План
Введение
1 История
2 Культура и фольклор
3 Список еврейских местечек
Список литературы
Введение
Штетл (идиш שטעטל — городок), или еврейское местечко — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Еврейские местечки находились в областях, составляющих с конца 18-го века черту оседлости в Российской империи (Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также части территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи[1].) Языком еврейских местечек был идиш.
Образ штетла используется как метафора для обозначения традиционного образа жизни восточно-европейских евреев, их бытового и культурного уклада, а также как ностальгический символ утерянного мира ашкеназийского еврейства.
Еврейские местечки изображаются, как правило, благочестивыми общинами, которые следуют законам ортодоксального иудаизма, неизменными и социально стабильными, несмотря на жизненные тяготы.
Цепь исторических событий конца 19-го, начала 20-го века и последовавший за ними Холокост привели почти к полному уничтожению еврейских местечек и европейской идишской культуры.
1. История
История старейших еврейских поселений в Восточной Европе началась около тысячелетия назад. Она видела периоды относительного спокойствия, терпимости и процветания, а также периоды тягот, крайней нужды и погромов. . В 15-16 вв. еврейские местечки стали появляться на территориях, опустевших в результате длительной войны Речи Посполитой с Золотой Ордой, а также на землях польской короны. Как польские короли, так и польские магнаты стремились привлечь в запустевшие места, в сельскую местность переселенцев — для развития края, подъема ремесла и торговли.
"«Здесь евреи были нужны, они были способны поднять экономику, имея опыт в коммерции и ремеслах, кроме того, польские дворяне нуждались в деньгах, которые евреи могли платить за аренду и в качестве налогов. Еврейские общины приглашались поселиться в городки, принадлежавшие польским аристократам, им обещались безопасность и сохранность их имущества, свобода торговли, свобода в исповедании их религии, самоуправление.
Во многих таких частновладельческих городах евреи составляли преобладающее большинство. Еврейские общины продолжали существовать здесь со своими традициями и культурой, практически изолированные от внешнего мира. Первоначально зависевшие от крупных развитых общин больших городов, откуда прибывали поселенцы, эти маленькие общины приобретали все большее значение, поскольку их развитию не препятствовали установленные права и антиеврейские традиции горожан-христиан, как было в старых „королевских“ городах. Так в 17-18 вв. продолжалось движение в эти маленькие городки — местечки — где еврейская община была консолидирующим началом и имела определяющее значение.
С разделом Польско-Литовского государства началась окончательная кристаллизация социо-культурной модели местечка в процессе дифференциации общин после раздела. Россия столкнулась с феноменом еврейского местечка в конце 18 века в результате разделов Польши, когда часть этой страны вместе с плотным еврейским населением вошла в состав Российской Империи. Здесь местечки находились в рамках Черты еврейской оседлости, установленной в 1794г и просуществовавшей до Февральской революции 1917 г.
Еврейское местечко играло определенную роль в экономике, оно было как бы посредником в торговле между городом и деревней, а также ремесленным центром по обслуживанию сельской округи. Возникновение такой роли было результатом положения евреев в феодальном обществе. В нем при неразвитых денежных отношениях и промышленности главным богатством и залогом благосостояния была земля. Между тем она уже была распределена между членами общества, в котором евреи были пришельцами. Евреям не разрешалось владеть землей, что обуславливало их основные занятия — ремесло и торговля. Их занятие арендой вело к образованию тесных связей с деревней, поэтому они и селились общинами рядом с деревнями и городами, образуя торгово-ремесленные поселения.
В России по переписи 1897г 33,5 % ее еврейского населения проживало в 1522 местечках. Около 40 % их жителей занималось торговлей и посредничеством, а 35-40 % были ремесленники.[2] Реальный критерий размера местечка не определен, оно могло иметь от меньше 1000 жителей и до более 20 000.
Однако местечко не было просто населенным пунктом, городком, но его отличал особый образ жизни, культура, традиции, которые создавала община, жившая своим замкнутым миром по законам Галахи. Еврейская община была создателем культурных ценностей, она принимала участие в жизни каждого своего члена. Идишкайт (традиционные еврейские ценности) и меншлихкайт (гуманность) были две главных ценности местечковой общины, вокруг которых концентрировалась ее жизнь. Традиционные идеалы соблюдения заповедей, учения, социальной справедливости, благотворительности были слиты в образе жизни местечка. Идишкайт и меншлихкайт выражались во всех поступках и поведении еврея, направленные на то, чтобы прожить жизнь как „хороший“ еврей, они проявлялись в синагоге и семье, святости Субботы и праздников, суматохе рынка.» [3]
Во второй половине 19-го столетия начался упадок штетл . Этому способствовало строительство железных дорог, проходившее через небольшие города и, как следствие, изменившаяся экономическая ситуация. Увеличение количества сельских торговцев и ремесленников, улучшение транспортных средств между деревнями и городами отменили необходимость местечек, как посредников между сельскохозяйственными поселениями и торговыми центрами. Ткань взаимной зависимости между евреями и их соседями была поражена. Волна погромов прокатилась по всей черте оседлости в 1881—1884 годах, опираясь на попустительства и поощрения со стороны правительства. Еще более тяжелые волны погромов прошли в период с 1903 по 1906. Многочисленные нападения на евреев происходили в ходе военных действий, которые охватывали Восточную Европу в ходе Первой мировой войны, Гражданской войны в России, польско — украинской и польско-советской войны .
В свете этих событий, евреи (особенно молодые) начали покидать Штетл, искать возможности для образования, занятости и карьеры в крупных городах. Политические и идеологические течения и движения начали подрывать традиционный местечковый уклад жизни, который теперь все менее удовлетворял новые поколения. Удушающая политика царского правительства способствовала массовому участию евреев в революционном движении. Многие из бывших жителей местечек мечтали насладиться плодами освобождения и эмигрировать в Центральную и Западную Европу, или добраться до Америки, открывающей новые возможности — или участвовать в сионистском движении и присоединиться к первым поселенцам на Земле Израиля. . После Падения Российской Империи и конца господства самодержавия евреям было разрешено селиться в городах Советского Союза . В общем, начиная с конца 19-го века и в первые десятилетия 20 века около двух миллионов евреев покинули черту оседлости.
С исчезновением большинства евреев Центральной и Восточной Европы в Холокосте, местечко как явление, перестало существовать. Общины «Эрец Штетл» были истреблены нацистскими Айнзатцгруппами в ходе массовых убийств еврейского населения во время Великой Отечественной войны, а впоследствии во время истребления в лагерях смерти как части плана «Окончательного решения еврейского вопроса» .
2. Культура и фольклор
Штетл был известен как место, где евреи создали богатый и своеобразный мир, способствовавший широкому развитию феномена культуры идиш. Жизнь местечка глубоко проникла в произведения еврейских писателей и художников, таких как Шолом Алейхем, Ицхок Башевис-Зингер, Шмуэль Йосеф Агнон, Двора Барон, Марк Шагал, Герман Штрук . Культура идиш, расцвет которой пришелся на 20-е — 30-е годы в городах Польши и Литвы, в значительной степени основана на жизненных и культурных ценностях, рожденных в еврейских местечках. Особое место в еврейском фольклоре и народном юморе занимает город Хелм на востоке Польши: «хелмские мудрецы» — олицетворение наивности и глупости, а Хелм — знаменитый «город дураков». Многочисленные истории рассказывают о том, как в решении стоящих перед ними задач жители Хелма прямолинейно применяют абстрактные принципы на практике, что приводит к комическим результатам. Первая литературная обработка рассказов о хелмских мудрецах была напечатана в 1867 г., ее автором считается А. М. Дик. [4] Вымышленный городок «Касриловка» из рассказов Шолом Алейхема, где в основном и происходят все его истории, стал символом заброшенного еврейского захолустья, где обитают «маленькие люди» с большими мечтами.
3. Список еврейских местечек
Список литературы:
1. Геллер М. Я. История Российской империи. В трех томах. М.: Издательство «МИК», 1997 ISBN 5-87902-073-8 ISBN 5-87902-074-6 Том 2 Глава 9 РЕАЛЬНОСТЬ И МЕЧТЫ АЛЕКСАНДРА I
2. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. — СПб., 1905. Т. 1, 2;
3. http://jhistory.nfurman.com/lessons9/1930.htm Школьникова Э. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО МЕСТЕЧКА В СССР В 1930-Е ГОДЫ
4. http://www.eleven.co.il/article/14498 Электронная еврейская энциклопедия
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Штетл_(еврейское_местечко)