План
Введение
1 Биография
2 Ранние годы
3 Обучение у гравёра
4 Королевская Академия
5 Гордонские мятежи
6 Женитьба и начало карьеры
7 Рельефный оттиск
8 Гравюры
9 Дальнейшая жизнь и карьера
9.1 Фелфам
9.2 Возвращение в Лондон
9.2.1 Божественная комедия Данте
9.2.2 Смерть
10 Развитие мировоззрений Блейка
11 Блейк и сексуальность
11.1 Движение «свободной любви» в XIX веке
11.1.1 Блейк вдохновляет Свинберна и Карпентера
11.1.2 Бунт молодого Блейка против закона
11.1.3 Духовная мотивация взглядов Блейка
11.1.4 Квалификация Блейка и дальнейшие изменения в его взглядах
12 Религиозные взгляды
12.1 Блейк и философия Просвещения
13 Творческое мышление
14 Видения
15 Общее культурное влияние
15.1 Произведения
15.1.1 Иллюминированные книги
15.2 Русские переводы Блейка
15.3 Библиография
15.3.1 На английском
15.3.2 На русском
Введение
Уильям Блэйк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский поэт и художник, мистик и визионер.
1. Биография
Блейк родился 28 ноября 1757 года в Лондоне, в семье лавочника. Он был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. Уильям никогда не посещал школу, получая образование на дому — его учила мать. Родители были протестантами и весьма религиозными людьми, поэтому всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия.
Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартина ван Хеемскерка и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. Тогда же он увлёкся и поэзией. В 1772 г. Блейка на 7 лет отдали в учение к гравёру Джеймсу Бэзиру. Нет никаких сведений о том, чтобы в период обучения между учителем и учеником были какие-либо серьёзные разногласия или конфликты. К концу обучения, в 21 год, Блейк стал профессиональным гравёром. В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, где проявил себя приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения.
В 1782 году Блейк женился на Кэтрин Бушер, необразованной, но очень милой девушке, полюбившей его с первого взгляда. Они прожили вместе до смерти Блейка, причём после Кэтрин уверяла, что её регулярно посещал дух умершего мужа. Сама Кэтрин умерла в 1831 году. Детей у них не было.
Первый сборник стихов Блейка, «Поэтические наброски», вышел в 1783 г. В дальнейшем поэт создает несколько «иллюминированных рукописей», собственноручно гравируя свои стихи и рисунки на медной доске.
В 1784 году, пережив смерть своего отца, Блейк вместе с братом Робертом открыли типографию и стал работать с издателем Джозефом Джонсоном, который был известен своими радикальными идеями. Дом Джонсона был местом встречи многих «диссидентов» того времени. Здесь Блейк познакомился с поэтом Уильямом Вордсвортом и увлёкся идеями французских революционеров. В 1789 году, с началом французской Революции, появился его сборник стихотворений «Песни невинности», а в 1794 году — сборник «Песни опыта», стихотворения из которого были написаны уже в период якобинского террора и разочарования поэта в Революции.
Скончался Уильям Блейк 12 августа 1827 г., в разгар своей работы над иллюстрациями к «Божественной комедии». Его смерть была внезапна и необъяснима.
С 1965 г. точное местоположение могилы Блейка было утеряно и забыто, а могильный камень был перенесён на новое место.
При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти прерафаэлитами. Оказал значительное влияние на западную культуру XX века. Песня «Иерусалим» на стихи Блейка считается неофициальным гимном Великобритании. Для русского читателя поэта открыл Самуил Маршак, который всю жизнь работал над переводами его стихов.
2. Ранние годы
Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в семье лондонского лавочника. Уильям был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. Он никогда не посещал школу, получая образование на дому — его учила мать. Блейки были протестантами; предполагается, что они относились к Моравийской церкви. С ранних лет Библия произвела огромное воздействие на Блейка. На протяжении всей его жизни она будет оставаться для него главным источником вдохновения.
Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием античных сюжетов с гравюр, которые покупал ему отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскерка и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. В период этих занятий Блейк увлеченно читает, самостоятельно выбирая то, что ему интересно. Тогда же он увлекается поэзией. Его ранние работы показывают знакомство с творчеством Бена Джонсона и Эдмунда Спенсера.
3. Обучение у гравёра
4 августа 1772 года Блейк поступил на 7-летнее обучение искусству гравировки к гравёру Джеймсау Бесайеру с Грейт Куин Стрит. К концу этого срока, к тому времени, когда ему исполнится 21 год, он должен был стать профессиональным гравёром. Но не было ни одного достижения за период обучения, которое не сопровождалось бы серьёзной размолвкой или конфликтом между этими двумя. Однако биограф Блейка Питер Акройд отмечает, что позже Блейк внесёт имя Бэсайера в список своих соперников в искусстве, но вскоре вычеркнет его. Причиной тому было то, что стиль гравировки Бэсайера уже в то время считался старомодным, и обучение его ученика в таком ключе могло не лучшим образом повлиять на приобретаемые им навыки в этой работе, а также на будущее признание. И Блейк это понимал.
На третьем году обучения Бэсайер направил Блейка в Лондон срисовывать живописные фрески готических церквей (вполне возможно, что это задание было дано Блейку для того, чтобы обострить конфликт между ним и Джеймсом Паркером, другим учеником Бэсайера). Опыт, полученный во время работы в Вестминстерском Аббатстве способствовал формированию у Блейка его собственного художественного стиля и идей. Тогдашнее Аббатство было украшено военными доспехами и снаряжением, изображениями поминальных панихид, а также многочисленными восковыми фигурами. Акройд отмечает, что «самые сильные впечатления создавались за счёт чередования ярких красок, то появляющихся, то словно исчезающих». Долгие вечера Блейк проводил за зарисовками Аббатства. Однажды его прервали ребята из Вестминстерской школы, один из которых так замучил Блейка, что тот с силой столкнул его с плахи на землю, куда он с ужасным грохотом повалился. Блейку удалось увидеть ещё много видений в Аббатстве, например церковную процессию с монахами и священниками, во время которой ему представлялось пение псалмов и хоралов.
4. Королевская Академия
8 октября 1779, Блейк стал студентом Королевской академии в Олд Сомерсет Наус неподалёку от Стренда. Хотя платить за обучение не требовалось, на протяжении 6-годового пребывания в академии Блейк должен был покупать себе принадлежности и инструменты. Здесь он бунтует против того, что называет «незавершённым стилем модных художников», таких как Рубенс, столь любимый первым президентом школы Джошуа Рейнольдсом. Прошло время и Блейк просто-таки возненавидел отношение Рейнольдса к искусству вообще и в особенности к его поиску «единой истины» и «классического понимания красоты». Рейнольдс писал в своих Рассуждениях, что «склонность к абстрактному видению того или иного предмета, а также к обобщению и классификации — это триумф человеческого разума»; Блейк же, в заметках на полях отмечал, что «всё обобщать, „подгонять под одну гребёнку“, значит быть идиотом; заострение внимания — вот чего заслуживает каждая особенность». Блейку также не нравилась кажущаяся, притворная скромность Рейнольдса, которую считал лицемерием. Модным в то время работам маслом кисти Рейнольдса Блейк предпочитал классическую аккуратность и чёткость оказавших влияние на раннее творчество работ Микеланджело и Рафаэля.
5. Гордонские мятежи
Запись первого биографа Блейка Александра Гилкриста о случае произошедшем в июне 1780 рассказывает о том, как проходя мимо торговой лавки Бэсайера на Грейт Куин Стрит, Блейк едва не был сбит с ног разъярённой толпой, которая направлялась штурмовать тюрьму Ньюгейт в Лондоне. Они атаковали тюремные ворота лопатами и киркомотыгами, подожгли здание и выпустили заключённых на свободу. По свидетельствам очевидцев, Блейк находился в первых рядах толпы во время атаки. Позже это восстание, будучи реакцией на новый парламентский законопроект, отменявший санкции против Римского католицизма, получило название Гордонских мятежей. Они также спровоцировали небывалый всплеск появления большого количества законов и введение их правительством Джорджа III, а также создание охраны государственного порядка, полиции.
Несмотря на настойчивые убеждения Гилкриста о том, что Блейк примкнул к толпе вынужденно, некоторые биографы утверждали, что он якобы присоединился к толпе импульсивно, или же поддержал бунт как революционный акт. Другого мнения придерживается Джером МакГэнн, который утверждает, что, так как мятежи были реакционными, они могли вызвать у Блейка только возмущение.
6. Женитьба и начало карьеры
В 1782 Блейк встречает Джона Флэксмена, который станет его патроном и Кэтерин Буше, которая вскоре станет его женой. В это время Блейк оправляется от отношений, кульминацией которых стал отказ на предложение руки и сердца. Он подробно излагает эту печальную историю Кэтерин и её родителям, после чего спрашивает девушку: «Вам меня жаль?». Когда Кэтерин отвечает утвердительно, он признаётся: «Тогда я люблю Вас». Вильям Блейк и Кэтерин Буше, которая была на 5 лет младше его, обвенчались в Церкви Святой Марии в Баттерси. Будучи безграмотной, Кэтерин вместо росписи поставила в свидетельстве о браке крестик «Х». Оригинал этого документа можно увидеть в церкви, где в период между 1976—1982 годом было также установлено памятное витражное окно. Позже, кроме обучения Кэтерин чтению и письму, Блейк обучил её ещё и искусству гравюры. На протяжении всей жизни он будет понимать, насколько бесценна для него помощь и поддержка этой женщины. Среди бесчисленных неудач Кэтерин не даст угаснуть пламени вдохновения в душе мужа и, также будет принимать участие в печати его многочисленных иллюстраций.