Смекни!
smekni.com

Древнеиранская религия в античных источниках (стр. 5 из 6)

Кроме того, сохранилось подробное описание гробницы Кира Великого, где тело царя лежало в золотом саркофаге, и она охранялась магами, но была разграблена, за что Александр приказал пытать магов-сторожей[288].

Могилы царей у Нисы в Парфиене упоминает Исидор Харакский[289], а курганы в Мидии — Агафий[278]. Как сообщает Дион Кассий, Антонин Каракалла, воюя с парфянами, захватил могилы парфянских царей близ Арбелы и выбросил оттуда их кости[290]; Бойс считает более вероятным, что на деле это были захоронения правителей Адиабены[291].

Выставление. Об этом специфическом зороастрийском обычае впервые сообщает Геродот: труп перса выставляется на растерзание хищным птицам и собакам[260]. Кучи костей персов и египтян Геродот видел на поле битвы в Папремисе[292].

По Цицерону и Страбону, на съедение птицам выставляют трупы именно маги[293]. Помпей Трог указывает, что парфяне отдают трупы на растерзание птицам и собакам, а затем голые кости зарывают в земле[294]. Гирканцы выращивают для этого особую породу собак[295]. Также Секст Эмпирик упоминает, что персы сажают на кол умерших и бальзамируют[296].

Агафий уже описывает обычай выставления на съедение псам и птицам как типичный для всех персов, а погребение в земле или в гробе — как запрещенный, но распространённый в прошлом[297].

Согласно Феодориту, Зарад учил отдавать тела на растерзание собакам и птицам, но теперь иранские христиане, вопреки запрету, хоронят их в земле[298]. Законодательный запрет предавать тела земле упоминает Прокопий[299]. Когда царь Кавад потребовал от царя иберов Гургена следовать этому обряду, тот перешёл на сторону византийцев[300].

Когда группа философов-платоников во главе с Дамаскием посетила Персию, они увидели по дороге непогребенный труп и решили захоронить его, но безуспешно, и умерший явился философу во сне, после чего тот истолковал запрет хоронить трупы в земле-матери как наказание персам за их обычай сожительства с матерями[301].

3.7. Праздники

Ктесий говорит, что царю персов дозволено пить только в день жертвоприношения Митре. Дурид же пишет, что в праздник Митры царь пьет и танцует, а в этот день никто более не может танцевать[302]. На праздник Митракины армянский сатрап ежегодно посылал персидскому царю 20 тыс. жеребят[303].

Геродот рассказывает, что день «избиения магов», когда был убит самозванец Смердис, считался величайшим праздником персов[304]. Ктесий также связывает установление праздника «магофонии» с убийством мага-самозванца Сфендадата. Выражение «убийство магов» встречается также у Иосифа Флавия[305], а также во фрагменте согдийского текста, где оно приписывается Александру Македонскому[306].

Этот рассказ остаётся одним из самых спорных в истории Ахеменидской державы[307]. Одна группа учёных отвергает достоверность «официальной версии» Ахеменидов, другая — признаёт. По Бехистунской надписи, маг Гаумата был убит в 10 день месяца Багаяди (праздника Митры)[308], или 29 сентября[309].

Сакеи восточными авторами не упоминаются, в частности, в трактате Бируни — основном источнике по зороастрийским праздникам[310].

Страбон приводит два рассказа о происхождении этого праздника. По одному из них, он был учрежден, когда саки напали на Каппадокию, а персидские полководцы напали на них ночью, когда те отмечали делёж добычи, и перебили всё племя, после чего воздвигли святилище Анаите, Оману и Анадату и установили ежегодный праздник, который в городе Зелы отмечался ещё во время самого географа[73].

По другой версии, царь Кир воевал с саками и устроил им засаду, позволив захватить свой лагерь. Когда саки заняли лагерь и перепились, Кир напал на них и перебил, после чего посвятил день своей победы отеческой богине, причем праздник характеризуется как вакхический, «на котором одетые в скифскую одежду мужчины пьют и непристойно заигрывают друг с другом и с пирующими вместе с ними женщинами»[311].

Согласно Беросу, праздник Сакеи проходит в Вавилоне 5 дней, с 16 дня месяца лоя. Рабы правят господами, а один из них носит одежду царя, и назван зоган. Этот праздник упоминается Ктесием в книге 2.[312]. Дион Хрисостом рассказывает, что во время празднования сакей персы берут одного из осужденных на смерть, сажают его на царский трон, и на протяжении нескольких дней он пользуется внешними признаками власти, а затем его вешают[313].

Связь описания античных авторов с вавилонским Новым годом akītu, ранее популярная, отвергается (ван дер Торн)[314]. Де Йонг считает, что в описании Диона что-то перепутано[315].

Новруз[316] античные авторы не упоминают, однако намек на него есть у Страбона, который указывает, что браки у персов совершаются в начале весеннего равноденствия[317]. При этом из более поздних источников хорошо известна иранская традиция отмечать свадьбы в новруз[318].

4. Источники и литература

1. их английский перевод и детальный комментарий см.: de Jong 1997, p.76-250

2. Геродот. История. / Пер. Г. А. Стратановского. М., 1999. С.61

3. Страбон. География. / Пер. Г. А. Стратановского. М., 1994. С.680

4. Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996. С.42-44 (пер. Н. Н. Трухиной)

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1979. С.65

6. / Пер. М. В. Левченко. М., 1996. С.69-72

7. Дион Хрисостом. Речи XXXVI 39-62

8. de Jong 1997, p.96

9. Геродот. История I 131, пер. Г. А. Стратановского

10. de Jong 1997, p.259-263

11. Ксенофонт. Киропедия III 3, 21

12. Геродот. История VII 40, 55; VIII 115

13. Ксенофонт. Киропедия VIII 3, 12

14. Курций Руф. История Александра Великого III 3, 11

15. Дион Хрисостом. Речи XXXVI 39, 45

16. Апулей. Апология 25-26

17. Плутарх. Александр 30

18. Плутарх № 53. К непросвещенному властителю 3.780c (de Jong 1997, p.256)

19. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 47, пер. Н. Н. Трухиной

20. см. также Малый Бундахишн, гл.1 (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.265)

21. de Jong 1997, p.189

22. Порфирий. Жизнь Пифагора 41, пер. М. Л. Гаспарова; то же сравнение: Стобей. Флорилегий 11.33

23. Агафий. О царствовании Юстиниана II 24

24. Бойс 2003, с.176-177

25. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 46, 47; О рождении души по «Тимею» 27, 1026b

26. de Jong 1997, p.171

27. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 46

28. de Jong 1997, p.178, с упоминанием работ Зенера о проблеме почитания Аримана

29. Плутарх. Фемистокл 28

30. de Jong 1997, p.365

31. de Jong 1997, p.316

32. de Jong 1997, p.264; ср. также Ямвлих. Теологумены арифметики 56-57

33. de Jong 1997, p.186-188

34. Малый Бундахишн, гл.1 (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.268)

35. Схолии к Платону. Алкивиад I 122а (de Jong 1997, p.322)

36. Геродот. История I 131; de Jong 1997, p.104, 269; Бойс 2003, с.99

37. Агафий. О царствовании Юстиниана II 24, со ссылкой на Бероса

38. Климент. Протрептик V 65, 3, ссылка на кн. 3 «Халдейской истории» Бероса; Фрай 2002, с.167

39. Плиний. Естественная история XXXIII 24, 82-83

40. Страбон. География XV 3, 13

41. Страбон. География XI 8, 4; XII 3, 37

42. Страбон. География XI 14, 16

43. Плиний Старший. Естественная история V 20, 83; XVI 64, 157

44. Дион Кассий. Римская история XXXVI 48, 1

45. de Jong 1997, p.276-277; Комментарий Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Естествознание. М., 1994. С.186

46. Мовсес Хоренаци. История Армении II 60

47. Плутарх. Артаксеркс 3

48. Фрай 2002, с.137

49. de Jong 1997, p.279-280 (три варианта)

50. Плутарх. Артаксеркс 23

51. de Jong 1997, p.268, 279

52. Полибий. Всеобщая история X 27, 12

53. Страбон. География XVI 1, 4; ср. История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.808

54. de Jong 1997, p.274-275

55. комм. Ф. Г. Мищенко (Полибий. Всеобщая история. СПб, 1997. Т.2. С.155) и Г. А. Стратановского (Страбон. География. М., 1994. С.830; комм. 6 к гл. 1 кн. XVI)

56. 2 Макк. 1, 13-15

57. de Jong 1997, p.271-276; Бойс 2003, с.135; Фрай 2002, с.210-211, 273—274; Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С.178, 183—184

58. Pap.Oxyr. 1380.104-106 (de Jong 1997, p.276)

59. Страбон. География XV 1, 13

60. Диоген Лаэртский. О знаменитых философах I 6, 9

61. о солнце также: Геродот. История I 138

62. de Jong 1997, p.99-101, 128

63. Геродот. История. М., 1999. С.632 (примечание 97 к книге I): остальные совпадают

64. Ван-дер-Варден 1991, с.151

65. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 47

66. Зороастрийские тексты. М., 1997. С.110, ср. Мифологии древнего мира. М., 1977. С.342

67. de Jong 1997, p.195

68. de Jong 1997, p.297

69. Тиштр-яшт (Яшт VIII 44), пер. И. М. Стеблин-Каменского; Ван-дер-Варден 1991, с.186

70. Страбон. География XV 3, 15

71. de Jong 1997, p.151, 266

72. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С.179

73. Страбон. География XI 8, 4

74. de Jong 1997, p.152

75. Страбон XII 3, 31

76. de Jong 1997, p.306

77. Тацит. Анналы XII 13

78. de Jong 1997, p.303

79. Мифологии древнего мира. М., 1977. С.353; Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С.182; Бойс 2003, с.158; Фрай 2002, с.299

80. Ван-дер-Варден 1991, с.198; Фрай 2002, с.211

81. А. С. Бобович, комментарий 7 к книге XII «Анналов» (Тацит. Сочинения. М., 1993. С.621)

82. Полиэн. Стратегемы VII 12

83. de Jong 1997, p.298

84. Комментарий 62 к книге VII (Полиэн. Стратегемы. СПб, 2002. С.507)

85. Прокопий. О персидской войне I 3, 20-21

86. Лукиан. Менипп 7

87. de Jong 1997, p.61

88. Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980. С.324

89. de Jong 1997, p.32; Ван-дер-Варден 1991, с.176, 198

90. Бойс 2003, с.127

91. Бойс 2003, с.129

92. Ван-дер-Варден 1991, с.205

93. Дамаский. О началах 125.2, из Евдема Родосского

94. Ясна 72, 10; Видевдат 19, 13

95. Ван-дер-Варден 1991, с.171; Бойс 2003, с.108; Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.2. М., 2002. С.261

96. Ван-дер-Варден 1991, с.176

97. Ван-дер-Варден 1991, с.177-179, 204—205

98. Фотий. Мириобиблион, кодекс 81, пересказ идей занимает 2 строки

99. de Jong 1997, p.254-255, 336—337, Ван-дер-Варден 1991, с.173-174

100. Егишэ. Слово о войне армянской, раздел 2; Мифологии древнего мира. М., 1977. С.357-358; Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.2. М., 2002. С.262-263 (сравнение с мифом о Праджапати); de Jong 1997, p.63-64, 331—332; Ван-дер-Варден 1991, с.173; Бойс 2003, с.109; также Фрай 2002, с.306; Бойс 2003, с.180, а также упоминания у Шахристани (Фрай 2002, с.323)

101. de Jong 1997, p.333

102. Бойс 2003, с.164; Мифологии древнего мира. М., 1977. С.358

103. Ван-дер-Варден 1991, с.203

104. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.2. М., 2002. С.264

105. Мовсес Хоренаци. История Армении I 6, I 9, со ссылкой на греческую книгу, пересказанную Мар Абас Катиной; de Jong 1997, p.411

106. Книги Сивилл III 110—155

107. Плутарх. Застольные беседы IV 5, 2, 670d

108. Евсевий. Приготовление к Евангелию I 10, 42; X 9, 10 (de Jong 1997, p.402)

109. Диоген Лаэртский. О знаменитых философах I 2; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 46, ср. Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. СПб, 2002. С.172