Ст. 10. Японское правительство может покупать или строить в США военные суда, пароходы, купеческие суда, китоловные суда, пушки, военное вооружение и всякого рода оружие, а также иные нужные ему товары. Оно будет иметь право нанимать в США ученых, военных и морских дел специалистов, всякого рода ремесленников и моряков для поступления на его службу. Все покупки, совершенные для японского правительства, могут быть вывезены из США, и все лица, нанятые для его службы, могут свободно выехать из США при условии, что никакие предметы, являющиеся военной контрабандой, ни какие-либо лица, нанятые с целью служить в военном и морском отношении, не будут отпускаться, поскольку Япония будет находиться в состоянии войны с какой-либо державой, находящейся в дружественных отношениях с США.
Ст. 11. Статьи о порядке торговли, приложенные к сему договору, будут рассматриваться как часть его и будут одинаково обязательны для обеих договаривающихся сторон и для их граждан или подданных.
Соглашение по инциденту в Симоносеки
Ст. 1. Сумма, подлежащая уплате каждой державе, составляет 3 млн. долл. Кроме того, в связи с совершенными насильственными действиями феодалов в провинции Нагано к указанной выше сумме должны быть присоединены все подлежащие выплате компенсации. При этом должны быть учтены различные расходы флотилий каждой державы, связанные с компенсациями за пожары в Симоносеки.
Ст. 2. Указанная выше уплата должна производиться в течение всего года каждые три месяца в размере 500 тыс. долл., начиная со дня, когда правительству сегуна будет сделано сообщение, что от представителя каждой державы имеется подтверждение о получении оригинала данного соглашения.
Ст. 3. Однако, если державы не возымеют намерения требовать денежную сумму, это будет означать, что они желают установить сердечные отношения с Японией... Если сёгун заявит, что вместо указанных выше компенсаций он готов открыть соответствующий порт для торговли, правительства держав должны принять решение, что они либо согласны с этим, либо намерены получить компенсации.
Призыв адмирала Мэхена к империалистической экспансии США (1890 г.)
Четверть века доминирующей идеей, отвечавшей как настроениям избирателей так и воззрениям американского правительства, была идея протекционизма, согласно которой внутренний рынок полностью удовлетворялся за счет собственной промышленности... В течение жизни Целого поколения американская промышленность находилась, таким образом, под надежной защитой. Это стало уже традицией, консервативной традицией. Варясь в своем собственном соку, американская промышленность лишает себя инициативы. Она напоминает броненосец, имеющий непробиваемую броню, но слабые машины и вооружение: такой броненосец, быть может, неплох в обороне, но не годится для нападения... Да, наш внутренний рынок нам удалось обезопасить, но ведь там, за морями, имеются другие рынки, на которые можно проникнуть и которые можно завоевать только в результате острого соперничества, которое не имеет ничего общего с нашими протекционистскими традициями...
Признание же важности этих рынков для нашей быстро растущей промышленности логически означает и признание всей важности торговли... Америка должна смотреть в будущее и обратить свои взоры на другие рынки и территории. Этого требует от нее прежде всего рост ее промышленности...
Донесение В. А. Теплова В. Н. Ламздорфу об экспансионистских планах Соединенных Штатов Америки, Нью-Йорк, 22 мая (4 июня) 1898 г.
Милостивый государь граф Владимир Николаевич!
Несмотря на очень умеренные успехи, достигнутые американским флотом со времени манильской победы, нельзя не признать, что обычное самомнение американцев, приподнятое этою победою на еще небывалую высоту, продолжает держаться на уровне, отнюдь не соответствующем добытым доселе результатам... Ни выяснившаяся неподготовленность военных сил Соединенных Штатов, ни недостаточность предметов вооружения и снаряжения войск, ни медленный ход военно-морских операций, – ничто не в состоянии утолить все более и более разыгрывающиеся аппетиты, направленные к поглощению все новых территорий. Не довольствуясь не занятыми еще Кубой и Филиппинскими островами, политиканы простирают свои Притязания и на Каролинские острова.
Раздаются, правда, робкие голоса, что предложенное территориальное расширение Соединенных Штатов противоречило бы краеугольному камню государственной политики этих последних – доктрине Монро, доставившей им несомненную выгоду.
Как бы в ответ на подобные опасения, сенатор Стивен Элкинс нашел нужным разъяснить, что пора расстаться с, доктриною Монро. Он категорично заявил корреспонденту «New Jork World», что вся колониальная политика Соединенных Штатов в скором времени изменится коренным образом. «Доктрина Монро, – сказал он, – справедливая в свое время, теперь уже не годна более; война дала нам большую территорию, чем мы могли на то когда-либо рассчитывать, но раз мы ее заняли, американский флаг должен развеваться над нею навсегда. Одни Филиппинские острова недостаточны, чтобы возместить наши расходы, в скором времени мы, конечно, захватим и Пуэрто-Рико; то же должно быть без замедления сделано и по отношению к Гавайским островам, но мы не должны останавливаться и на этом – мы должны приобрести и на Средиземном море земельный участок, который мог бы служить угольным для нас складом».
По этому поводу уместно, как кажется, возобновить в памяти следующие строки из сочинения графа Бейста «Последний из Наполеонов», изданного в 1872 году: «Вся Европа неожиданно увидит, как американский орел, отторгнув мимоходом королеву Антильских островов от Испании, станет вмешиваться в ее дела и давить тяжким бременем на монархические судьбы старой Европы».
С глубочайшим уважением и истинною преданностью имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.
Донесение А. П. Кассини М. Н. Муравьеву о характере испано-американской войны (1898 г.)
Милостивый государь граф Михаил Николаевич!
Как я имел честь донести в. с-ву в моей секретной телеграмме от 19 сего дня, первые впечатления мои по прибытии в Соединенные Штаты были далеко не удовлетворительными…
По весьма распространенному, громко не высказанному, но находящему многих последователей мнению, нынешняя война имеет иной, значительно менее патриотичный и менее чистый источник, чем тот, который ей обыкновенно приписывают. Война, как говорят, явилась результатом финансовых комбинаций нескольких наиболее выдающихся стоящих у власти людей, больших капиталистов и промышленников союза, заинтересованных в кубинских делах, и, наконец, наиболее влиятельных представителей прессы, столь могущественной в этой стране и столь доступной соблазнам доллара. Во всяком другом месте только что изложенные причины по справедливости были бы сочтены за вымысел, но в этой стране, где доллар всемогущ, где весьма мало людей могут устоять перед его соблазнами, они могут быть отнесены к области возможного и даже вероятного.
О причинах и поводе к войне (Отчет командированного по высочайшему повелению к испанским войскам на остров Кубу Генерального штаба полковника Жилинского).
Главная причина испано-американской войны кроется в давнишнем стремлении Североамериканских Соединенных Штатов приобрести острова Кубу и Пуэрто-Рико, с которыми их связывают важнейшие торговые интересы. Желание это... впервые открыто высказано было еще 50 лет тому назад, а в последние годы усилилось еще вследствие политических соображений: стремления обеспечить за собою господство над Карибским морем и будущими каналами Панамским и Никарагуа, к коим Антильские острова служат ключом…
На острове выделывается, однако, только сахарный песок; для рафинирования же он отправляется в Соединенные Штаты, которые держат в своих руках всю торговлю сахаром на Кубе, Пуэрто-Рико и всех Антильских островах...
Близ Сантьяго-де-Куба, в горах Сьерра-Маэстра и Эль-Кобре, а также в окрестностях гор Карденас... в последнее время началась разработка железных руд и каменного угля также по преимуществу американскими компаниями…
.Из вышеизложенного видно, что большая часть продуктов острова вывозится в Соединенные Штаты, которые захватили в свои руки сахарную промышленность и почти всю торговлю островов Кубы и Пуэрто-Рико.
Американские капиталы вложены также и в постройку железных дорог на Кубе.
Испано-американский мирный договор, Париж, 10 декабря 1898 г.
Статья 1. Испания отказывается от всех своих прав и притязаний на суверенитет над Кубой.
Так как остров после его эвакуации Испанией должен быть оккупирован Соединенными Штатами, то на Соединенных Штатах во все времена этой оккупации будут лежать обязательства, которые могут возникнуть в силу международного права из факта их оккупации, для защиты жизни и имущества.
Статья 2. Испания уступает Соединенным Штатам остров Пуэрто-Рико и другие острова, ныне находящиеся под суверенитетом Испании в Вест-Индии, равно как остров Гуам в Марианских островах, или Ладронах.
Статья 3. Испания уступает Соединенным Штатам архипелаг, известный под названием Филиппинских островов… Соединенные Штаты уплатят Испании сумму 20 млн. долларов…
Статья 8. В обеспечение статей 1, 2, 3 настоящего договора Испания покидает на Кубе и уступает на Пуэрто-Рико и других островах Вест-Индии, на острове Гуам и на Филиппинских островах все здания, пристани, казармы, фермы, постройки, общественные дороги и прочее недвижимое имущество, которое по закону является общественным достоянием и в качестве такового принадлежит испанской короне.
Совместная резолюция «О независимости Кубы и оказании помощи со стороны США», 20 апреля 1898 г.
Совместная резолюция для признания независимости народа Кубы, требующего, чтобы правительство Испании сложило свои полномочия и вывело свои наземные и морские силы из Кубы и кубинских вод, и предписывающая президенту Соединенных Штатов использовать наземные и морские силы Соединенных Штатов для того, чтобы привести эту резолюцию в действие.