Целостный образ современной российской цивилизации может быть получен путем рассмотрения устойчивых структур, характерных для различных аспектов жизни цивилизации [17]. В этом образе находят освещение следующие темы: особенности нравственного оправдания труда в России, характерные черты труда в России, оценка в России труда физического и труда интеллектуального, специфика российского предпринимательства; российское этническое многообразие и взаимоотношения этнических групп в России, современная массовая миграция с юга и ее последствия для России; государственная власть и общество в России; общая характеристика роли науки и технологии в России, особенности российской науки, изобретательство в России; образ земли в русской культуре, духовные ценности российского крестьянства и современность, организация сельскохозяйственного производства и сельского быта в России, малый, средний и крупный город в России, две столицы — два символа России; образы женщины в российской ментальности, взаимоотношения полов в России, особенности российской сексуальной культуры, семья и брак в России; общая характеристика западного восприятия России, динамика западного восприятия России, способен ли Запад понять Россию, западный миф о России и его структура; характерные черты российской общественной мысли, миссия искусства в России; соотношение жизни частной и жизни общественной в России, оценка значения и роли личности в российском обществе, интеллигенция в России; особенности общения в России, особенности российского бытового уклада, российская философия индивидуальной судьбы; общая характеристика религиозности в России, многообразие конфессий, историческая роль православия, религия как нравственный регулятор жизни в России, российский патриотизм, российский воинский дух; причины и динамика российской эмиграции, мир российского зарубежья и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996. С. 39—40.
[2] Sorokin P. Sociological Theories of Today. L.; N.Y., 1966. P. 177.
[3] Ерасов Б.С. Цивилизация, слово, термин, теория // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999. С. 25.
[4] Бродель Ф. Цивилизация как длительная временная протяженность. Цит. по: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999. С. 228.
[5] Там же.
[6] См.: Оршега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. С. 188-228.
[7] Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 53.
[8] Успенский Б.А. Царь и патриарх. М., 1998. С. 5.
[9] Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999. С. 8.
[10] Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства. М., 2000. С. 11.
[11] Ефимова Н. Ветхий Завет в контексте Божьего мира героев романа Достоевского «Братья Карамазовы» // Русская литература и христианство. М., 1997. С. 341.
[12] Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 361.
[13] Там же. С. 363-364.
[14] Там же. С. 366-367.
[15] Там же. С. 366.
[16] Чубайс И. От русской идеи к идее Новой России. М., 1999. С. 97.
[17] См., в частности: Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской Цивилизации. М., 2003.