Смекни!
smekni.com

Индуизм- сущность и организация (стр. 10 из 12)

По происхождению Брахма— персонаж арийского пантеона, о нем говорится еще в Ведах, но одним из верховных божеств он становится только в послеведический период, когда же оформилось представление о карме, значение Брахмы уменьшилось, фигуры Вишну и Шивы оттеснили его на второй план.

Говоря о Брахме в широком смысле, он представляет собой универ­сальный ум, мыслительный процесс, из которого возникает вселенная.

Дхарма или праведный образ жизни, появилась из его грудной клетки, кама (желание) — из его сердца, кродха (злость) —из его бровей, лобха (жадность) — из его губ, моха (сочувствие) — из его мозга, мада (пьян­ство) — из его тщеславия, и мртия или смерть — из его глаз. Силой своего ума Брахма создал четыре вида существ. Из его бедер появились демоны или асуры, из его рта — боги или девты, а из его боков — предки и родители (питри). Са­мыми последними появились люди, рожденные из его туло­вища, которое разделилось на мужскую и женскую полови­ны.

То есть функцией Брахмы, как члена тримурти является сотворение мира, хотя в развитии индуизма и процессе выдвижения на первый план других членов троицы, эту функция стала характерной и для Шивы и для Вишну. Поэтому культ Брахмы не нашел широкого распространение среди верующих, хотя есть свидетельства о существовании в IV веке до нашей эры сект, преданных Брахме. Но после того, как задача созидания была решена и работа Брахмы на этом закончилась, он стал космической сущностью. По­этому Брахме обычно не поклоняются. Человек и его Все­ленная были созданы, и теперь он должен был смотреть в сторону богов, которые являлись защитниками, и ублажать того, кто обладал силой разрушения.

Из триады божеств, хранителем мира является Вишну. Если бы не он, Вселенная могла бы преждевременно разрушиться или же власть над ней захватили бы демоны. Кроме того, Вишну помогает людям в сложных ситуациях и следит за правильным исполнением дхармы. Но Вишну оберегает мир, но и является победителем мрака.

Вишну выступает хранителем мира и это, несомненно, привлекает к нему внимание верующих, его доброжелательность привлекали к нему простых людей. Я думаю, что он был им намного ближе и понятнее Шивы с его сложным характером, с его противоречиями, более доступными пониманию склонных к умозрению брахманских кругов. В Вишну народ видел своего настоящего героя, своего любимца и за­щитника и наделял его всем, что считал самым желатель­ным

Вишну не один раз воплощался на земле, чтобы спасти мир от грозящей ему катастрофы. Эти воплощения называются аватарами: это рыбы Матсью, черепаха Курма, вепрь Вахана, получеловек-полульв Нарасимаха, карлик Вамана, Парашурама, Рама и Кришна, Будда Шакьямуни, Калка.

Вишнуисты как верховное всемогущее божество, почитают Вишну, он одновременно является и высшим Абсолютом, и личностным богом, причем безличный аспект рассматривается как низший. Вишну-Абсолют порождает Брахму, а тот создает весь мир и души живых существ, которые составляют тело Вишну. Все остальные боги тоже рассматриваются как эманации Вишну.

Но отличительной чертой вишнуизма является бхакти — служение богу на ос­нове личной всепоглощающей, беззаветной любви к нему, когда каждое действие совершается только во имя бога. Откликнувшись на этот зов любви, Вишну избавит преданного почитателя от колеса перерождений.

Самой популярной священной книгой индийских вишнуитов является, кроме мифологической «Бхагавата-пураны», знаменитая философская поэма из «Махабхараты», «Бхагавадгита» («Песнь Господняя), сокращенно называемая «Гита».

Говоря о Вишне нельзя не остановиться подробней о его восьмой аватаре - Кришне. Культ Кришны в Индии очень распространен.В «Махабхарате» он предстает как искусный воин и мудрый советник Арджуны, который был предводителем добродетель­ных Пандавов, сражающихся против их кузенов — Кауравов.Появления Кришны как аватары Вишну также является процессом включения дравидийских божеств.

Как и вишнуисты и шиваисты, из большой массы индуистов выделилась группа людей особо почитавших Кришну. Суть их учения заключается в том, что ви­димый мир действителен, поскольку он возник по воле бога, силой его, но и преходящ, ибо постоянно изменяется. Оковы мира смертей и рож­дений можно преодолеть лишь пылкой любовью к Криш­не. Самым эффективным средством спасения остается горячая преданность Кришне, обращение к нему всех помыслов, постоянное повторение его имени и стремление к общению с теми, кто уже сумел добиться освобождения.

По моему мнению, культ Кришны имеет много приверженцев, потому что он ос­нован на доступных и понятных всем человеческих чувствах: привязанность родителей к детям (поэтому так по­пулярен культ Кришны-ребенка), любовь женщи­ны к мужчине, преданность слуги господину. Он основан на элементарных и близких истинах, которые понятны всем, не только жителям Индии, и поэтому культ Кришны нашел большее отражение в жизни и мировоззрении людей по всему миру, нежели культ Вишну.

Следующим из Тримурти идет Шива – это бог разрушения и рождения, это покровитель природы и животных. Это божество противоречиво по своей сути: он и милосердный, но он и страшен своей непредсказуемой разрушающей силой

Нужно сказать, что Шива- божество драведийское, черты Протошивы начали обнаруживаться после открытия протоиндийской цивилизации в долине Инда в результате раскопок Мохенджо-Даро, Хараппы. Но также есть, несомненно, параллели с арийским богом, речь идет о ведийском Рудре («Ревун»).

Шива грозный и мужественный бог, иногда он предстает как повелитель демонов и злых ду­хов, божество мест сожжения трупов. В другой ипостаси Шива очень милосерден, с ним связано множество мифов о том, как он спасает людей.

Шива выступает и как бог плодородия. Его супруга, известная под именами Парвати, Кали, Дурга, — олицетворение женского начала мироздания (шакти). Это женская ипостась Шивы. Активная творческая энергия Шивы воплощается в фаллическом символе — лингаме, который есть почти в каждом индуистском храме.

Нужно сказать, что наряду с вишнуизмом одним из главных направлений в индуизме считается шиваизм. Шиваиты почитают Шиву как всевышнего бога, идентичного Рудре ведической эпохи и Брахману веданты, а остальные боги индуистского пантеона могут быть детьми, проявлениями или творениями Шивы, например Виш­ну — его аспект как хранителя мира, Брахма — как творца Все­ленной. Основной целью шиваитов являет­ся освобождение от сансары и дости­жение единства с Шивой.

Наряду с шиваизмом в индуизме развивается культ шакти, связанный с Шивой. Шакти считается его божественной супругой и подлинной основой могущества, лишь от нее Шива получает свою творческую энергию.

Космологическая идея шактизма заключается в том, что мир создается не мужским божеством, а женским, богиней благостного или ужасного облика, которой поклоняются под различными именами, но часто называют Шакти. Она творит мир или самостоя­тельно, или в паре с мужским божеством — Шивой.

При этом идеи шактизма нашли свое место и в культе остальных богов тримурти, не только у Шивы. У каждого бога есть своя шакти — женская сущность: у Вишну — Лакшми, у Брахмы — Сарасвати.

Таким образом, я зделала для себя вывод, что термин шакти определяется как космогониче­ская энергия, проявляющая себя либо как самостоятельная сила, либо как актив­ная сторона какого-то иного начала, тоже универсального, но не столь активно­го. В любом случае ее активностью объясняется возникновение и развитие материального мира.

Говоря о шактизме, нужно сказать, что в ее русле развивается еще одно напрпавление, связанное с шиваизмом, это тантризм. В I — начале II тысячелетия н. э. происходит трансформация первоначального архаического шактизма, он обретает теорети­ческую основу, пишутся свя­щенные тексты шактизма — тантры.

Тантра- этопоследовательность обрядовых действий, направленных на сближение верующего с божественным Абсолютом, который выступает в образе Шакти.

Суть же тантрического метода заключается в освобождении и соединении с Богиней. То есть Тантру можно определить как метод достижения экстатических состояний ради слияния с божественным Абсолютом, который отождествляется не только с Шакти, но и с некоторыми мужскими божествами. Этот метод охва­тывает также некоторые элементы йоги и чер­ной магии, не связанные с культом женского начала. Также нужно сказать, что тантризм не ограничивается только рамками шактизма, тантрическими являются и некоторые формы шиваизма, например кашмирский.

Как и в других верованиях, в индуизме большую роль отводят храмам. Нужно сказать , что ни в арийской, ни в ведийской, ни в брахманской традиции храмов не было, а существовали алтари и площадки для жертвоприношений. Храмы появились во время правления Гуптов.

Храм для индуизма –это дом бога, это место приношения даров богу, от чего зависела судьб и благополучие человека. Поэтому для храмов выбирались особые места, отмеченные святостью.

Храм состоит из святилища гарбхагриха , куда помещают мурти- изображение божества. Сразу над внутрен­ним святилищем строится конусообразная башня или шпиль, именуемый шикхара. Весь алтарь, включающий в себя гарбха-гриху, называется вимана. Место перед алтарем, где собираются верующие называется мандапа. В больших храмах существуют отдельные здания для храмовых танцев, для даров и здание, где размеша­ется алтарь для супруги основного божества, а также алтарь Ханумана и Ганеши. В отдельном алтаре, на­против крыльца, размещается средство передвижения божества. Такое устройство храма чаще можно встретить на Севере Индии.