Смекни!
smekni.com

Особенности международных отношений на Древнем Востоке (стр. 2 из 2)

Достаточно широкого развития приобрела торговля, сей важли вий причина культуры и прогресса. Китайцы вели резвую тор гивлю с Индией и странами Средней Азии Большим шов ковим путем, а также с Кореей Японией, арабскими странами — морским шелковым путем.

Наряду с сельским хозяйством, особенно в городских центрах, высокого уровня достигло развитие ремесел. В Древнем Египте сложилась высочайшая культура обработки камня, из которого и сооружали гигантские пирамиды, и делали прозрачные, как стекло, тончайшие алебастровые сосуды. В Двуречье камень, где он был величайшей редкостью, с успехом заменялся обожженной глиной; из нее же возводили здания и создавали предметы быта. Большого мастерства достигли ремесленники и художники Востока в производстве стекла, фаянса, изразцов. В собрании Эрмитажа есть несколько образцов изумительных произведений Древнего Египта из цветного стекла, украшенных животным и растительным орнаментом. В то же время поражают монументальностью сплошь покрытые изразцовой мозаикой с изображениями фантастических животных ворота богини Иштар Древнего Вавилона. Больших высот достигла на Востоке обработка металлов (прежде всего свинца, меди, золота, их различных сплавов и -- изредка -- метеоритного железа). Из меди изготовлялось оружие и орудия труда, из благородных металлов -- ювелирные изделия для знати, храмовая утварь. . О высочайшей технике мастеров по металлу можно судить хотя бы по такому знаменитому шедевру, как золотой царский шлем из г. Ура, изготовленный около 2600 г. до н. э. и, конечно, ни с чем не сравнимое золото из гробницы фараона Тутанхамона XIV в. до н. э. Однако и Египет, и Двуречье не были богаты полезными ископаемыми. Это вызвало к жизни потребность международной торговли, обмена, что способствовало развитию колесного транспорта, строительству прочных кораблей. Торговые и военные экспедиции помогали проникновению достижений речных цивилизаций на смежные земли к соседним народам. Северная Африка, Нубия, Восточное Средиземноморье, Кавказ и Иран были втянуты в сферу экономического, политического и культурного влияния этих цивилизаций.

Научная история международного права с этой точки зрения до сих пор далека от совершенства. Достаточно сослаться на примеры цивилизаций Юга Азии и Дальнего Востока, куда корнями уходят такие отрасли международного права, как посольское, договорное, морское. Так, известный индийский историк международного права профессор Т. Б. Мукерджи прослеживает международно-правовые отношения народов Индостана до рубежей III тысячелетия до н.э. (со времени цивилизации Хараппа и Мохенжо Даро).1

Хотя международное право стало складываться в эпоху рабовладения, естественная разобщенность цивилизаций и народов долгие века не благоприятствовала возникновению науки международного права как систематизированного представления об общепринятом регулировании межгосударственных отношений.

Однако это вовсе не означало, что на древнем Востоке не формировались взгляды отдельных личностей или представления тех или иных социальных групп о существовавших и развивающихся современных им правилах поведения государств или олицетворявших их властителен. В древнейшую пору в фольклоре и литературе многих народов стран Востока стали находить отражение совершенно определенные политико-правовые взгляды на международные отношения. Это было не что иное, как предпосылки науки о международном праве. Они прослеживаются уже в ведической литературе Индии (особенно в древнейших ее памятниках — четырех сборниках Веды 25—15 вв. до н. э.).

С этой точки зрения одним из важных древних писаных источников является величайший индийский эпос «Махабхарата». Этот философски-политический памятник творчества народов Индостана первого тысячелетия до н. э. содержит изложение с правовых позиций ряда миролюбивых идей,2 некоторые из которых и в наши дни весьма актуальны. Например: «Война всегда преступна: кто, убивая, не окажется убитым... кому дается победа, тому и поражение».3 В целях предотвращения войны в «Махабхарате» предлагался институт мирного решения споров. В созданном 25 веков назад древнеиндийском эпосе нашел отражение основной принцип международного права — соблюдение договорных обязательств. Призывая к мирному решению споров, авторы «Махабхараты» отмечали, что в противном случае «нарушение договоренности порождает ужасные беды».4

В значительной мере систематизированные взгляды на правила межгосударственных отношений изложил в своем знаменитом труде «Артасастра" всемирно известный индийский мыслитель древности Каутилья (IV—III вв. до н. э.). В этом классическом политологическом произведении древнего Востока содержатся весьма передовые для того времени и основанные на обобщении многовекового опыта отношений государств Индостана концепция государственного суверенитета и формы отношений зависимости, описание видов захватов территории, правил начала и ведения войны, норм дипломатии, классификация дипломатических агентств, концепция политики равновесия сил и создания союзов государств и т. д.5

Тысячелетиями складывавшийся опыт дипломатии, а также многочисленных войн привел к появлению задолго до нашей эры многих обычно правовых норм посольского права и правил ведения войн в практике народов Китая и Центральном Азии. Множество рассуждений о них содержится в хрониках и историях различных императорских династий Китая и в монгольских эпосах и хрониках.6 Включены они и в такой историко-философский памятник средневековья, как знаменитое Бабурнаме, принадлежащее перу основателя империи Великих Моголов Захир эд-Дин Мухаммад Бабура, правившего в XVI в. в Фергане, в Афганистане, а затем в Индии.7 Эти обычаи описывали и о них размышляли многие средневековые восточные энциклопедисты и историки,8 а также путешественники, посещавшие Китай и Центральную Азию.9

Эти и многие другие литературные источники-памятники, из которых можно почерпнуть сведения о становлении и развитии международного права на Востоке, еще ждут исследования со стороны историков международного права. Но одно несомненно—вследствие возникновения норм межгосударственных отношений здесь с древних времен формировалось и политико-теоретическое их восприятие и обоснование.

Поэтому современные авторы из стран Востока, пишущие о международном праве, справедливо ищут истоки его и науки о нем в доколониальном прошлом своих народов. Однако специальных исследований по истории международного права в освободившихся странах немного. В сущности это работы двух индийских авторов— X. Чатерджи (1958г.) и Т. Мукерджи (1966г.) о международном праве в древней Индии, а также араба X. Хадуала (1967г.) о влиянии ислама на развитие международного права.