Алексей Карпович Дживелегов (14 (26) марта 1875, Ростов-на-Дону — 14 декабря 1952, Москва) — историк и искусствовед армянского происхождения, ученик П. Г. Виноградова, доктор искусствоведения (1936).
Ранние работы Дживелегова посвящены в основном проблемам западноевропейского средневекового города. В дальнейшем научные интересы Дживелегова затрагивали главным образом историю западноевропейской культуры, особенно культуры Возрождения. Редактор и автор отдельных статей в сборниках «Отечественная война и русское общество» и «Великая реформа» (оба — М., 1911)
Алексея Карповича Дживелегова знают как автора многочисленных научных трудов, охватывающих широчайший спектр проблем, от истории средних веков до нового времени, и явивших новый этап в становлении и развитии отечественной историографии конца XIX - 30-х годов XX века. В то же время мало известны работы ученого по политической арменистике, в том числе Армянскому вопросу. Эта сторона профессиональной и общественно-политической деятельности историка, к сожалению, ещё недостаточно изучена. Изучение работ Дживелегова по Армянскому вопросу не только расширяет сложившееся мнение об исторических взглядах ученого, но и дает возможность получить представление об альтернативных вариантах решения вопроса восстановления армянской государственности, активно обсуждавшегося в начале XX века.
Работы Дживелегова по политической арменистике в основном посвящены истории армяно-русских и армяно-турецких отношений на фоне дипломатической борьбы вокруг Армянского вопроса во второй половине XIX - начале XX века. Ученый считал: есть армянский вопрос в Турции, и есть армянский вопрос на Кавказе, их нельзя сливать воедино. «[[Армянский вопрос в Турции - вопрос международный, если не вполне, то в значительной мере. Армянский вопрос на Кавказе - вопрос русской, окраинной политики, Алексей Карпович|Армянский вопрос в Турции - вопрос международный, если не вполне, то в значительной мере. Армянский вопрос на Кавказе - вопрос русской, окраинной политики]]», - писал он в статье «Армянский вопрос в Центральном комитете партии Народной Свободы». Соответственно должно быть и два варианта решения: один - для Турецкой (Западной) Армении, другой - для Закавказья.
Первой работой Дживелегова, в которой были проанализированы основные тенденции армяно-русских отношений, дана оценка национальной политики Российской империи на Кавказе и поставлен вопрос о будущем устройстве Закавказья, стала написанная в октябре 1905 года и изданная в 1906 году книга «Армяне в России». Позднее взгляды историка на эти проблемы были уточнены в других работах, но в основном подтверждают главные выводы его первой книги.
Дживелегов предложил свой вариант будущего устройства Закавказья. В его основе лежала идея признания исторической законности единого многонационального Российского государства. Вместе с тем ученый отмечал, что грубая политика содействия русификации армян (закрытие школ, преследование печати, отобрание имущества у армянской церкви, препятствование тому, чтобы армяне занимали какие бы то ни было должности) и разжигания национальной розни между ними и кавказскими татарами(1), проводимая реакционным крылом царского правительства, угрожает единству России. Именно поэтому автор и берет на себя роль критика такой национальной политики на Кавказе, вызвавшей обострение русско-армянских отношений на рубеже веков. «Нужно привить культуру Кавказу, а не насаждать в нем человеконенавистничество. А это можно сделать только одним путем - нужно дать полную свободу культурной деятельности. Перед ней не устоит ничто. Началом такой политики может послужить введение суда присяжных и земства, венцом ее - предоставление автономии краю», - читаем в его работе «Армяне в России».
Таким образом, будущее Восточной Армении в составе Закавказья Дживелегов связывает с развитием системы широкого местного самоуправления, в том числе земства. Начало его организации должна положить мелкая земская единица - так называемое участковое земство, «объединяющее образование компактных округов с населением одной и той же национальности» ( «О земском совещании» ). Именно такая форма земского самоуправления на Кавказе сможет обеспечить интересы всех национальностей. С другой стороны, она должна стать первым шагом, началом установления культурного самоопределения армянского, грузинского и татарского народов. Следующий этап в развитии отношений между Закавказьем и Россией -это создание широкой областной автономии в составе свободной демократической России: «Что касается отношений между Россией и Кавказом, в частности Закавказьем, они должны быть, конечно, построены по-иному, чем раньше, и в основу этого нового построения должен быть положен принцип широкого областного самоуправления» («Устройство Закавказья»). Образование автономии Дживелегов понимает как высшую ступень развития самоуправления. Одним из наиболее удобных для практического осуществления, по его мнению, должен быть признан проект автономии армянских дашнаков(2). Вот его основные положения.
Закавказье является частью свободной России и связано с ней общностью войск, финансовой системы и иностранной политики. Оно посылает своих представителей в центральный парламент. Во внутренних вопросах оно самостоятельно. Закавказье имеет свой сейм в Тифлисе, избирающийся на основе всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов из такого расчета, чтобы на 25 тысяч избирателей приходился 1 депутат. Ответственное министерство осуществляет исполнительную власть. Все права личности, общественные свободы гарантированы. Всеобщее, бесплатное, обязательное начальное обучение на родном языке учащихся, но с обязательным изучением других главных местных языков. Обязательное обучение русскому как государственному языку. Отделение церкви от государства. Закавказье делится на округа с самым широким местным самоуправлением, выкроенные таким образом, чтобы были приняты по возможности в расчет этнические и культурные особенности и чтобы селения и каждый округ представляли собою нечто целое и однородное в этом отношении. Все должностные лица избираются всеобщим, равным и прямым голосованием. Для должностных лиц низших административных делений обязательно знание двух из трех главных местных языков (армянский, грузинский, татарский), для служащих в центральном Закавказском управлении и для судей - всех трех. Судьи независимы и несменяемы. Принципы их избрания определяются сеймом. Вооруженные силы составляет народная милиция, которая только тогда выступает за пределы Закавказья, когда опасность грозит всей России или Закавказью.
Конечно, отмечает историк в своем труде «Армяне в России», этот проект нуждается в доработке: «было бы, нам кажется, целесообразно включить в систему выборов принцип пропорциональности, т.е. представительство меньшинства, который нигде не будет более уместен, чем в Закавказье с его пестрым этнографическим составом. Политическими преобразованиями (которые, наряду с национальными, преобладали в проекте - Д. Ю.) не может ограничиться коренная реформа на Кавказе. Они должны дополняться социальными и хозяйственными преобразованиями».
Таким образом, проект Дживелегова во многом основывался на программе по национальному вопросу партии народной свободы, провозглашавшей право на культурно-национальное самоопределение, под которым кадеты прежде всего понимали предоставление каждой народности права пользования родным языком во всех сферах общественной жизни, основание учебных заведений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры, при обязательном обучении русскому как государственному языку. Однако уже в 1906 году историк включил в свой проект переустройства Закавказья раздел, в котором требовал широкой автономии населяющих его народов, в то время как кадеты лишь в отдельных случаях (например, в Царстве Польском) считали возможным введение областной автономии.
Только после Февральской революции 1917г. партия народной свободы начала постепенно корректировать свою национальную программу с учетом изменившейся ситуации. Так, на VIII съезде (май 1917г.) была выдвинута идея провинциальной автономии. С докладом «Об автономии и правах национальностей», посвященным обоснованию вносимых в программу изменений, выступил Ф.Ф. Кокошкин - теоретик кадетской партии по национальному вопросу. Суть его предложений состояла в предоставлении автономных прав, т.е. местного законотворчества в хозяйственной, культурной и национально-культурной сферах,губернским или областным земствам. На IX съезде (июль 1917г.) по национальному вопросу был заслушан доклад Б.Э. Нольде и принята специальная резолюция. Хотя основой национальной программы кадетов оставалось свободное культурное самоопределение, произошла определенная эволюция взглядов. П.Н. Милюков заявил, что реальная ситуация на Украине заставляет партию поставить вопрос о предоставлении той областной автономии. В докладе также содержался намек на возможность в будущем предоставления автономии другим народам России, но только строго законным путем.
«Партия высказывается за децентрализацию и за развитие системы широкой провинциальной (негосударственной) автономии. Автономные права в случае желания населения должны быть предоставлены существующим крупным территориальным единицам: губерниям, областям. Нескольким автономным территориальным единицам должно быть предоставлено право сливаться между собою в более обширные области и расширять компетенцию своих законодательных органов. И больше: автономным единицам должно быть дано право вступать между собою в постоянные или временные соглашения для совместного осуществления через общие органы определенных задач», - разъяснял точку зрения партии А.К. Дживелегов в статье «На съезде Партии Народной Свободы».
Использование в работах Дживелегова проекта дашнаков по переустройству Закавказья позволяет говорить о том, что историк в принципе не исключал возможность предоставления народам Закавказья национально-территориальной, а не культурно-национальной (синонимы: национальто-персональной, экстерриториальной) автономии в составе федеративной демократической республики России. Наиболее четкое оформление этих программных установок мы видим в уже упомянутой работе «На съезде Партии Народной свободы», написанной в 1917г: «В случае федеративной республики Кавказ, как целое, или даже, быть может, каждый из тех трех национальных кавказских кантонов... - сделаются самостоятельными, равноправными штатами. В этом случае Закавказье, как область, составленная из ряда губерний, каждая из которых может получить права провинциальной автономии, может устроить у себя - предварительно или в будущем - те же автономные области на основах этнографических. Создание которых стоит в порядке дня». Неопределенность взглядов Дживелегова на форму государственного устройства являлась, по-видимому, своеобразным отражением разногласий по национальному вопросу между кадетами и национальными армянскими политическими партиями. Стремление партии кадетов к преобразованию России демократическим парламентским путем, на основе общечеловеческих ценностей, несовместимых с крайностями национальной политики реакционных кругов самодержавия, с одной стороны, привлекало на их сторону либерально-демократические круги нерусского населения.