В IX-X вв. развитие Новгорода, как бы он тогда ни назывался, шло общеевропейским путем. Город уже имел крепость, «замок» по европейской терминологии. Под ее защитою, к северу и югу от нее, на той же западной стороне Волхова, возникало городское поселение, предместье, быть может несколько предместий, давших потом начало так называемым «концам» - самоуправляющимся районам города. Население этих предместий состояло из людей, занимавшихся частично сельским хозяйством, а главным образом ремеслами. В непосредственном соседстве с крепостью в то время находился и городской торг, неизбежный во всяком городе.
Раскопками здесь найдены маленькие срубы лавочного типа, в них несколько больших ключей, свинцовый безмен; на деревянном настиле улицы - кожаный купеческий кошелек с бронзовыми весами и разновесами; в кошельке - арабский дирхем X в., важный для датировки находки и ее культурного слоя.
На территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения окружённые стенами. Позднее они объединились, и их жители построили общую крепость, получившую название Новгород по отношению к трём старым городам. Но тогда на территории этих разных городов до объединения должны были быть найдены изделия как-то различающиеся друг от друга.
В первые века своего существования Новгород очень небольшим, по современным меркам, и сплошь деревянным городом. Новгород расположился на холмистой местности, по обеим сторонам реки, что было уникальным случаем для своего времени (практически все города средневековья стояли на высоком холме на одном из берегов реки) . Первые жители строили свои дома по берегам, но не у самой воды а подалее, из-за частых наводнений. Улицы шли перпендикулярно Волхову. Позднее они были соединены так называемыми "пробойными" улицами, шедшими параллельно реке. На левом берегу реки высились стены первого новгородского детинца, который был намного меньше современного новгородского кремля и занимал его северо-западную часть. На противоположном берегу был княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка. Летописные сведения о Новгороде Х-ХI веков очень скупы, но они представляют большую ценность.
[8] В летописи под 882 годом говорится о походе князя Олега из Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два крупных восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда началась история великого Древнерусского государства.
В летописи под 912 годом содержится сведение о том, что Новгород платил скандинавам (Варягам) 300 гривен в год "мира деля " то есть во имя поддержания мира с этим небезопасным народом. В 947 году княгиня Ольга установила порядок сбора дани с новгородской земли. Кроме того сведения о раннем Новгороде можно найти не только в русских летописях, но и в Византийских. Так Византийский император Константин VII в десятом веке писал о руссах, приплывающих из Новгорода в Константинополь на своих ладьях. Также Новгород фигурирует под названием Холмоград в скандинавских сагах. [9]Самые ранние саги о Новгороде появились со времён княжения в нём Владимира Святославича.
Согласно Русским летописям он стал княжить в 910 году. Тогда знаменитый князь Святослав Игоревич, отправляясь в поход, посадил своих сыновей Ярополка и Олега князьями в крупных землях своего государства. Летописец рассказывал, что к нему пришли новгородцы, заявив, что если Святослав не подыщет им князя, то они его сами найдут. Великий князь им ответил "Да кто ж к вам пойдёт? ", и действительно оба старших сына Святослава отказались. Небольшой северный город, по-видимому, не представлял для них интереса. Тогда новгородцы попросили у Святослава младшего сына, Владимира. Владимир согласился и вместе со своим дядей по матери Добрыней отправился в Новгород. После гибели Святослава между его сыновьями разгорелась острейшая борьба за власть. Великим князем стал Ярополк, разгромивший в 977 году войска Олега. Владимир, опасаясь, что его постигнет участь быть убитым братом, бежал из Новгорода в Скандинавию. Ярополк посадил в Новгород своих посадников.
В 980 году Владимир вернулся в город с наёмной варяжской дружиной, изгнал ярополкских посадников, а сам с войсками пошел в Киев и осадил там дружину Ярополка. Ярополк был изменнически убит и Владимир стал великим Киевским князем.
В 989 году, вслед за Киевом, произошло крещение Новгорода. Христианская религия с её единобожием усилила власть Киевской Руси. Церковная организация, построенная по иерархическому принципу, стала мощным инструментом русской государственности. В этот же год в Новгород был прислан византийский священник Иоаким Корсунянин. Однако христианство прижилось не сразу. Многие люди не хотели расставаться с верой отцов и дедов, часто возникали стачки, заканчивающиеся кровью. Археологический материал доказывает, что многие обряды язычества сохранились до XI-XIII веков. Такой языческий праздник как Масленица сохранился до сих пор, однако теперь ему придана более христианская окраска.
Владимир, став киевским князем прислал в Новгород своего сына Вышеслава, а после его смерти Ярослава. Именно с именем Ярослава была связана первая попытка отделить Новгород от Киевской зависимости. Так под 1014 годом в летописи сообщается об отказе Ярослава платить дань Киеву. Узнав, что сын не собирается платить дань, Владимир стал собирать дружину, но в разгар подготовки неожиданно скончался. Престол занял Святополк, который убил трёх своих братьев: Бориса и Глеба, причисленных впоследствии к лику святых, а также Святослава Древлянского. Ярослав оказался в трудном положении. Он сам был не прочь захватить власть в Киеве, но дружина его была мала, а варяги, нанятые ранее для обороны от Владимира были перебиты в результате инцидента. И тогда Ярослав (Не зря, видимо, названный в летописи Мудрый) обратился к новгородцам с речью о том, как неплохо было бы захватить Киев и вернуть себе всё, что Киев долгое время отбирал у них в виде дани. Новгородцы согласились, и спустя некоторое время Ярослав в битве у Любеча наголову разбил Святополка, который бежал в Польшу.
Однако в 1018 году Святополк Вернулся на Русь с дружиной своего тестя Польского короля Болеслава и смог разбить Ярослава основательно (тот бежал с поля боя всего с четырьмя дружинниками) . Ярослав хотел бежать в Новгород с последующим намерением двинуть в Скандинавию, но Новгородцы этого не допустили. Они порубили ладьи Ярослава, собрали деньги, создали новое войско и дали возможность князю продолжить борьбу.
В то время Святополк, уверенный в том, что крепко сидит на престоле, поссорился с Польшей. Лишенный таким образом поддержки он потерпел поражение на реке Альте. После этого Ярослав отпустил новгородцев домой и дал им особые грамоты - "устав" и "правду", согласно которым новгородцы должны были жить. В последующие десятилетия Новгород также зависел от Киевских князей. Сначала Ярослав прислал своим наместником сына Илью, а затем Владимира.
Владимир Ярославович в 1044 году построил новгородскую крепость, а в следующем году заложил вместо сгоревшего деревянного Софийского собора новый, каменный. С тех времён и поныне храм этот считается символом новгородской духовности.
В 1021 и 1066 году полоцкие князья совершали набеги на Новгород, причём город удавалось взять и разграбить. В обоих случаях Ярославу с войском удавалось догнать половцев и отнять награбленное. Надо отметить, что это были единственные (вплоть до шведской агрессии XVII века) набеги, когда врагу удавалось взять город. В основном же Новгород сам осуществлял захват территорий и в период Х-ХII столетия являлся центром огромной территории.