Эдуард Лимонов рассказал о достижениях в рамках Стратегии-31, о возникшем конфликте с Алексеевой и о взаимодействии с властями. «Мы, с разными политическими верованиями, за полтора года смогли объединиться, что от нас и требовал народ. Но настало 31 октября. Алексеева пошла против нас. Согласованный митинг — это победа над собой. По вопросам Конституции нельзя и вредно разговаривать с властью. Если договариваться — показать слабость. Я всегда готов вести переговоры с представителями власти, но не с низшими клерками-исполнителями, которые ни чего не решают. С Сурковым я тоже встречаться не хочу, но с руководителем аппарата премьера это можно было бы обсудить». Мнение Эдуарда Лимонова разделил и Константин Косякин.
Выступил пришедший на дебаты Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека и член Совета Уполномоченного по правам человека России. Джибладзе высказал мнение о том, что все же стоит вести переговоры с властью — «Мы (правозащитники) стараемся вести переговоры, но не поступаясь принципами. Даже самые бескомпромиссные люди в истории вели переговоры: Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие».
Член федерального бюро ОДД «Солидарность» Илья Яшин призвал не устраивать раскол, а объединить усилия. «Стратегия-31 стала самым успешным проектом оппозиции за последнее время. Достигнут один из главных факторов — единство и братство участников. Сохранить единство — это сейчас для нас ключевая задача. Чтобы Стратегия-31 не развалилась, нужно выполнить три необходимых пункта. Первое — отказ от взаимного плевания друг на друга. Сейчас, например, некоторые наши товарищи другим предлагают выпить яд (прим. автора — имеется в виду случай, когда Э.Лимонов на страницах „Коммерсанта“ предложил Людмиле Алексеевой выпить цианистого калия)». В отличие от нас с вами, которые подставляют свои головы под дубинки ОМОНа, Алексеева, выходя на площадь, рискует своей жизнью. Второе — переговоры вести с властью нужно, но у нас должны быть в них принципиальные позиции. Требование власти исключить Лимонова из заявителей митинга — это возмутительно, это разрушает наше братство. Третье — необходимо создать условия, чтобы на Триумфальную площадь пришло как можно больше людей. Сейчас очевидно, на ближайшие митинги будет подаваться две заявки на проведение. Поэтому я предлагаю в этих условиях проводить совместный митинг, объединившись прямо на площади" — заявил Илья Яшин.
Далее выступил ответственный секретарь бюро ОДД «Солидарность» Михаил Шнейдер: «Мы находимся в той ситуации, когда невозможно объединить организаторов, но мы можем объединить участников. Присоединяюсь к мнению Яшина — нам нечего делить, хотя власти пытаются нас расколоть».
Исполнительный директор ОДД «Солидарность» Денис Билунов также согласился с Яшиным, добавив: «Важно понимать, что Стратегия-31 — важная часть для того, чтобы сменить власть, но это не все. Не менее важен также гражданский активизм, например то, что происходит вокруг Химкинского леса и строительства в Малом Козихинском переулке. Согласованные акции не менее важны, чем несогласованные».
Дискуссия собрала около 200 зрителей, выступило порядка 30 политических и общественных деятелей.
3.7. Стратегия-31 и события на Манежной площади 11 декабря
Первым Эдуард Лимонов высказал своё желание видеть участников митинга против этнобандитизма на Триумфальной площади 31 декабря. Он аргументировал это тем, что девять его сторонников погибли, и он понимает гнев собравшихся почтить память Егора Свиридова.
Затем Александр Аверин оформил приглашение, подчеркнув что у двух акций уже есть общие участники с двух сторон. Он заметил, что наиболее радикальные из футбольных фанатов не примут приглашения, поскольку для них взаимно неприемлем союз с либералами.
3.8. Уведомление
16 декабря утром в 8:01, в московскую мэрию было подано на имя мэра С. Собянина уведомление о том, что группа граждан проводит 31 декабря с 18 до 19 часов на Триумфальной площади публичное мероприятие — митинг. Цель митинга: Требуем соблюдения права граждан собираться мирно на площадях и улицах наших городов в соответствии со статьей 31-й Конституции РФ.
Количество участников: 2 500 человек.
Организаторы публичного мероприятия:
· Буковский Владимир Константинович,
· Косякин Константин Юрьевич,
· Савенко (Лимонов) Эдуард Вениаминович.
3.9. Акции
Санкционированный митинг
Несанкционированный митинг
3.10. Арест большинства лидеров оппозиции
3.11. Пресс-конференция 17 января
3.12. 31 января 2010
Санкционирование
Оргкомитет
Правозащитники
После 31 декабря список правозащитников сократился вдвое, с 10-ти до 5-ти человек.
Россия Молодая
Румол в своём заявлении вызвался уступить место для митинга Алексеевой, но ни в коем случае Лимонову. Уведомление было подано первым и румоловцы санкционированно провели свой День Донора рядом с согласованным митингом Алексеевой.
4. Мнения и оценки «Стратегии-31»
4.1. В России
Сторонники «Стратегии-31»
· 31 декабря 2009 года сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман назвал действия властей, разогнавших митинг на Триумфальной площади, «глупостью» и «позором»[54]:
«Я не могу представить себе большей глупости, чем разгон мирной манифестации накануне Нового года и большего позора, чем задержание Людмилы Михайловны Алексеевой. Такого рода глупости, а точнее сказать, преступления подрывают надежду на позитивные изменения значительно больше, чем странные экономические и политические решения властей. Год, в котором было столько трагедий, завершается позором».
· 5 января 2010 года известная диссидентка и общественный деятель Валерия Новодворская в передаче «Особое мнение» на Эхо Москвы осудила действия властей по разгону акций «Стратегии-31»[85]:
«То есть здесь абсолютно не права власть. Имеют полное право. Вот, им нужна в новогоднюю ночь Конституция. Хотят — пусть встречают Новый год на Триумфальной площади. Пусть там ночуют, пусть поставят там палатки — имеют право. Каждый имеет право опираться на Конституцию, призывать к её защите и никто не имеет права это пресекать. Но власть настолько тупа — это же носорог, он ничего не соображает, он просто прёт вперед и поддевает рогом…»
· 29 января 2010 года в статье «Когда стыдно не прийти» активист движения «Солидарность» Роман Доброхотов, призвав присоединяться к акциям на Триумфальной площади, описал самые популярные причины отказа от участия в «Стратегии-31»:
«Возвращается традиция, когда образованному, уважающему себя человеку в определённый момент просто неприлично не быть на акции протеста. Тот, кто не придёт 31 января — либо просто настолько невежественен, что не знал об акции, либо настолько труслив, что не пришёл. Разумеется, никто не хочет чувствовать себя в таком дурацком положении и потому использует старый интеллигентский приём — „идиотские отговорки“».
· Заслуженный деятель искусств России писатель Григорий Остер накануне 31 января 2010 года так охарактеризовал предстоящую акцию на Триумфальной площади[86]:
«Эта акция не может быть бессмысленной, она необходима. В стране должно быть конституционное право на выражение своего несогласия с тем, что происходит. Если на этот митинг выйдет достаточно большое количество народу, затея Лимонова даст результаты. И тогда не надо будет ничего согласовывать, тогда нужно будет согласовывать несогласие с этим митингом».
· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, присутствовавший 31 мая 2010 года на Триумфальной площади в качестве наблюдателя[87]:
«По существующим в России законам, никто не имеет права не разрешить проведение митинга, если он мирный, а именно так было 31-го числа. Власти обязаны зафиксировать желания группы граждан провести митинг, обеспечить его безопасность и нормальные условия прохождения. Этого сделано не было, поэтому незаконными, на мой взгляд, являются действия властей. Что касается милиции, то она без всякого конкретного повода выхватывала граждан, грубо тащила их по асфальту, ставила к стене с помощью грубого насилия. Это распространялось как на молодых и крепких, так и на ветеранов, инвалидов, чему я был сам свидетелем».
Сторонники Людмилы Алексеевой
Сторонники Эдуарда Лимонова
Противники «Стратегии-31»
· 31 декабря 2009 года активисты движения «Россия молодая» беспрепятственно провели на Триумфальной площади «контр-акцию „Дед Мороз против Плохого Санты“», раздавая листовки и скандируя лозунги «Плохой Санта GO HOME!», «Санта Клаус дуй на HOUSE!». В пресс-релизе движения говорилось:[88]
«Дед Мороз Против! Он против лжи „несогласных“, которая течет из уст Лимонова, Каспарова, Касьянова. Против вранья „правозащитников“, осваивающих зарубежные гранты. Против оранжевого переворота и развала России. Именно поэтому наш Дед Мороз вручил Плохому $анте билет „Москва — Нью-Йорк“».
· 1 февраля 2010 года телеведущий Владимир Познер в своей авторской передаче на Первом канале назвал акцию в защиту Конституции «антиконституционной»[89]:
«Предложив несогласным несколько вариантов, где можно проводить митинг, власти не нарушали Конституции совершенно, а вот возразив и сказав: „мы всё равно будем проводить, как хотим“, практически несогласные, ну, в общем-то, выступили против закона и не только закона. На мой взгляд, в данном случае они нарушают дух конституции. Я за гражданское неповиновение, когда речь идет о борьбе с репрессивными законами, тут надо бороться, но это не тот случай. Как мне кажется, то, что произошло, даже отдаляет перспективы развития демократии в России, чем приближает. По крайней мере, так мне кажется…»
· Директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев заявил, что вся идеология «Стратегии-31» основана на запрете акций[90]:
«Точно с таким же успехом они могут подать заявку на проведение своего митинга в Кремле или, скажем, в здании ФСБ — формально Конституция даёт такое право, там же не оговорены места, где массовые акции проводить нельзя. Но если взять, например, США, то американская полиция очень жёстко и на абсолютно законных основаниях разгоняет любые митинги и демонстрации, на которые не было получено разрешение».