие изменения в его взглядах

Такие веяния можно выделить как доминирующие в ранних работах Блейка, написанных в основном во время кризиса в его семейной жизни. Другие стихи написанные в этот период, к примеру Милая роза, предостерегают от опасности хищной сексуальности. Анкарсъё утверждает, что Блейк входил в общину с несколькими членами которой состоял в любовной связи, Дэвид Уоралл отмечает, что Блейк выражал тревогу относительно проводимой общиной практики, вынуждавшей женщин разделять себя с несколькими резидентами.

Это осознание негативной стороны сексуальности привело учёного Мангуса Анкарсъё к исследованию некачественных интерпретаций Свинберна и других, писавших о Блейке как стороннике свободной любви. Мы видим, что главная героиня Видений Дщерей Альбиона, ярый защитник свободной любви, к концу поэмы становится более осторожна, ведь к ней пришло осознание тёмной стороны сексуальности. «Неужели то, что способно выпить другого до дня подобно губке поглощающей воду и есть любовь?». Анкарсъё также отмечает, что вдохновлённая Блейком Мери Уолстоункрафт, также развила в себе чувство предосторожности относительно половых связей в своей последующей жизни. С. Фостер Дэмон писал, что в понимании Блейка главным препятствием к прививанию обществу идей свободной любви является развращённая человеческая природа, и не только обыкновенная нетерпимость в обществе и ревность, но и фальшивая и лицемерная природа человеческого общения. Полностью посвящённая доктрине Блейка о свободной любви, книга Томаса Райта под названием Жизнь Уильяма Блейка, изданная в 1928 году, упоминает высказанную Блейком мысль, что замужество должно на практике дозволять получать удовольствие от любви, но в реальности это часто не так, потому что быть обручёнными, в понимании пары, ослабляет всякую радость. Пьер Бергер также анализирует ранние мифологические стихи, такие как, например, Ахания, утверждающая, что законы замужества, будучи вырожденные гордостью и ревностью — не что иное как последствия падения гуманности. Ученый-современник Мангус Анкарсъё полагает, что Блейк не в полной мере одобряет потакание человека собственным слабостям полное пренебрежение законами, ставя в пример героиню Леуту, оказывающуюся в мире павшем от опыта свободной любви, в мире, которому не помешали бы некоторые ограничения.

В последующих манускриптах Блейка прослеживается вновь проснувшийся в нём интерес к Христианству, и, несмотря на то, что он радикально меняет трактовку Христианской модальности, так чтобы в ней нашло своё место и чувственное удовольствие, намного меньшее значение придаётся сексуальной свободе, ставшей темой некоторых эго ранних стихов. В работах более поздних присутствует мотив самоотречения, причиной появления которого, должно быть, стала скорее любовь, чем авторитарное принуждение. Бергер (более чем Свинберн) заинтересован в изменении его отношения к чувствительности в ранний и поздний период в творчестве. Бергер отмечает, что молодой Блейк, вероятно следует импульсу, а в более зрелом возрасте его идеал истинной любви, которая искренна и способна пойти на жертву, уже вполне сформирован. Любовь, заключённая в узы брака, основанная, как он считает, на эгоизме и ревности, всё ещё остаётся проблемой для Блейка. Мистическое торжество чувств продолжается в последнем стихотворении Иерусалим «Every female delights to give her maiden to her husband/ the female searches sea and land for gratifications to the Male Genius». И именно в своих последних стихах Блейк отказывается от веры в непорочное зачатие Христа. Однако поздние стихи также уделяют большое внимание прощению, спасению, и подлинности эмоций и чувств как основы человеческих взаимоотношений.

Религиозные взгляды

Несмотря на то, что нападки Блейка на общепринятую религию были шокирующими для его времени, его неприятие к религиозности не значило того, чо он не принимал религию как таковую. Его взгляд на православие виден в Бракосочетании Рая и Ада написанном по подобию Библейских предсказаний. В своём произведении Блейк посвещает раздел Пословицам Ада, среди которых есть следующие:

Тюрьмы строят из камней Закона, Дома Терпимости — из кирпичей Религии. Гусеница оскверняет лучшие листья, священник оскверняет чистейшие радости. В Вечнозвучащем Госпеле Блейк представляет Иисуса не как философа, и не как фигуру Мессии, а как высокотворческое существо, стоящее выше всякой догмы, логики, и даже морали: If he had been Antichrist Creeping Jesus, He’d have done anything to please us: Gone sneaking into Synagogues And not usd the Elders & Priests like Dogs, But humble as a Lamb or Ass, Obey’d himself to Caiaphas. God wants not Man to Humble himself

Для Блейка Иисус — символ жизненных взаимоотношений и единения совершенства и гуманности: «Всё изъяснялось на одном языке и верило одной религии: это была религия Иисуса, вечнозвучащий Госпел. Древность проповедует Госпел Иисуса».

Блейк придумал свою собственную мифологию, которая часто становится частью его пророческих книг. В них он описывает множество героев: «Уризена», «Энитармона», «Бромиона», и «Лувах». Мифология Блейка по всей видимости берёт свои истоки в Библии и Греческой мифологии, и сопутствует его идее о вечнозвучащем Госпеле.

Одним из сильнейших возражений Блейка по отношению к православному Христианству заключалось в том, что поэту казалось, будто эта религия поощряла подавление в человеке его природных потребностей и расхолаживала земную радость. В Видении последнего суда Блейк говорит, что

Men are admitted into Heaven not because they have <curbed &> governed their Passions or have No Passions but because they have Cultivated their Understandings. The Treasures of Heaven are not Negations of Passion but Realities of Intellect from which All the Passions Emanate in their Eternal Glory.

В Бракосочетании Рая и Ада также есть строки, порицающие религию: -Все Священные книги причина Ошибочных Мнений: 1.Что Человек разъят на Тело и Душу. 2. Что Действие, то есть Зло, от Тела; а Мысль, то есть Добро, от Души. 3.Что Бог будет вечно казнить Человека за Действия. Но Истина — в Противоположном: 1. Душа и Тело неразделимы, ибо Тело — частица Души, и его пять чувств суть очи Души. 2. Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой. 3. Действие — Вечный Восторг.