Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Кузнецов Д.В. книга 2 (стр. 18 из 73)

Должна ли я еще прибавить, что ни одно из существующих в Новом Свете государств не отнесется благожелательно к отправ­ке туда такой многочисленной иностранной военной части? До сих пор государства эти совершенно не вмешивались в раздоры между английскими колониями и метрополией, но не послужит ли факт привлечения вамп на помощь столь значительной военной силы, принадлежащей к тому же совершенно незнакомой американцам стране, естественным поводом для вмешательства этих государств в конфликт? А отсюда, весьма возможно, разгорится и европей­ский пожар, и Англия, вместо того чтобы наслаждаться миром и спокойствием в Европе, что всегда входило в мои намерения и составляло предмет моих горячих пожеланий, очутится перед не­избежной и новой войной.

Перспектива эта, не скрою от вашего величества, так сильно волнует меня, что хоть я и от души сожалею о невозможности исполнить требования, предъявленные вашим величеством к моим дружеским чувствам, то все же льщу себя надеждой, что немилость ваша ко мне не так будет велика, как это может казаться па пер­вый взгляд...

Декларация дворам лондонскому, версальскоу и мадридскому (Декларация Екатерины II вооруженного нейтралитета), 28 февраля 1780 г.

Императрица Всероссийская столь явно выразила чувства правды, справедливости и умеренности, ее одушевляющие, и предоставила в продолжении войны, которую она должна была вести против Порты Оттоманской, столь очевидные доказательства своего внимания к праву нейтралитета и к свободе общей торговли, что может сослаться в этом на свидетельство всей Европы. Такой образ ее действий, равно и начала беспристрастия, которые она соблюдала в настоящую войну, должны были внушить ей полную уверенность, что подданные ея будут мирно пользоваться плодами своей промышленности и принадлежащими каждой нейтральной нации преимуществами. Однако опыт показал противное: ни вышеприведенные соображения, ни должное к предписаниям универсального права народов уважение не могли обеспечить подданных ея императорского величества от беспокойств, коим они часто подвергались в судоходстве, и от препятствий к их операциям со стороны воюющих держав.

Затруднения эти, причиняемые свободе общей торговли, и торговли русской в частности, таковы, что должны обратить на себя внимание государей и всех наций нейтральных. Посему императрица считает своей обязанностью освободить оную всеми средствами, совместными с ее достоинством и благом ее подданных; но раньше чем прибегнуть к ним и имея искреннее желание предупредить новые столкновения, она сочла за долг справедливости изложить перед лицом Европы те начала, которыми будет руководствоваться и которые могут устранить всякое недоразумение и все к нему поводы.

Она совершает это с тем большею уверенностью, что находит эти начала начертанными в первобытном праве народов, которого всякая нация может справедливо требовать для себя, и что державы воюющие не могут их отменить, не нарушив законов нейтралитета и не отрекаясь от правил, формально принятых ими в разных трактатах и публичных обязательствах. Они сводятся к нижеследующим положениям:

Чтоб нейтральные корабли могли свободно плавать от одной пристани к другой и у берегов воюющих наций.

Чтоб товары, принадлежащие подданным воюющих держав, были свободны на нейтральных кораблях, исключая заповедные товары.

Что в определении таковых императрица придерживается того, что означено в 10 и 11 артикулах коммерческого ее трактата с Великобританией, распространяя сии обязательства на все воюющие державы.

Что для определения того, что может ознаменовать блокированный порт, должен таковым почитйться только тот, ко входу в который не стоит очевидная опасность по сделанным распоряжениям от атакующей его державы, расставленными в близости оного кораблями.

Чтоб сии правила служили основаниями в судопроизводствах и приговорах о законности призов.

Провозглашая оные, ее имп. вел. не колеблется заявить, что для поддержания их и для охраны чести ее флага, безопасности торговли и мореплавания ее подданных против кого бы ни было она повелит отрядить значительную часть своих морских сил. Но сия мера не окажет никакого влияния на неукоснительную строгость нейтралитета, который она свято соблюдала и будет соблюдать, пока не будет вызвана и вынуждена выступить из границ умеренности и совершенного беспристрастия. Только в этой крайности флот ее получит приказание идти туда, куда будет его требовать честь, польза и необходимость.

Давая сие торжественное обещание с присущей ее характеру искренностью, императрица не может не выразить вместе с сим надежды, что воюющие державы, проникнувшись чувствами правды и справедливости, коими она одушевлена, окажут содействие исполнению ее спасительных намерений, столь явно направленных к пользе всех наций и даже к выгоде самих воюющих, и вследствие сего дадут своим адмиралтействам и командующим офицерам сходные инструкции, согласные с вышеизложенными началами, почерпнутыми из первобытного кодекса народов и столь часто признанными в их конвенциях.

Договор между Францией и США, 7 февраля 1778 г.

Христианнейший король и Соединенные Штаты Северной Америки, а именно – Нью-Гэмпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Виргиния, Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия заключают договор о союзе и вза­имной выгоде подданных короля и граждан Штатов, укрепляющий связи между странами и способствующий их безопасности и спокойствию на тот случай, если Великобритания, испытывая недовольство от тех добрых отношений, которые развились между договаривающимися сторонами, нарушит мирный договор с Францией и, либо открытыми военными дейст­виями, либо причинив ущерб торговле и судоходству, поступит вопреки правам наций и существующему между Британией и Францией договору, то Его Величество и упомянутые Соединенные Штаты объединят свои усилия против общего врага. Полномочные представители двух стран, облеченные властью разработать и утвердить условия и положения дого­вора, отвечающие вышеупомянутым стремлениям обеих сторон, после са­мого тщательного обсуждения формулируют следующие статьи договора.

Ст.1. В случае, если во время продолжающихся сейчас военных дейст­вий между Соединенными Штатами и Англией начнется война между Фран­цией и Великобританией, Его Величество и вышеупомянутые штаты объеди­нят свои усилия и будут помогать друг другу всеми возможными средст­вами в случае необходимости, как это принято между добрыми и верными союзниками.

Ст.2. Главная цель настоящего оборонительного союза – обеспечить свободу, суверенитет и полную независимость упомянутых Соединен­ных Штатов как в государственных вопросах, так и в торговле.

Ст.3. Обе договаривающиеся стороны будут использовать против обще­го врага имеющиеся в их распоряжении средства так, как сочтут это нуж­ным для достижения вышеуказанной цели.

Ст.4. Договаривающиеся стороны соглашаются, что в том случае, если какая-либо из них предпримет действия, в которых было бы желатель­но участие другой стороны, то эта сторона с готовностью и доброжелатель­ностью присоединится к реализации поставленной другой стороной цели, как только это позволят обстоятельства; в этом случае специальным согла­шением будут оговорены виды и размеры помощи, а также время и способ ее оказания.

Ст.5. Если Соединенные Штаты предпримут попытку присоединить к своей территории некоторые из владений Британии в Северной Америке или же на Бермудских островах, то эти земли или острова в случае успеха должны быть включены в состав США или стать зависимыми от них.

Ст.6. Христианнейший король навсегда отказывается от владений Бермудскими островами, а также какой-либо частью территории Север­ной Америки, которые до Парижского договора 1763 года или в силу этого договора были признаны владениями Британской короны или Соеди­ненных Штатов, именовавшимися британскими колониями, а также тех земель, которые в то время были или перешли позднее под власть короля Великобритании.

Ст.7. Если Его Христианнейшее Величество сочтет необходимым при­соединить к своей территории острова в Мексиканском заливе, или по­близости от него, которые в настоящее время находятся под властью Великобритании, все упомянутые выше острова в случае успеха переходят к Французской короне.

Ст.8. Ни одна из договаривающихся сторон не может заключить пере­мирие или мир с Великобританией без согласия другой и они взаимообя­зуются не складывать оружия до тех пор, пока независимость Соединен­ных Штатов не будет соответствующим образом обеспечена договором или соглашениями, которые завершат эту войну.

Ст.9. Договаривающиеся стороны заявляют, что исполненные реши­мости выполнить взятые на себя обязательства и условия настоящего До­говора о союзе, согласно их возможностям и ситуации, не будут впослед­ствии требовать компенсации друг от друга в случае возникновения каких-либо непредвиденных обстоятельств в ходе войны.

Ст.10. Христианнейший король и Соединенные Штаты соглашаются пригласить другие державы, которые могли бы претерпеть притеснения от Англии, присоединиться к настоящему союзу на условиях, которые были бы взаимоприемлемыми для обеих договаривающихся сторон.

Ст.11. Обе стороны договариваются, что, начиная с настоящего момен­та и далее, они обеспечивают следующие гарантии: Соединенные Штаты Его Христианнейшему Величеству – владение теми территориями французс­кой короны, которыми он располагает в Северной Америке, а также теми, которые он, возможно, получит по условиям мирного договора; Его Хри­стианнейшее Величество со своей стороны гарантирует Соединенным Штатам свободу, суверенитет и полную независимость в вопросах управления и торговли, а также неприкосновенность их владений нынешних и тех, которые они могут получить во время войны, которые обозначены в 5 и 6 статьях настоящего Договора и которые будут за Соединенными Штатами к моменту прекращения боевых действий с Англией.