Смекни!
smekni.com

Великая Хартия Вольностей 1215 г 2 (стр. 2 из 6)

Статья восемнадцать оставила в силе вмешательство королевской курии в дела, порядок разбора которых был определен асскизами Генрихом II. Феодалы не смогли избавиться от влияния короля и от вмешательства в их дела. Но от этого выиграли свободные люди, так как эта статья защищала их от произвола последних и укрепляла юстицию.

Но, тем не менее, большинство параграфов хартии трактуют вопросы неприкосновенности баронских и церковных владений. Король обещает не взимать незаконных податей, не захватывать земли, не накладывать произвольных штрафов, а также вернуть все захваченные им замки и земли (Статья 52).

Однако согласно Хартии ограничениям подвергался не только королевский произвол по отношению к баронам, но и баронский — по отношению к рыцарям.

Хартия утверждала введение единых мер веса по всей стране, что укрепляло позиции купцов.

Статья сорок один и сорок два позволяла свободно покидать и возвращаться в страну, при чем это касалась как подданных короля, так и иностранцев. Очень важно то, что государство брало на себя обязательство защитить своих граждан, и случаи войны, оказавшихся па территории вражеского государства.

Против беззакония, со стороны короля и его чиновников, был направлен и 39 параграф Хартии, провозгласивший, что ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен власти, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен иначе, как по законному приговору его пэров и по закону его страны.

Однако речь в Хартии идет только о свободных людях, соответственно положения Хартии не распространялось на крепостное крестьянство, а оно составляло большинство населения Англии.

Она, конечно, ни в какой мере не служила гарантией «народных свобод», как это нередко доказывают, и тем более не может считаться «народным правом», ибо именно народу она ничего не дала и не могла дать. Подавляющее большинство населения Англии тогда составляло крепостное крестьянство, и Хартия не давала им почти никаких прав. В хартии есть только одна статья в которой говориться, что при взысканий штрафов с вилланов (крепостных крестьян) оставался неприкосновенным их инвентарь. Однако это требование было включено в этот документ прежде всего в интересах самих же феодалов, ибо крестьяне, лишенные инвентаря, не могли выполнять феодальные повинности.

2.2.Основные положения Хартии и политические требования баронства.

Налоги и сборы, включая щитовые деньги, могут взиматься не иначе, как по решению «общего совета королевства» (что означало, по существу, восстановление баронской курии).

В статье 12 утверждался строгий перечень ситуация, для разрешения которых разрешается взымание пособий: «Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона».

Все же остальные случаи обложения налогами, не указанные в статье 12, должны утверждаться советом королевства. Об этом говориться в 14 статье Хартии: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать, архиепископов, эпископов, аббатов, графов и старших баронов, нашими письмами за нашей печатью; и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бэйлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; повелим позвать мы всех их к определенному дню, т.е. по меньшей мере за сорок дней, и определим место, и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет преступлено к делу при участии в совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились.»

В статье 39 Хартии так же утверждается, так сказать принцип презумпции невиновности, по нему ни один свободней человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами») и «по законам страны»

Статья 38 Хартии защищала от произвола чиновников: «Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалии) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей».

Соблюдение Хартии должен гарантировать совет из 25 баронов наделенный правом «принуждать и теснить» короля «всеми способами, какими только может»

3. Историческая судьба Хартии.

Будучи выражением компромисса между королем, с одной стороны, и сеньорами (баронами) с другой. Великая хартия вольностей в той или иной мере сдерживала не только королевский произвол в отношении своих вассалов, но и остальных феодалов в отношении своих. Однако, будь эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального самоуправства, страной столь же раздробленной, как, скажем, Германия. Этого не случилось, и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство.

Заложив в Англии основы правового порядка, который должен был сменить безраздельно господствовавшую систему правительственного произвола, Великая Хартия не создала вполне удовлетворительных технических средств, которые бы гарантировали проведение в жизнь юридически поставленных ею принципов и делали невозможным возвращение к старому порядку. Великая Хартия явилась лишь первым и чрезвычайно важным шагом английского общества по пути к свободе. Она юридически формулировала выдвинутую жизнью задачу и тем создала почву для правомерной борьбы и дала в руки обществу широкую и определённую программу, способную объединить самые различные общественные элементы в их стремлении к свободе.

Юридическую силу Хартия 1215г. имела лишь несколько месяцев. В конце августа 1215г. римский папа, примирившийся с Иоанном, аннулировал Хартию папской буллой.

Иоанн Безземельный, уступив перед вооружённой силой своих подданных, впоследствии отказался от Хартии. Снова началась вооружённая борьба, но смерть Иоанна (1216г.) помешала довести её до какого-либо определённого результата. Но Хартия уцелела. Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает Хартию. Такого рода подтверждения сделались своего рода традицией (44 раза между 1327 и 1422гг.).

В условиях начавшейся баронской войны, после смерти Иоанна в 1216г. от имени малолетнего Генриха III было осуществлено первое переиздание Хартии. 22 её статьи (10,11,12,14,15,25,27,42,45,48,49,50,51,52,53,55,57,58,59,61,62,63) не были включены в Хартию 1216г.

Второе переиздание документа произошло в 1217г., когда был воспроизведён вариант 1216г. с незначительными изменениями.

Последнее переиздание Хартии 1215г. состоялось в 1225г. Феодалам удалось добиться включения в текст 1225г. некоторых уступок. В последней статье Хартии 1225г. говорилось, что соблюдение Хартии зависит от воли короля, взамен чего ему гарантируются субсидии со стороны большого совета феодальных магнатов. Такой совет действительно созывался Генрихом III до 1258г. Однако в своей политике король совершенно не считался с ним, и при отказе в субсидиях пополнял казну за счёт различных налогов и поборов.

Текст 1225г. был окончательно подтверждён королём Эдуардом I в парламенте и стал законом, который в латинской редакции получил название «Статус о неразрешении налогов» (1297г.). В этом акте было, в частности, провозглашено, что никакие налоги, пособия и поборы не будут налагаться и взиматься без воли и общего согласия архиепископов, епископов, графов, баронов, рыцарей, горожан и иных свободных людей королевства. Из всех статей Хартии 1215г. в него вошли с изменениями ст.1,9,13,20,21,22,23,33,39,40,41,47, причём они были сведены в 9 статей.

В дальнейшем Хартия постоянно модифицировалась, её содержание толковалось и изменялось применительно к новым условиям. Особое внимание привлекала ст.39. Между 1331 и 1363г. парламент много раз интерпретировал эту статью, придав ей почти современное звучание. Так, «законный приговор равных» получил трактовку «судебная процедура с участием жюри присяжных»; термин «закон страны» приобрёл вид «надлежащей правовой процедуры»; слова «ни один свободный человек» были сначала заменены словом «никто», а затем словами «ни один человек, какого бы сословия или состояния он ни был…».

Своё подлинно новое существование она начнёт в период, предшествующий английской революции, в XVII веке, когда знаменитый судья Кок извлечёт её из архива, отряхнув «пыль веков», истолкует в интересах ликвидации абсолютизма, расширения парламентских и судебных полномочий. Общие формулировки Хартии, продиктованные социальным составом коалиции 1215г., в особенности постоянное упоминание «свободных людей», облегчило дело, за которое ратовал Кок. Признанная официальной политической доктриной послереволюционного правительства, Хартия становится символической частью неписаной английской конституции.

Лучшее издание хартий Генриха I, Иоанна и Генриха III дано в "StatutesoftheRealm" (VolumeI, 1810). Здесь мы находим и facsimile Великой хартии. В основание текста положен оригинал, хранящийся в линкольнском соборе (Lincolina), которому официальная комиссия издателей (Record Commission) отдала преимущество перед двумя списками, принадлежащими Британскому музею. Статуты и хартия Эдуарда I переизданызатем "The Statutes, Revised Edition" (Vol. I, Лондон, 1870). Из старых издании важно Blackstone, "The Great Charter" (Оксф., 1759). Для широкого круга публики назначено издание Stubbs, "Select Charters" (Оксфорд). Для истории и истолкования Великой хартии см. Gneist,"Englische Verfassungsgeschichte" (русскийпереводподред. С. А. Венгерова); Stubbs, "The Constituonal History of England" (Vol. I и II); Pauli, "Geschichte von England" (т. III). Русский перевод хартии с истолкованием дал Ясинский: "История Великой хартии в XIII ст." (Киев, 1888).