План
Введение
1 Биография
2 Литературная деятельность
3 В глазах современников
Список литературы
Введение
Тимофе́й Никола́евич Грано́вский (9 (21) марта 1813, Орёл — 4 (16) октября 1855, Москва) — русский медиевист, заложил основы научной разработки западноевропейского Средневековья. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839—1855). Был ближайшим другом Н. П. Огарёва и А. И. Герцена.
1. Биография
Родился в дворянской семье. До 1826 года воспитывался дома. Учился в московском частном пансионе Ф. И. Кистера (1826—1828). В 1828—1831 жил в Орле. В 1831—1832 годах служил в Министерстве иностранных дел.
Окончил Петербургский университет в 1835 году (юридический факультет). Служил в библиотеке Гидрогеографического депо Главного морского штаба. В начале 1836 года познакомился с Н. В. Станкевичем, определившим развитие взглядов Грановского.
Был командирован за границу для приготовления к профессорскому званию. Занимался в Берлинском университете у Л. Ранке, Ф. К. Савиньи и др. (до 1839 года), изучал философию Гегеля, затем преподавал в Московском университете (с 1839 года), читал курс истории Средних веков.
В 1845 году защитил магистерскую диссертацию. В 1849 году опубликовал свою докторскую диссертацию «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции», в 1850-х годах работал над учебником по всеобщей истории (опубликован частично). Грановский интересовался так называемыми «переходными» эпохами: от Средневековья к Новому времени, а также историей средневекового города, феодализмом как системой политических и правовых отношений и т. д. По своим воззрениям Грановский был сторонником Гегеля, главный смысл всеобщей истории видел в развитии «духа рода человеческого».
Похоронен на Пятницком кладбище[1].
2. Литературная деятельность
В 1828 году дебютировал в «Дамском журнале» подражательной элегией «Страдалец». Во время учёбы в Санкт-Петербургском университете сблизился с П. А. Плетнёвым и О. И. Сенковским. Сенковский привлёк его в качестве рецензента журнала «Библиотека для чтения», в котором Грановский стал участвовать с 1835 года.
Впоследствии Грановский был близок к кружку «Современника», поддерживал дружеские связи с Некрасовым и другими сотрудниками журнала, например, Боткиным.
Хотя Грановский как профессор, как человек общественный далеко оставлял за собой Грановского-писателя, но сочинения его представляют достоинства первоклассные. Одна уж их живая, художнически прекрасная форма при строго учёном содержании сообщает им весьма важное значение. Издания сочинений Грановского с его биографией, портретом, с приложением всего замечательного, вызванного его смертью, — вот чего ждем теперь мы, ждёт вся публика от друзей покойного, между которыми есть люди, глубоко его любившие, которые при жизни готовы были многим для него жертвовать…
Н. А. Некрасов «Заметки о журналах за октябрь 1855 года»[2]
3. В глазах современников
Люди вообще настолько имеют значения и влияния, насколько нужны; а люди, подобные Грановскому, теперь нам крайне нужны. Время еще впереди, когда настанет для нас потребность в специалистах, в ученых; мы нуждаемся теперь в бескорыстных и неуклонных служителях науки, которые бы твердой рукою держали и высоко поднимали её светоч; которые, говоря нам о добре и нравственности — о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов… Таков был Грановский — и вот отчего льются слезы о нем; вот отчего он, человек бессемейный, был окружен такой любовью и при жизни и в смерти… Заменить его теперь не может ни один человек, но сам он будет еще действовать за гробом,-- действовать долго и благотворно. Он жил недаром — он не умрет. Во всей его деятельности ничего не было такого, в чем бы не мог он громко и ясно признаться перед всеми; он сеял свои семена днем, при свете солнца, и когда они взойдут и принесут плоды — в них не будет ничего горького… Выше этой похвалы и этой награды для человека нет.
И. С. Тургенев «Два слова о Грановском»[3]
Вскоре после смерти Грановского, в октябре 1855 года, Некрасов писал Василию Боткину: «О Грановском можно сказать, что он уже тем был полезен, что жил, и это не будет преувеличено, а как вдумаешься в эти слова, так ведь это величайшая похвала, какую можно сказать человеку!»[4]
Николай Огарёв посвятил Грановскому несколько своих стихотворений: Как жадно слушал я признанья…, Т. Н. Грановскому, Совершеннолетие, Грановскому.
Грановский считается прототипом Степана Трофимовича Верховенского, одного из персонажей романа Достоевского «Бесы»[5].
Единственный музей Т. Н. Грановского существует в г. Орле — филиал ОГУК «Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева» — «Дом Т. Н. Грановского», расположенный в доме, сохранившемся от поместья Грановских.
Список литературы:
1. Пятницкое кладбище
2. Lib.ru/Классика: Некрасов Николай Алексеевич. Заметки о журналах (1855—1856)
3. Lib.ru/Классика: Тургенев Иван Сергеевич. Два слова о Грановском
4. Некрасов Н. А. Собрание сочинений в 4 т. — Т.4. — М.: Правда, 1979. — с.303-304.
5. В. Д. Рак. Комментарии: Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. 1876. Июль и август. Глава вторая. I. Идеалисты-циники
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Грановский,_Тимофей_Николаевич