3. Общественный строй Киевской Руси
Столицей нового государства стал Киев. Во-первых, его положение оказалось более выгодным, чем новгородское: к югу от Киева находилась самая развитая в то время страна – Византия, тогда как Новгород имел выход лишь на страны северной Европы.
Во-вторых, бассейн Днепра оказался более значимым, чем Днестра: в него входили Березина, Припять, Десна, Сож. Это существенно облегчало сбор дани.
В-третьих, в конце IX в. в низовьях Днепра появились печенеги. Южные города оказались под их ударами, тогда как Киев был защищен лесами. Поэтому именно там, в течение зимы накапливались товары, полученные от других племен в виде дани, и под охраной, иногда достигавшей размеров войска, на больших лодках (вмещавших до 40–50 человек) отправлялись в пункты назначения.
Таким образом, в княжение Олега Киев из столицы полян превратился в своеобразное общерусское оптовое хранилище, и, одновременно, – в столицу древнерусского государства.
Древнерусское общество в начале XI в. было социально однородным, социальная дифференциация фактически отсутствовала. Одним из оснований для такого утверждения является первая статья Краткой редакции «Русской правды», где говорится, что на преступника как за убийство дружинника, градина, мечника и изгоя накладывался одинаковый (в 40 гривен) штраф.
Различия в положении свободного человека определялись местом в военнослужебной иерархии. То есть, наибольший объем прав и, вероятно, более высокий уровень жизни имела княжеская дружина. На рубеже XI–XII вв. ситуация изменилась, но различие было все еще не социально-классовым, а иерархическим. Общество состояло из трех элементов: правящего слоя, свободных людей и зависимых.
На вершине социальной лестницы оказались князья и бояре. Впервые упоминание термина «бояре» находим в XI в. в «Краткой правде». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса, боярское землевладение пока не было связано с вотчинной юрисдикцией. Иммунитеты, представляемые князьями церкви в этот период, еще не распространялись на боярские землевладения.
Киевские князья распоряжались землей не как своим недвижимым имуществом, а как государи – государственной собственностью. И наделяли ею своих родственников и бояр за службу и на время службы. То есть, подобно социально-политической практике Востока, земля в Киевской Руси XII в. принадлежала не конкретному лицу, а должности. Когда киевский князь в силу каких-либо обстоятельств лишался престола, автоматически лишались земли и все, кому он ее раздал. Например, в 1148 г. Юрий Долгорукий захватил Киев, наделил своих сыновей «волостями». Но после того как его выгнали из Киева, «свою» землю потеряли и его сыновья. То есть Рюриковичи и бояре к XII в. в большей степени являлись не феодалами-частниками, а «государственными служащими», по-прежнему получавшими землю в «кормление».[6]
В сельской местности общинная организация, основанная уже на территориальных и производственных, а не на кровнородственных связях, существующих между ее членами, продолжала играть важную роль. Община решала важнейшие вопросы экономической жизни: перераспределение (разделы) и распределение земельных участков между своими членами, индивидуальными хозяйствами; организацию совместного пользования угодьями: выпасами, лесами, водоемами; раскладку общинных и государственных повинностей и податей, контроль их выполнения.
Кроме того, община выполняла определенные полицейские функции: надзор за соблюдением общественного порядка, розыск преступников.
Община могла нести коллективную ответственность за проступки и преступления, совершенные ее членами (круговая порука). Как правило, общинная территория включала одно - два поселения.
Административную власть в сельской местности осуществлял присланный князем чиновник - волостель. Незначительные проступки и имущественные споры рассматривались в самой общине на ее собрании - сходе. Там же обсуждались вопросы взаимоотношений с соседями и с государственной властью. Важную роль в принятии решений играли старейшины, а до установления христианства — волхвы, маги.
В это же время формируются различные группировки зависимого люда. Одни из них холопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих от господина.
Смерды считались свободными княжескими людьми, но по мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они, сохраняя свое старое название - смерды, превращались в феодально-зависимых. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить - жить) то есть люди, выбитые из обычной жизненной колеи, порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зависимые группировки непосредственных производителей в Киевской Руси. На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество.
Все большее значение в Древнерусском государстве приобретают города. Главным экономическим признаком города является рынок, расположенный в центре. Основную часть население городов составляли торговцы и ремесленники разных рангов. Довольно рано они стали объединяться в профессиональные корпорации, основанные на собственных традициях, правилах и нормах, имеющие четкую организацию и руководство (гильдии, цехи). В качестве политико-административных центров города обладали особой территорией, могли быть самоуправляемой единицей (например – Новгород) или находиться под властью и контролем князя.
В Древней Руси город был также крепостью и местом пребывания гарнизона. Наиболее укрепленным местом был кремль, за стенами которого население укрывалось в случае опасности. Наиболее крупные города была резиденциями князей, Киев — резиденцией великого князя.
Городское население составляло городскую общину, которая решала многие вопросы городского управления, налогообложения (податей), распоряжения городским имуществом. Городская община формировала военное ополчение города и судебные органы (если эти вопросы не находились полностью в княжеской юрисдикции).
Города были культурными и религиозными центрами территорий, которые примыкали к ним. В городах находились княжеские чиновники (наместники), собиравшие дань с населения, и город тем самым превращался в своеобразный финансовый центр.
Статус древних городов не был четко определен и сам способ хозяйственного существования городов мало отличался от сельских поселений (горожане занимались земледелием, огородничеством и т.п.).
4. Государственный строй Киевской Руси
В IX–X вв. формировался важнейший формально-юридический признак раннефеодальной монархии – наследственная передача стола. В X в. и местные племенные князья заменяются младшими членами рода Рюриковичей – наместниками великого киевского князя. Уже в X в. киевские князья, заимствуя у могущественных соседей – Византии и Хазарского каганата – идею величия монаршей власти, стали величать себя каганами («хакан-рус»). С принятием христианства и церковь, возглавлявшаяся митрополитами-греками, стала переносить на русского князя византийские понятия о государе, поставленном от Бога.
Основной функцией князя первоначально являлись организация военных походов и оборона страны,создание дружины (или её найма) и военных ополчений для борьбы с внешними врагами, с внутренними усобицами, для сбора дани и внешней торговли, распространение власти на новые племена. С укреплением государства и принятием христианства основной становиться регулятивная функция, направленная на достижение социальной стабильности в обществе. Князья не только применяют военную силу во время восстаний, но и пытаются гасить конфликты мирными средствами: раздачей денежных средств нуждающимся, организацией бесплатных «столов», помощью сиротам и вдовам, законодательным ограничением своеволия ростовщиков.
Со времени Владимира I источники особенно подчеркивают важность судебной функции князя. Князь был высшей судебной инстанцией, доступной населению, высшей справедливостью в обществе. Но он же являлся организатором всей системы судопроизводства, которая функционировала на основе княжеского законодательства («уставов» и «уроков»). Князья назначали штрафы за проступки и преступления, сообразуясь с обычным правом, устанавливали размеры вознаграждения должностным лицам, создавали местную администрацию.
Кроме того князья издревле выполняли функцию сбора налогов с подвластного населения. В начале XI в. князем Владимиром устанавливается «десятина» - налог в пользу Церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы - дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со «двора», князь Владимир - с «плуга», князь Ярослав – «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.