Смекни!
smekni.com

История Норвегии 2 (стр. 2 из 8)

Хокон Добрый исполнил данные им обещания. Крещеный при дворе Этельстана, он сделал попытку водворить христианство и в Норвегии, но крестьяне резко отказались и упорно настаивали на том, чтобы король неуклонно исполнял языческие обряды, так что между ним и народом чуть было не произошёл разрыв.

После Хокона целый ряд королей, из которых самые знаменитые — Олаф I Трюггвасон (995—1001) и Олаф Святой (1015—1024), старались водворить христианство, выдерживая упорную борьбу с народом. Благодаря своим личным качествам Олаф Трюггвасон сделался любимым героем норвежской истории. Олаф II, прозванный по смерти «Святым» и считающийся патроном Норвегии, был правнуком Харальда I. Он соединил под своей властью всю Норвегию, построил вновь Нидарос, основанный Олафом Трюггвасоном и затем разрушенный, и сделал из него столицу государства. Он был ревностным христианином; вековое сопротивление народа новой вере было подавлено. Утвердив христианство, Олаф II изменил законы страны согласно новым условиям жизни и составил церковное уложение. Могущественные роды, пользовавшиеся при его предках полной независимостью, должны были покориться ему. Он уничтожил наследственность должностей лендерменов и верзиров. Даже звание ярлов было уничтожено; ярлом стали называть ближайшего помощника короля на войне и в мирное время.

При иных королях ярлы вступали в борьбу с королевской властью и получали громадное значение, что чаще всего случалось в малолетство королей. Соседние короли, шведский и датский, всячески старались вредить норвежскому королю. Хотя шведский король Олаф Шётконунг вынужден был в конце концов примириться с ним по настоянию своих крестьян и даже выдать за него свою дочь, но датский король Кнуд постоянно возбуждал против норвежского короля мятежи и поддерживал инсургентов. Олаф воспользовался отъездом Кнуда в Рим, чтобы напасть на его государство, но Кнуд, вернувшись, прогнал врагов и в следующем же году сам поплыл в Норвегию. Народ, настроенный против Олафа за его своевольное управление, присягнул Кнуду. Олаф II вынужден был бежать и нашёл приют у Ярослава Мудрого в Новгороде. В 1029 г. он собрал войско и поплыл в Норвегию, но при Стиклестаде его встретило норвежское войско, в три раза более многочисленное, и он был убит. Кнуд назначил наместником в Норвегии своего сына Свенда; но невыносимые притеснения, которые норвежцам пришлось терпеть под датским игом, заставили их с горьким сожалением вспомнить об Олафе II. Те самые люди, которые убили Олафа II, привезли из Новгорода его десятилетнего сына Магнуса и провозгласили его королем. Свенд бежал в Данию, с которой был заключен договор: Магнус I должен был стать королем Дании после смерти Гардиканута. Когда последний умер, власть Магнуса была признана в Дании. Он назначил своим наместником Свена, но через год Свен отказал ему в повиновении. Магнус I одержал победу в нескольких сражениях, но после победы в большой битве на острове Зеландия (1047) был убит.

Преемник его, Харальд Суровый, вел непрестанные войны с датчанами: его называли северной молнией, губителем датских островов. Он увлекся надеждой завоевать Англию, поплыл туда и погиб. После этого наступило более миролюбивое царствование Олафа Спокойного, который правил Норвегией мирно 27 лет. В его правление Норвегия достигла значительного благосостояния. После смерти Олафа, в 1095 г., Норвегия вновь разделилась на два государства, и опять возникли бесконечные распри, пока один из королей, Магнус III, не стал вновь государем объединённой Норвегии. Он совершил экспедиции в чужие страны, покорил Гебридские и Оркадские острова и английский остров Мэн и пал в Ирландии в 1103 г. Ему наследовали сыновья его, Эрик и Сигурд. Первый мудрым правлением способствовал мирному присоединению к Норвегии новых областей, строил церкви, монастыри и т. д. Сигурд, напротив, отличался отважным, беспокойным духом древних викингов. В 1107—1111 гг. он предпринял крестовый поход в Святую Землю и вернулся с множеством награбленных сокровищ. В Иерусалиме он обязался перед патриархом устроить в Норвегии епископство и установить церковную десятину, что и было им исполнено.

После его смерти (1130) начинается длинный период междоусобных войн. Государство иногда раздроблялось между несколькими государями, иногда соединялось под властью одного. Духовенство сумело воспользоваться смутным временем, чтобы расширить свои права и привилегии. Это значительно ослабило королевскую власть, которая в Норвегии никогда не могла получить такого большого значения, как в остальной Европе, потому что права норвежского народа были весьма обширны, и он упорно отстаивал их, защищаясь от всяких попыток подчинить его. Норвежская аристократия всё более и более отдалялась от народа и после введения христианства начала сближаться с духовенством, стремясь, совокупно с ним, сосредоточить в своих руках управление страной.

В 1161 г., в царствование Хокона II Широкоплечего, Норвегию посетил папский легат, который заставил признать запрещение браков священников и ввел другие реформы. В Бергене он помазал на царствование 8-летнего Магнуса, избранного королем в 1162 г. Магнус происходил от Харальда I по матери; церковь, освятив его наследственные права, дала возможность целому ряду потомков королевских дочерей предъявлять притязания на норвежский престол. Король Магнус в 1174 г. по убеждению Эйстейна, архиепископа нидаросского, обнародовал закон, называемый грамотой Золотого пера и предоставлявший норвежскому духовенству очень большие права. Магнус, называвший себя в этой грамоте королем Божией милостью, обещал установить десятину в пользу церкви, отказался от всякого вмешательства в выборы епископов и других церковных сановников и предоставил архиепископу нидаросскому и его духовным советникам преобладающее влияние в решении вопроса о том, которому из сыновей или родственников короля должна быть отдана корона. Таким образом, назначение короля народным собранием было заменено в Норвегии диктатурой духовенства и коронованием. Объяснялось это тем, что каждый король получал Норвегию как бы в лен от св. Олафа.

Такого нарушения своих прав народ не мог спокойно вынести и восстал под предводительством Эйстейна Мейла, называвшего себя внуком одного из норвежских королей — Харальда Гилле. Возникла борьба между двумя партиями, из которых одна называлась Березоногой (биркебейнеры), а другая Кривожезловой (баглерами), от кривого епископского жезла. Березоногие противились расширению прав духовенства и отстаивали права народа, а кривожезловые были клерикалами. Борьба продолжалась более столетия и послужила причиной ряда переворотов. Биркебейнеры были уже близки к гибели, когда во главе их стал бывший священник Сверрир, исландец по происхождению, выдававший себя за сына короля Сигурда Мунна. В 1184 г. Магнус был убит, а Сверрир избран королём.

Царствование его является новой эпохой в истории Норвегии; он нанес решительный удар обоим союзникам — духовенству и аристократии — и утвердил демократические начала, на которые опиралось норвежское государство. Он уничтожил могущество дворянского сословия, назначив для управления страной новых людей, зависевших исключительно от него; титулы сохранились, но они представляли теперь не более, чем пустой звук. Он ликвидировал также преобладание духовенства на том основании, что король получает свое звание от Бога и властвует над всеми своими подданными. Духовенство восстало против него, папа Иннокентий III отлучил его от церкви, все епископы выехали из Норвегии, но Сверрир оставался непреклонен. Если ему не удалось довести дело централизации до конца, то лишь потому, что ему приходилось бороться все время не только с внутренними, но и с внешними врагами. Борьба продолжалась и после его смерти (1202), как при его сыне Хоконе, так и во время наступившего за тем периода междуцарствия, когда биркебейнеры назначали одного короля, а духовная партия — другого, пока побочный внук Сверрира — Хокон — не был признан королём обеими партиями на собрании в Бергене, на котором присутствовали высшее духовенство, ярлы и крестьяне.

Для Норвегии наступил период мирного развития. Хокон не согласился признать грамоты Золотого пера, но в то же время он выступил в качестве примирителя между крестьянами и духовенством. В деле юрисдикции духовенству была предоставлена полная независимость от гражданского суда; оно избирало своих сановников без королевского вмешательства, а церковные имения были объявлены свободными от воинской повинности. В благодарность за это духовенство помогло Хокону покорить почти всю Исландию и Гренландию. Сын его Магнус VI вступил на престол (1263) уже не по выбору на тинге, а по желанию отца, предложившего народу присягнуть ему на верность перед предполагаемым походом в Данию и обнародовавшего в 1257 г. закон о престолонаследии, не позволявший епископам влиять на выборы короля и предотвращавший раздробление государства на части. Магнус поддерживал спокойствие внутри государства и мир с соседями и заслужил название Улучшителя законов (Lagabøte); он установил общий закон для всего королевства, положив в его основание старое законодательство страны, гулатинг, фростатинг и т. д. Наказания были смягчены, были установлены более точные правила престолонаследия, совершенно устранившие выборы короля. Существенные перемены, произведенные в государственном строе, заключались в увеличении значения королевских служилых людей и возвышении власти самого короля. «Лучше всего, если нет никаких ярлов», — говорится в придворном уложении Магнуса. Той же политики придерживались и последующие короли.

Король Хокон (1319) совсем упразднил звание лендерменов, не встретив никакого сопротивления: лендермены перестали быть вождями народа, представляя лишь крупных свободных землевладельцев, и не приобрели такого первенствующего значения, которое создало бы из них отдельное сословие, занимающее первое место рядом с королями. В общем, обезземелить крестьян и, сосредоточив в своих руках земельную собственность, создать себе первенствующее положение в государстве норвежской аристократии не удалось, так как не было промежуточного безземельного, вполне зависимого от неё класса, на который она могла бы опереться в своей борьбе с королями. Таким образом, Норвегия осталась страной крестьян — мелких землевладельцев. Хокон умер без наследников мужского пола, и, так как по матери малолетний шведский король Магнус Эрикссон был внуком Хокона, то норвежцы избрали его своим королём: престол Норвегии перешёл в шведскую линию, причем обе страны сохранили свои законы и свои верховные советы. В Норвегии было 4 местных совета (Orething) и один общий, собиравшийся большей частью в Бергене. Более крупные города имели собственное самоуправление.