Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. При тогдашнем значении рек, как удобнейших путей сообщения, Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины. Область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины, благодаря чему по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.
Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI – VIII вв. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда. Члены общины совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ.
В основе мировоззрения восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.
Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр. Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения.
Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы. А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.
2. Возникновение Древнерусского государства. Критика норманнской теории
Первая гипотеза образования древнерусского государства была создана в XVIII в., работавшими в российской Академии наук, немецкими учеными Г.З. Байером (1694–1738), Г.Ф. Миллером (1705–1783) и А.Л. Шлецером (1735–1809). Под государством они понимали аппарат управления, в результате сложнейший процесс его образования эти ученые свели к призванию новгородцами варягов. Основным и практически единственным источником для этой теории послужила «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью…»[4]Но в ней описывалась не столько история древнерусского государства, сколько происхождение династии Рюриковичей.В летописи сказано, что в 862 г. новгородцы на определенных условиях пригласили в качестве князя Рюрика (годы княжения 862–879) и двух его братьев – Трувора и Синеуса. После смерти Рюрика власть перешла к Олегу (879–912). В 882 г. он предпринял поход на Киев, где к тому времени правили скандинавские дружинники Аскольд и Дир. Олег спрятал свою дружину в лесу, выманил Аскольда и Дира, убил их и стал княжить сам. Именно его и считал Нестор создателем древнерусского государства. Эта теория поддерживалась еще и тем, что долгое время документов, относящихся к IX в., то есть времени возникновения государственного аппарата, не существовало, считалось, что у восточных славян не было письменности.
Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе. На протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно точной и непогрешимой теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных историков, этнографов было множество и отечественных ученых.
Технологии современности и новые археологические находки позволяют с уверенностью утверждать, что восточные славяне не только имели свою письменность, но и обладали достаточно развитым общественным строем, что бы на территории Руси возникло государство гораздо раньше прихода норманнов. Варяги послужили лишь катализатором в объективно сложившихся условиях создания и укрепления русского государства. На юге таким толчком послужил Хазарский Каганат, оказавший не меньшее влияние на государственный аппарат восточных славян. Славяне в системе Хазарского каганата находились с VIII по X век, и, по крайней мере, русы, северяне, вятичи, древляне и радимичи являлись подвластными племенами этого раннефеодального государства.
В течение VII–VIII вв. восточные славяне находились на стадии военной демократии. Это означало:
− участие населения в целом при решении проблем племени,
− участие всех мужчин в решении военных вопросов,
− всеобщее вооружение народа.
В мирное время руководящие функции находились в руках старейшин и жрецов, в условиях войны – принадлежали вождям.
Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от родоплеменного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти. У восточных славян были все предпосылки государства: князь (монарх); дружина (военная сила); бояре(экономическая элита, собственники земли). К моменту образования Древнерусского государства у наших предков уже существовала племенная знать, которая искала пути защиты своей собственности и сохранения имущественного неравенства. Первыми попытками государственного устройства были отдельные племенные княжения. Именно о таких племенных княжениях, (Артания, Куявия и Славия) упоминалось в древних восточных источниках. Да и варяжский князь Олег, напав на Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира, уже правивших в городе.
По мнению ряда историков (например, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева), агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными руссами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа). Это послужило поводом для призыва варягов из-за моря, акции, о которой упоминает древнейшая летопись и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности.[5]
Какие бы версии появления норманнов на Руси ни выдвигались, общепризнанным историческим фактом остается то, что в 882 г. князь Олег из рода Рюриковичей военным походом завоевал Киев и сделал этот древний город центром своего правления, столицей Руси. Так в 882 г. два крупнейших «союза союзов» Киевский и Новгородский с помощью варягов объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство.
С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.
Вывод: древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия. Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено, прежде всего, внутренними социально-экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.