Смекни!
smekni.com

Восточные славяне в догосударственный период. Образование Древнерусского государства 2 (стр. 4 из 4)

3.2. Социально-экономический строй Древней Руси

  • князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани ("прокорма"), и она впоследствии превращалась в наследственное владение;
  • князь жаловал дружинника за службу из государственных земель;
  • дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины.

Количество и размеры вотчин увеличивались за счет захвата крестьянских земель, пожалований, купли, продажи, дарения и т.п.
Население, занимавшееся сельскохозяйственным трудом, называлось смердами. Смерды жили как в крестьянских общинах, так и в феодальных вотчинах. Смерды, проживавшие в вотчинах, находились в более тяжелом положении, так как теряли личную свободу. Кроме смердов, в вотчинах были также закупы, рядовичи, холопы. Закупом становился разорившийся смерд, который брал у хозяина долг - "купу" деньгами, скотом, семенами или инвентарем. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи - зависимые люди, заключившие с вотчинником договор - "ряд", и на его основе выполнявшие различные работы. Еще одна категория зависимого населения, проживавшая в княжеской или боярской вотчине, были холопы или челядь. Они фактически были на положении рабов и пополнялись за счет пленников или из числа разорившихся соплеменников. Главными формами эксплуатации зависимого населения вотчин в ХI - ХII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве.
В Киевской Руси было значительное число крестьян, живших общинами и не подвластных частным феодалам. Такие крестьяне-общинники платили дань в пользу государства или великого князя. Все свободное население Руси называлось "люди".
В экономике Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Но господствующей системой производственных отношений был феодализм. Феодальный строй Руси отличался от "классических" западных европейских образцов. Эти отличия заключались в том, что государство играло огромную роль в экономике страны. Об этом свидетельствует наличие значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

4. Принятие христианства и его последствия

Правление Владимира Святого (980-1015 гг.). В 980 г. на киевском престоле оказался сын Святослава - Владимир.
Важной заслугой Владимира стало объединение всех земель восточных славян в одном государстве. Он сломил независимость вятичей, присоединил земли по обе стороны Карпат. В результате в правление Владимира территория Руси оформилась окончательно.
Следующей заслугой Владимира является то, что он первый из киевских князей организовал надежную оборону степных границ Руси от печенегов. По рекам Десна, Сула, Стугна, Осетр по его приказу был сооружен ряд крепостей, увеличено количество дружин. Была также налажена служба дальней разведки, оповещения и связи. Именно в это время в русской истории появляются русские былины - сказания, в которых главными героями стали могучие витязи, стоявшие на защите степных границ Руси от кочевников.
В правление Владимира Святославовича и по его инициативе произошло одно из самых важных для русской истории событий - в 988 г. Русь приняла христианство в византийском варианте - православие.
Вначале Владимир был ревностным язычником. В Киеве на видных местах приказал расставить изображения языческих божеств, перед которыми совершались языческие обряды и даже человеческие жертвоприношения. Сам Владимир вел жизнь далеко не христианскую: был склонен к пирам, разгулу.
Но язычество с многобожием уже не отвечало потребностям складывающегося единого государства, и Владимир это ощущал. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.
О колебаниях Владимира стало известно в соседних государствах. Соседи Руси были заинтересованы в том, чтобы Русь приняла их веру: сильного русского правителя выгодно было иметь своим единоверцем. Соседние государства исповедовали разные религии:

  • западные страны - христианство западного толка - католицизм;
  • волжские булгары - ислам;
  • верхушка Хазарии - иудаизм.

Прибыли к Владимиру послы из всех соседних государств с рассказами о своих верах. Наибольшее впечатление произвел на него рассказ греческого священника. Рассказал священник о рождении Иисуса Христа, об учении Его, чудесах, страданиях, смерти, воскресении, вознесении на небо; объяснил, ради чего пострадал Христос и какую жизнь заповедовал христианам. Владимир решил послать послов в разные страны, чтобы посмотреть, как совершаются их церковные службы. Когда прибыли русские послы в Константинополь, византийский император приказал патриарху совершить службу для русских как можно торжественнее, чтобы видели "славу Бога нашего". Православная служба потрясла русских послов. Владимиру они говорили: "Мы не знали, на небе мы или на земле┘Нет на земле такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем┘ Там Бог пребывает с людьми".
Христианство было распространено на Руси издревле и пустило глубокие корни. По преданию, после смерти Иисуса Христа его ученики - апостолы - отправились проповедовать учение своего Учителя и разнесли его по всему миру. В Скифию, где позже станет Русь, отправился Андрей Первозванный, прозванный так потому, что Христос первым позвал его к себе в ученики. Андрей поднялся до среднего течения Днепра, водрузил там крест и предсказал, что там возникнет город, который станет "матерью городов русских". Далее путь Андрея Первозванного лежал через Новгород, Балтику в Рим, где он был распят на кресте за христианскую веру.
Христиане жили в Киеве, Новгороде, других русских городах издавна. Христианство приняла бабка Владимира княгиня Ольга, о которой сохранилась память как о мудрой правительнице. Высота христианского учения - единобожие, над язычеством была для киевского князя очевидной. И, в конце концов, к этому времени вся жизнь восточнославянского общества была ориентирована на Византию.
И Владимир сделал выбор в сторону христианства восточного, византийского - православия. Но брать от греков православие как милостыню Владимир не хотел.
Отправился он с войском на Корсунь, самый богатый греческий город в Крыму, и взял его. Греческим братьям-императорам велел передать, что если не отдадут за него их сестру - красавицу Анну, то с Константинополем будет то же самое. Императоры ответили, что нет у православных обычая отдавать родственниц за некрещеных и что Владимир должен принять православие. Плакала Анна, не хотела выходить замуж за русского "варвара", но уговорили ее братья, что приносит она себя в жертву великому делу: узнает Русь свет истинной христианской веры, а Византия избавится от опасного соседа.
Владимир вместе со своей дружиной крестился в Корсуни. По прибытии в Киев Владимир крестил своих сыновей в источнике, который навсегда получил название "Крещатик". Затем в Днепре киевский князь крестил киевлян. Крестилась Русь непросто. "Огнем и мечом" крестились новгородцы, народ не раз поднимал восстания против новой религии. В основном понадобилось 100 лет для того, чтобы новая религия укрепилась на Руси. Но еще до ХIV в. на Руси сохранялось двоеверие: в церкви, на людях поклонялись Христу, а дома, тайком - старым привычным языческим богам.
Был Владимир великим грешником. Но после принятия православия разительно переменился и стал истинным христианином. Принятие православия в качестве государственной религии является самой главной исторической заслугой Владимира перед Русью. У него были разные варианты в выборе для страны веры, но он гениально угадал, что потребностям государства, условиям проживания на Русской равнине, менталитету русского народа отвечает именно православие. Православие сделало русских уникальными, православие определило будущую высокую судьбу России. За это в памяти народа он остался как "Святой", "Креститель", "Красное Солнышко".
Русская Церковь стала митрополией (отделением) Константинопольской патриархии. Во главе Русской Церкви константинопольским патриархом был поставлен митрополит. Отдельные области возглавлялись епископами, которым подчинялись священники в городах и селах. На содержание Церкви князь отдавал десятую часть собираемых налогов. На десятинные деньги Владимир приказал построить первую в Киеве Десятинную церковь. Так, дав Руси свою веру, а позже и имя, Византия стала крестной матерью Руси.
Со времен принятия христианства история Русской Церкви самым тесным образом переплелась с историей народа. Никогда у Русской Церкви не было иных интересов, кроме интересов государства и народа.
Значение принятия христианства было огромно и проявлялось буквально во всем. Принятие православия перевернуло всю жизнь восточнославянского человека:

  • на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;
  • на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;
  • для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;
  • на Руси появилась фресковая живопись;
  • появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI в.;
  • христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;
  • христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский;
  • изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством;
  • с принятием христианства русское общество обрело духовный стержень, Церковь стала объединяющей силой в государстве.

Вместе с тем, принятие православия привело к культурному размежеванию восточных и части южных - с западными славянами, принявшими христианство из Рима. Восточные славяне ушли в орбиту византийской культуры, а западные - римской.
Одно из последствий принятия Христианства связано с правлением Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался сын Владимира - Святополк, но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев - Бориса и Глеба. Борис и Глеб были самыми любимыми и необычными детьми Владимира. Рождены они были от матери-христианки и с детства отличались христианским благочестием. Братья знали, что к ним подосланы убийцы, но решили принять смерть. Они как истинные христиане посчитали, что умирают во славу Иисуса Христа. Христос знал о своей судьбе, мог спастись, но смиренно принял ее.
Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. С тех пор Борис и Глеб считаются небесными покровителями великокняжеской династии, а Святополк получил прозвище Окаянный.
Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета.
Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.
При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В подражание Константинополю Ярослав обнес Киев высокой каменной стеной, выстроил парадный въезд в Киев - Золотые ворота. В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников. Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.
С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные - изображения святых, Иисуса Христа, Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.
При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".
Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.
При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.
Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда". "Русская Правда" - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. В византийских источниках содержится упоминание о законе русском времен первых киевских князей. Ученые предполагают, что в те времена существовал свод юридических норм и правил, но в устной форме. "Русская Правда" - первый сборник русских законов в письменном виде. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава". Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Кровная месть ограничивалась лишь кругом ближайших родственников. Это позволяет считать, что обычаи первобытного строя существовали уже как пережитки. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями.
При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.
Немаловажной заслугой Ярослава стало также и то, что во многом благодаря его усилиям началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура.
Эпоха Ярослава Мудрого имеет еще одно непреходящее значение: позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению.

Список используемой литературы:

1. Журнал "Наука и жизнь", № 3, 2004 г.

2. Грехов В.Н., Бледный С.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ века». Учебное пособие- М.: Экслибрис-Пресс, 2004г.

3. Данилов А.А. «История России с древнейших времен до конца ХVI века»- М.: Просвещение, 2006г.

4. Ляшевский С. «Русь доисторическая» - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003г.

5. Преображенский А.А. «История Отечества»: М.: Просвещение, 1996г.