Летом 1943 г. начало формироваться коллективное руководство «ЛЕХИ». К нему принадлежали Шамир, Элдад (Шайб) и Натан Ялин-Мор (после его побега из английского лагеря в Латруне 1 ноября 1943 г.). Элдада англичане арестовали в апреле 1944 г. Шамир тоже был арестован, но позднее, в 1946 году. Таким образом, период, в течение которого все трое фактически возглавляли «ЛЕХИ», был недолгим, и ответственность в основном лежала на плечах Шамира и Ялин-Мора.
Шамир и Ялин-Мор понимали, что для «ЛЕХИ» невозможно больше действовать так же, как во времена Штерна. Они осознали, что организация нуждается в широкой общественной поддержке — и принимали меры для достижения этой цели. Начиная с осени 1942 и до 1944 г. Лехи осуществил много операций, используя в основном — как и раньше — индивидуальный террор. Поворотной точкой стало 6 ноября 1944 г., когда было совершено покушение на члена британского правительства лорда Мойна. В результате этой акции на Лехи снова обрушились преследования со стороны британских властей и "Хаганы", и организация снизила свою активность.
После окончания войны в июле 1945 года «Иргун» и «ЛЕХИ» заключили соглашение о координации действий против англичан, в ноябре того же года к этому соглашению присоединилась «Хагана», однако через 9 месяцев вышла из него. С сентября 1946 года «ЛЕХИ» вновь действовал самостоятельно.[17]
3. Действия организации
«ЛЕХИ» была сравнительно небольшой организацией и насчитывала от 800 до 1000 участников. Несмотря на малочисленность, она совершила множество терактов как против арабов, так и (главным образом) против Великобритании. «Лехи» атаковала английские военные пункты и минировала полицейские автомобили. Группа организовывала нападения на банки для получения средств финансирования (экспроприация). 19 октября 1944 года британские власти провели операцию против «ЛЕХИ». Арестованные участники организации были сосланы в Африку; после основания государства Израиль они были помилованы новым израильским руководством и вернулись в Палестину.
Во время Второй мировой войны (с 1944) организация «Хагана» действовала против «ЛЕХИ» и помогала властям в арестах боевиков последней. Во время войны за независимость Израиля «ЛЕХИ» действовала самостоятельно. После основания Израиля организация была распущена, и некоторые из её боевиков занялись политической деятельностью.
4. Контакты с нацистами
Штерн не верил в возможность победы стран антигитлеровской коалиции, и считал что надо связаться с немцами и итальянцами для того, чтобы они помогли в борьбе «ЛЕХИ» против англичан. Он писал, что у Италии и Германии есть интерес «очистить» Европу от евреев и, с другой стороны, помешать Англии править на Ближнем Востоке.
В своей книге «В крови займется заря» один из сподвижников Штерна, Арье Коцер, приводит слова Штерна, объясняющие мотивы, которыми он руководствовался Штерн, принимая решение о контактах с нацистами:
Мне совершенно ясно: европейское еврейство будет уничтожено, если мы не придем к соглашению с Германией. И следует раз и навсегда уяснить для себя — кто наш враг? Или кто наши враги? Какую пользу мы можем извлечь для себя из войны, и против кого из наших врагов нам воевать, чтобы добиться независимости для нашей страны и спасти наш народ, все те миллионы евреев, находящиеся сейчас в Европе? Для Меня очевидно, что наш враг — это Британия. Британия могла спасти миллионы наших братьев! Но также очевидно, что она их не спасет! Напротив, она заинтересована в их уничтожении. Оно нужно ей для того, чтобы установить власть арабов в стране, которая будет послушным орудаем в ее руках. Польза от нашей помощи союзным державам невелика. А для нас же она попросту равна нулю. Поэтому остается только одно: соглашение с немцами о спасении европейского еврейства. Немцы могут «очистить» Европу от евреев, переправив их сюда, в Эрец-Исраэль. И Германия может согласиться на такой вариант, если мы станем воевать против англичан.[11]
В конце 1940-го года представитель «ЛЕХИ» Нафтали Любинчик выехал в вишистский Ливан и передал немецким дипломатам в Бейруте письмо, предлагающее Германии сотрудничество «ЛЕХИ» для расселения в Израиле евреев Европы и участия в войне против Британии. Письмо было переправлено в немецкое посольство в Анкаре, а оттуда 1 января 1941 — в министерство иностранных дел Германии. Письмо, ставше известным, как «письмо из Анкары», осталось без ответа и в составе архивов германского МИДа было захвачено союзниками в 1945 году. В декабре 1941 года Ялин-Мор выехал в Сирию, откуда планировал пробраться в Турцию для личной встречи с более высокопоставлеными немецким дипломатами, но был арестован англичанами в январе 1942 года.
Еще более широкий план по эвакуации всего еврейского населения Рейха, насчитывавшего около полумиллиона человек, был разработан Георгом Карским, одним из лидеров Ревизионистского движения в Германии и главой берлинской общины. Предложение Карского было встречено в штыки вождями немецкого еврейства[11].
5. Контакты с СССР
По данным ЦРУ, Лехи имела контакты с Советским Союзом и получала от него финансовую поддержку.[18] Также ЦРУ считало что в Лехи советские спецслужбы внедрили своих агентов.[19][20]
6. После основания Государства Израиль
Когда в 1948 г. было создано Государство Израиль, Центр организации «ЛЕХИ», в который входили Натан Ялин-Мор (Фридман), Ицхак Шамир (Езерницкий) и Исраэль Эльдад (Шайб), принял решение о присоединении бойцов своей организации к армии, после переговоров, которые Ялин-Мор и Эльдад вели с Исраэлем Галили и Леви Эшколем. 29 мая 1948 года все бойцы ЛЕХИ были впервые собраны вместе после выхода из глубокого подполья. По свидетельству д-ра Исраэля Эльдада, из сотен бойцов он лично знал, может быть пятьдесят или шестьдесят человек. Эльдад обратился к стоящим в строю бойцам со словами, посвященными памяти основателя организации Авраѓама Штерна (Яира), убитого англичанами в 1942 году, и других погибших бойцов:
· «Помни Яира, который создал нас своим ясным пониманием, который отлил нас из стали своей души, который породил нас своей святой кровью. Помни Яира. И помни всех его учеников-бойцов, которые отдали свою кровь за свободу Родины, которые освятили свои тела для голода, пыток, пуль, эшафотов… Их кровь льется в нашей крови. Их жизнь, героизм и смерть – это огонь, который горит в нас. Этот огонь сожжет врагов. Этот огонь будет гореть в сердце Третьего Храма, в сердце свободного Иерусалима, в сердце Царства Израиля. Это – огонь Яира. Это огонь всех Борцов за свободу Израиля, которые пролили и которые проливают свою кровь в святой войне»[21].
После этого, бойцы «ЛЕХИ» были мобилизованы в ЦАХАЛ. Большинство из них мобилизовались вместе, но были и такие, кто мобилизовался индивидуально; всего в армию вступило около тысячи бойцов «ЛЕХИ»[21][22]. В Иерусалиме бойцы «ЛЕХИ» продолжали действовать самостоятельно под командованием Йеѓошуа Зетлера (подпольное прозвище: Меир). Его бойцы освободили от арабов иерусалимские кварталы Ромема, Лифта и Шейх-Бадер. 14 мая отряд ЛЕХИ пытался прорваться в Старый город, но, не получив помощи от Хаганы, был вынужден отступить[21].
17 сентября в Иерусалиме членами группы, называвшей себя "Отечественным фронтом" и состоявшей из бывших бойцов «ЛЕХИ»[23] был убит спец.посланник ООН по мирным диалогам и урегулированию конфликта Фольке Бернадот, который принимал участие в спасении тысяч евреев из концентрационных лагерей и эвакуацией их в Швецию в последние месяцы Второй мировой войны. Результаты активной деятельности Бернадота, по мнению израильского руководства, могли свести на нет достижения Израиля в войне (Бен-Гурион[24], Моше Даян[25]).
Бен-Гурион воспользовался убийством Бернадота, чтобы прекратить самостоятельную деятельность ЭЦЕЛя и «ЛЕХИ» в Иерусалиме. Базы «ЛЕХИ» в городе были захвачены, и около ста бойцов – арестованы. А Эцель принял ультиматум правительств и распустил свой иерусалимский батальон[21].
В январе 1949 года прошли выборы в Кнессет первого созыва. Бывшие члены ЛЕХИ создали «Партию борцов», которая получила 5370 голосов. Натан Ялин-Мор[7] был избран в Кнессет[2][10] стал депутатом Кнессета и был освобожден, а в феврале были амнистированы все задержанные. В марте 1949 года состоялась конференция «Партии борцов», на которой выявились резкие разногласия между большинством, которое поддерживало избранного в кнессет Ялин-Мора, и между меньшинством, сгруппировавшимся вокруг Исраэля Эльдада. Ялин-Мор хотел, чтобы партия стала рабочей и социалистической, а Эльдад высказывал намерение создать движение, которое уделяло бы много времени образованию и воспитанию и стремилось бы к более глубокому осмыслению понятия «свобода Израиля». Ицхак Шамир[4], третий член центра «ЛЕХИ» поддержал Ялин-Мора. Вскоре после конференции Эльдад потерял всякий интерес к деятельности партии[5].
Позже Ялин-Мор резко сменил позицию и сблизился с палестинскими арабами и коммунистами. В 1967 г. когда разразилась Шестидневная война (1967), он выступил против "израильской агрессии".
Ицхак Шамир сделал весьма успешную, хотя и позднюю политическую карьеру. В 1970 г. он вступил в партию Херут, а в 1973 стал членом Кнессета от возглавлявшегося Бегином списка Гахал. В 1977 г. он был избран председателем израильского парламента. В 1980 г. его назначили министром иностранных дел. Шамир был премьер-министром Израиля с октября 1983 по сентябрь 1984 г., и потом, с октября 1986 по сентябрь 1988 г. После выборов 1988 г. он снова получил пост премьер-министра.
В 1980 г. правительство Израиля учредило знак отличия для членов «ЛЕХИ» как участников борьбы за создание государства[26][27].