Смекни!
smekni.com

Викторианская эпоха (стр. 9 из 11)

Биконсфильд подал в отставку. Гладстон 28 апреля составил новое министерство. При открытии парламента много шума наделал инцидент по поводу присяги Брэдло.

В первое время в среде гомрулеров господствовало примирительное настроение относительно нового министерства, которое, со своей стороны, решило не возобновлять билля об исключительных законах. Вследствие целого ряда плохих урожаев положение сельского населения, особенно в западной части Ирландии, было крайне тяжёлое. Во многих случаях взнос арендных денег стал абсолютно невозможен. Несмотря на это, число выдворений росло в ужасающих размерах, и так как возбужденный народ прибегал к сопротивлению, то часто приходилось обращаться к полицейской власти. Гомрулеры требовали издания хотя бы какой-нибудь временной меры для защиты бедствующего сельского населения от несправедливых притязаний собственников земли. Министр по делам Ирландии Форстер, уступая этому требованию, внёс билль, восстанавливавший, в сущности, только некоторые пришедшие в забвение определения земельного закона 1870 года. Противодействуя этому биллю, фракция ториев, избравшая своим девизом непримиримую вражду к министерству Гладстона и отделившаяся под предводительством лорда Рандольфа Черчилля от главной консервативной группы, повела систему обструкционизма даже дальше, чем прежде гомрулеры.

В Афганистане англичане действовали успешно; эмиром был провозглашен ставленник их Абдуррахман.

В Южной Африке между бурами Трансвааля обнаружился мятежнический дух; возникло восстание в стране базутосов. Проект конфедерационного устройства разбился о сопротивление Капской колонии.

В Ирландии общее возбуждение поддерживалось громадными митингами. Парнелль предложил систему общественного остракизма против всякого, кто осмелится снимать в аренду земли, откуда были выдворены прежние арендаторы, или кто каким бы то ни было образом будет действовать наперекор земельной лиге. Совершен был целый ряд насилий против судебных чиновников, земельных агентов, оставшихся верными контрактам фермеров и вообще против всех лиц, почему-нибудь неприятных лиге. Все это возбуждало тем большие опасения, что виновных не находили и полиция была бессильна.

Правительство увеличило численность войска и привлекло к суду 14 главных членов земельной лиги, в том числе Парнелля, по обвинению в мятежнической агитации. До какой степени ирландский народ принял близко к сердцу рекомендованное Парнеллем средство общественного остракизма — это показала история с капитаном Бойкотом, фермером и земельным агентом в Майо, по имени которого вся эта система, принявшая характер настоящего террора, получила название бойкотирования. Вскоре в Ирландии, кроме Ульстера, не осталось ни единого уголка, где бы лига не имела своих отделений и тайных судов, члены которых располагали страшным оружием бойкотирования. По делу членов земельной лиги присяжные не могли прийти к соглашению, и судебное производство осталось без результата. В начале 1881 года парламенту предложены были билль для подавления анархии в Ирландии и земельный билль, клонившийся к преобразованию аграрных отношений. Гомрулеры заявили о своём твёрдом намерении затормозить во что бы то ни стало первый из этих биллей. Прения тянулись 42 часа подряд. Наконец билль прошёл в первом чтении; но уже в тот же день по поводу предложения о втором чтении гомрулеры возобновили свою обструкционную тактику.

Совершенно ясной стала необходимость изменений в самом уставе палаты. Внесённое в этом смысле предложение Гладстона вызвало новые бурные сцены. Оно было принято, но ирландским депутатам все же удалось затянуть утверждение билля на целых 12 заседаний. Затем наступила очередь земельного билля. Он заключал в себе следующие главные постановления: ограничение права помещика отказать фермеру в дальнейшем содержании аренды; обеспечение за фермерами стоимости всех произведенных ими на арендуемом участке улучшений; пересмотр чрезмерно возвышенной арендной платы особыми оценочными присутствиями, определения которых должны быть одинаково обязательны как для помещиков, так и для фермеров; увеличение арендных сроков; наконец, выдача ссуд на улучшение или покупку арендуемых имений, на поднятие пустопорожних земель, равно как на переселение безнадежно обнищавших. Несмотря на множество поправок, в существенных своих пунктах билль остался без изменений; но после рассмотрения его лордами он вернулся в нижнюю палату неузнаваемым. Министерство изъявило готовность к уступкам, но отвергло все поправки, которыми нарушалась главная цель билля. Лорды стояли на своём. Гладстон сделал ещё несколько уступок, и наконец билль получил королевскую санкцию (август 1881).

В апреле того же года умер лорд Биконсфильд, которому наследовал, как предводитель консервативной партии в верхней палате, лорд Салисбэри. В Трансваале вспыхнуло восстание боэров. При посредстве Оранжевой республики открыты были переговоры, окончившиеся миром, в основу которого легло признание верховных прав королевы и самоуправление буров.

Правительство спокойно смотрело на занятие Туниса Францией, но наперед заявило свой протест против расширения французского влияния на Триполи.

Старания возобновить заключенный Кобденом в 1860 году англо-французский торговый договор, в которых выдающееся участие принял с английской стороны Чарльз Дильк, разбились о сопротивление французских протекционистов.

Ирландская земельная лига была закрыта правительством; оценочные присутствия для пересмотра арендных платежей открыли свою деятельность, оживившую надежды на лучшее будущее. Но уже в первых числах 1882 года обнаружилось новое брожение враждебных элементов. Тайные общества фениев старались занять пробел, оставшийся за уничтожением земельной лиги; их поддерживали денежные пособия и эмиссары из Америки.

В начале сессии 1882 года произошло столкновение между Гладстоном и верхней палатой. Последняя постановила избрать специальную комиссию для исследования результатов ирландского земельного билля. По мнению Гладстона, такая комиссия, назначенная землевладельцами и в интересах землевладельцев, могла оказать только вредное влияние на начатое в Ирландии дело умиротворения. Он предлагал поэтому вотировать порицание верхней палате, что и было принято большинством 303 голоса против 235.

Лорды все-таки избрали комиссию, но, не пользуясь содействием правительства, она осталась мертворождённой. Тории сами нашли необходимым пойти навстречу требованиям земельной лиги и внесли предложение содействовать фермерам в покупке арендуемых ими участков при пособии от казны, требуя в то же время более строгих мер против тайных обществ. Примирительное настроение было нарушено вестью об убийстве нового министра по делам Ирландии лорда Фредерика Кэвендиша и его товарища Борка в Феникс-Парке, в Дублине (6 мая). Это убийство было делом тайных обществ, которые и слышать не хотели о соглашении. Уже 11 мая Гаркорт внёс в нижнюю палату билль о предупреждении преступлений, который, кроме других мер охранения общественной безопасности, заключал в себе разрешение производить домовые обыски днем и ночью, назначение чрезвычайных судов, право запрещения газет и общественных сходок. Билль был принят обеими палатами. Вслед за этим Гладстон провёл другой закон, имевший целью оказать помощь беднейшим ирландским арендаторам.

В сфере внешней политики главный интерес представляли египетские дела. Ещё осенью 1881 года в Египте образовалась военная партия под предводительством Араби-паши, открыто ставшая во враждебные отношения к иностранцам. В связи с этим 11 июня 1882 года произошло возмущение черни в Александрии, при чём был ранен британский консул. 15 июня Гладстон формулировал в парламенте свою египетскую политику в 3 главных положениях: совместное действие с Францией, уважение к верховным правам Порты и водворение прочного порядка в Египте в интересах Европы и с одобрения великих держав. В том же духе действовала собравшаяся в Константинополе европейская конференция (23 июня). Но медлительность Порты, нерасположение Франции к вооружённому вмешательству и все более и более вызывающий образ действий Араби вскоре принудили Англию к более энергическому образу действий. 6 июля английское правительство отправило Араби-паше требование приостановить крепостные работы, начатые им в Александрии, и так как Араби оставил это требование без внимания, то 11 июля британский флот под начальством адмирала Сеймура открыл огонь по александрийским фортам.

13 июля Араби покинул город, который был подожжен чернью. Заняв Александрию, англичане обратили свои силы против Араби. В Египет был послан самый выдающийся английский полководец, Волслей, который уже 13 августа одержал при Тель-ель-Кебире блестящую победу над Араби-пашой. Последний сдался в плен и был отвезен на остров Цейлон.

К концу сессии приняты были предложенные Гладстоном изменения в парламентском уставе. Главнейшими из них было так назыв. правило о закрытии (англ. closure), которым спикеру предоставлялось право с согласия большинства признать прения оконченными и учреждение так называемых больших комитетов (англ. grand committees) для предварительной разработки специальных вопросов, которые до сих пор обсуждались в полном заседании палаты. Этими двумя постановлениями в значительной степени ограничена возможность злоупотребления свободой слова. В составе министерства произошли важные перемены. Брайт вышел в отставку немедленно после бомбардировки Александрии. Гладстон уступил портфель финансов Чайльдерсу, оставив за собой только пост первого министра, и в кабинет вступили новые члены: лорд Дерби, открыто перешедший в либеральный лагерь, и Чарльз Дильк, принадлежавший к радикальному крылу партии.