В 988 г. при Владимире I христианство в византийском варианте было принято в качестве государственной религии вместо язычества. Русская православная церковь изначально поддерживала государство и зависела от него, так как по Уставу Владимира, провозглашенного святым, получала на свое функционирование 10% от всех доходов в государстве. Великие князья фактически назначали высшее духовенство, поощряли развитие монастырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.
В тот период страна была богата лесами, рыбой, дичью. Главным занятием населения было пашенное земледелие. Использовалась подсечно-огневая или переложная система. В городах насчитывали до 60 ремесленных специальностей. При этом глиняная посуда, металлические изделия, украшения изготовлялись на заказ и для продажи на рынках.
Государство не может существовать без сборов с населения на общегосударственные нужды. Впервые десятилетия князья собирали дань с контролируемых территорий, объезжая, а иногда снова подчиняя их себе. Дань была не слишком обременительной для населения и представляла собой предметы, продукты подлежащие длительному хранению (меха, мед, воск и т. д.). Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси налоговую реформу, установив размеры дани, порядок ее сборов и систематичность.
Связи человека с государственной властью постоянно развивались. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг, участок земли). Одними из главных доходов государства были уголовные штрафы и пошлины. Корчмиту брали за содержание корчмы, гостиную дань и торговое — за место под склад и рынки для иностранных купцов, мыт и перевоз — за помощь государства при перемещении товаров через реки и волоки. Население привлекалось для строительства укреплений, постройки и починки мостов, благоустройства городов и т. д.
Значительная часть дани продавалась в Византию, Венгрию, Польшу, в другие соседние страны и территории. Главной торговой трассой был путь «из варяг в греки». По Балтийскому морю везли товары в Европу. По Волге и Каспийскому морю добирались до арабских идругих государств. За границей приобретались оружие, предметы роскоши, вина и т. д. При Владимире I стали чеканиться первые русские монеты — златники и серебряники.
Среди сельского населения преобладали свободные общинники, которые землей владели и распоряжались коллективно, но работали и проживали семьями. Частными собственниками земли могли быть князья и бояре. Земельный участок (в Европе такой участок называли феод, бенефиций, аллод) они получали за службу великому князю. На них обычно работали зависимые люди: закупы (за взятую ссуду); рядовичи (по договору, ряду); холопы, фактически рабы. По «Русской Правде» за убийство обычного свободного человека полагался штраф 40 гривен, за рядовича — 12 гривен, за холопа — 5 гривен. В одной гривне было около 200 граммовсеребра. За убийство княжеского тиуна (управляющего) штраф составлял 80 гривен.
В городах ремесленники, торговцы объединялись по интересам. Городская община в целом занималась благоустройством, укреплением обороноспособности городов, число которых быстро росло. Старейшими городами современной России являются: Старая Ладога (753), Великий Новгород (859), Смоленск (862), Ростов Великий (862), Рязань (1095). Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитывалось до 300 городов, в которых тогда проживало от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Во всех русских землях перед монгольским нашествием жило, по утверждению некоторых авторов, до 12 млн. человек.
2 СПОРЫ О ПОНЯТИИ «РУСЬ»
Долгое время в историографии существовали две точки зрения по данному вопросу, связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и Х. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «Русь», и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.
Историки «антинормалисты» обращают внимание на то, что термин появился в византийских источниках задолго до появления варягов на Руси: наряду с термином «склавены», «анты», «венеды» встречается и понятие «росы». Император Византии Константин Багрянородный писал о «росах» и даже именовал их страну «Россией». Этот термин был обнаружен также и в арабо-персидских источниках.
Существует мнение, что термин Русь южного происхождения, его связывают с названием реки Рось, притока Днепра, в бассейне которой жили поляне, племенной центр русского этноса. Однако некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» и «Росси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «О» на «У». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности.
В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь – это название одного из славянских племен.
В то же время не выдерживает ни филологической, ни исторической проверки гипотеза выдвинутая в прошлом веке Д. Иловайским, о том, что Русью в давние времена называлась река Волга.
Однако часть языковедов считают, что термин «Русь» пришел на Юг с Севера. Они предполагают, что этимологически этот термин финского или шведского происхождения, хотя разыскания в этом направлении не дали еще сколь-нибудь убедительных данных. Черты внешнего правдоподобия носит гипотеза о происхождении термина Русь от финского слова «Ruotsi» возникшего в свою очередь от шведского «Roods» («гребцы»). Это косвенно подтверждается тем фактом, что византийцы часто называли «Русь» дромитами, потому что они пользовались легкими и быстрыми судами-дромонами.
Новейшие исследования свидетельствуют о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был связан с северными землями, откуда он пришел затем на юг. В киевский период термин «Русь» было первоначально династическим именем затем значение этого термина распространялось повидимому, на весь социально-верхушечный слой, состоявший из объединения славянских, чудских и варяжских элементов. к XII в. варяжская династия Рюриковичей в течение нескольких поколений совершенно «ославянилась», а «Русь» стала именем этническим. Параллельно термин «Русь» стал употребляться в качестве названия территориальной единицы. В IX в. Русь представляла собой небольшой участок днепровского Правопобережья, с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. В XII в. понятие «Русь» в территориальном смысле уже употреблялось в более широком объединяющем значении как название всех южнорусских земель. В это же время стало складываться представление о Руси как стране.
На Руси происходило примерно то же самое что было, например во Франции. Там вначале от этнического имени «франки» получила наименование небольшая территориальная область Иль-де-Франс («Французский остров»), явившаяся затем центральным ядром растущей Франции.
После распада раннефеодальной монархии «Киевская Русь» на ряд обособленных княжеств термин «Русь» сохранялся в основном за западными княжествами, вошедшими в состав Великого княжества Литовского, жемайтиского и Русского. Северо-западные земли стали называться «Великим Новгородом», а северо-восточные «Московией». Когда московский великий князь Иван III ликвидировал независимость Новгородской боярской республики, он стал именовать себя государем «всея Руси», а государство – «Русией».
3 НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ
Норманнская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманнской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.
«Норманнская теория» - это один из наиболее дискуссионных аспектов в истории Русского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения древнерусского государства. Много образованных людей изучали эту проблему и силами последующего поколения коллег были разделены на норманистов и антинорманистов.
Что же собственно это такое: «норманнская теория»?
«Норманнская теория» - это концепция образования Русского государства, основанная на отрывке из «Повести временных лет». Самый общий смысл теории состоит в том, что скандинавы создали русский народ, русское государство (местному населению это было не под силу), русскую культуру.