Смекни!
smekni.com

Древний Новгород 2 (стр. 1 из 5)

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………………. 2

I. Истоки знаний о Древнем Новрогоде………………………………………………… 3-4

II. Начало Новгородской истории………………………………………………………..5-6

III. Устройство Новгорода………………………………………………………………...7-11

IV. Военное дело и военная слава Новгорода…………………………………………...12-15

Заключение………………………………………………………………………………... 16

Список литературы………………………………………………………………………...17

Введение:

Идеалистическая философия истории, понимавшая мир как процесс саморазвития вселенского духа, находящего себе выражение в отдельных народах, неуклонно приводила к идеям «совершенного своеобразия» национальной истории всякого народа. С точки зрения этих идей легко было совершить ошибку как в ту, так и в другую сторону, представляя национальное наследие России или как ее исключительное богатство, или как ее неизбывную скудость.

Цель данной работы показать, что представлял собой Новгород, когда возник, как формировался, как менялось население.

Новгород давно стал в нашей историографии одним из популярнейших объектов исторического исследования и продолжает оставаться таким до настоящего времени. Это вполне оправдано общим выдающимся значением его в нашей истории и частными обстоятельствами его исторической, судьбы.

Новгород - один из древнейших русских городов, дата основания которого не зарегистрирована достоверными письменными источниками: они застали город уже существующим. Именно к таким городам, за отсутствием точных о них сведений, пытливая мысль древних летописцев привязывала странствующие международные легенды. Лопата современных археологов должна искать их «дна» на колоссальной глубине культурного слоя, порядка нескольких метров толщины.

Новгород - спутник и свидетель всей нашей истории. Наряду с Киевом, он был центром самостоятельного дофеодального государственного образования на территории Руси. Войдя в Киевское государство, он совершал общий с другими русскими городами путь исторического развития. В период XIII-XIVвв., когда нормальное развитие этих городов было нарушено татарским нашествием, Новгород его продолжал и для известного времени является для нас показателем направления и хода развития русской культуры.

I. Истоки знаний о Древнем Новрогоде

[1]Основную часть сведений о Новгороде историки черпают из летописей. Летописи - историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно, или, как говорили в Древней Руси "по летам". Интересно, что сведения о Новгороде можно найти в любой летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (ХI-ХIII вв.) дошли до нас в списках ХIV-XV вв. Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый Синоидальный список Новгородской Первой летописи. К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи систематически доводятся до 1333 года, и, к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся упоминания о событиях, произошедших в Новгороде до 1015 года. Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая, Пятая Новгородские летописи, летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись. Не прекращалась работа над летописями и в XVII веке. В этот период были созданы новые большие своды (Третья Новгородская, так называемые Погодинская и Забелинская летописи) . Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно. Бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей. Как правило, летописи создавались людьми из духовенства: монахами, епископами, монахами и. т.д. Многие люди представляют себе летописца, как беспристрастного монаха, который "Добру и злу внимая равнодушно" записывал все события вокруг себя. По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же мы можем узнать о порядке наследования, денежных, дарственных и обменных операциях. А государственные акты дают нам представление о политике новгородских правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной ХIII века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол. Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после окончания войны.

Сохранились также несколько десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов. Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный, процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который служил для судопроизводства.

Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных угодий и проч. В последние десятилетия на первый план выходят источники археологические. Глазам археологов предстали целые кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних предметов орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие, ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика, всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы пользовались в быту. Интересно заметить, что на тысячу найденных единиц кожаной обуви пришлись всего лишь одни лапти. Этот факт ломает все наши представления о лаптях, как о традиционной русской обуви. Но самая главная находка, ставшая сенсацией в археологии состоялась 26 июля 1951 года - Первая берестяная грамота. Она и более семисот берестяных свитков, извлеченных из земли за последние несколько десятилетий, значительно обогатили наши знания о жизни древних новгородцев. В отличие от дорогого пергамента, который использовался для летописей и ценных документов, береста могла быть доступна каждому новгородцу в любой момент.

Многообразие берестяных посланий написанных крестьянами, ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца.

II. Начало Новгородской истории

Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. [2]Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х-ХI века) , а записывали те устные легенды и сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий IХ-Х века, которую даёт нам летопись. Новгород значит "новый город". Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы ХI веком, когда Новгород был уже довольно крупным городом.

Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного кремля) . Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. Этот факт навёл историков на мысль поискать "старый город " на территории собственно Новгорода.

В пределах Новгородской области имеется несколько городов, так и называющихся «старыми», в которых отдельные исследователи склонны видеть политические центры более древние, чем Новгород, уступившие позднее ему свое значение и определившие тем самое его имя - «Нов-города». С. Ф. Платонов видел такой древнейший центр приильменских славян в Старой Руссе, лежащей по другую сторону оз. Ильменя.

Б. Д. Греков считает таким центром Старую Ладогу, лежащую на другом конце р. Волхова.

Исследователи, искавшие объяснение названия города в нем самом, в обстоятельствах его собственной жизни, указывали или на перенесение центра города с места древнего поселения на восточном берегу реки, так называемого Славна, на западный, где образовался новый город (П. Л. Гусев), или на обрастание первоначального укрепленного ядра, Кремля, большим поселением, обнесенным новым валом, новым городом (Н. С. Державин).

[3]Возвышенная юго-восточная часть города, ближайшая к Рюрикову Городищу, сама расположенная по типу древних городищ между р. Волховом и Тарасовцем и защищенная с третьей стороны искусственным рвом (современный Федоровский ручей), в непосредственной близости к которой оказались и княжеское дворище, и торг, имела особенно много преимуществ. Многозначимой представлялась связь ее топонимики - Славно, Славная улица - с самым именем ильменских славян и Славией арабских писателей. И название Holmgard, отнесенное к этой части города, представлялось естественным. Таким образом, «Славенский холм, по представлениям, основанным на анализе исторической топографии города, с одной стороны, и древнейших норманских и немецких источников, с другой, уже давно казался исследователям местом древнейшего славяно-финского поселения, еще не носившего даже имени Новгорода».