Смекни!
smekni.com

Индуизм- сущность и организация (стр. 3 из 12)

Иногда Брахма изображается как умудренный опытом ста­рик, с бородой и сидящий на лебеде, символе знания. Его также изображают стоящим в лотосе, который растет из пупка Вишну. Он живет в Брахманде или во Вселенной. Царство Брахмы, гора Меру, является центром мира, кото­рый, в соответствии с индуистской мифологией, имеет форму колеса.

В царстве Брахмы берет свое начало река Ганга. Вокруг горы Меру находятся города всех других божеств, напри­мер, Индры, бога небесной сферы. По Махабхарате, небес­ное царство Брахмы имеет размеры 800 миль в длину, 400 миль в ширину и 40 миль в высоту. Нарада, странствующий аскет, говорил, что невозмояжо описать все величие Брах­мы, даже если восхвалять его достоинства в течение 200 лет.[29]

Но вернемся к первостипенным функциям Брахмы. Существует миф, что Высшее Существо, ощущая бесконечную пустоту вокруг себя, было одиноко, и потому создало воду, в ко­торую посадило семя. Это семя стало золо­тым яйцом, Хираньягарбхой, из которого через 1000 лет Высшее Существо воплоти-

лось в Брахму. Это яйцо включало в себя огромные океаны, континенты, моря и горы, а так же богов, демонов и все че­ловечество, то есть все формы существования[30].

Говоря о Брахме в широком смысле, он представляет собой универ­сальный ум, мыслительный процесс, из которого возникает вселенная. Считается, что он дал жизнь 10 рожденным умом сыновьям, включая философов Вашишту и Нараду. Не только умственная деятельность исходит от него, он — источник всех качеств, присутствующих в боге и в человеке. Дхарма или праведный образ жизни, появилась из его грудной клетки, кама (желание) — из его сердца, кродха (злость) —из его бровей, лобха (жадность) — из его губ, моха (сочувствие) — из его мозга, мада (пьян­ство) — из его тщеславия, и мртия или смерть — из его глаз.

Силой своего ума Брахма создал четыре вида существ. Из его бедер появились демоны или асуры, из его рта — боги или девты, а из его боков — предки и родители (питри). Са­мыми последними появились люди, рожденные из его туло­вища, которое разделилось на мужскую и женскую полови­ны[31]. Здесь можно найти некоторые сходства с мифом о происхождении мира от первочеловека Пуруши, это указывает на то, что Брахму представляют первоосновой всего живого, создателем мира, а при таком обилии мифов и сказаний, неудивительно, что можно встретить и такую трактовку.

Когда Брахма просыпается, возникают три мира — небо, земля и подземный мир, а когда он спит — царит хаос. Все существа, которые не достигли мокши (освобождения от цикла рождений и смертей), должны готовиться к пере­рождению, когда Брахма вновь создает мир.

Как и у всех богов, у Брахмы есть своя женская сущность, энергия Шакти, которая помагает создавать мир( в большей мере это отразилось в культе Шивы, о чем пойдет речь в другой главе). Именно в женском образе Шакти Брах­ма остается главным объектом поклонения среди индусов, хотя сам он является мужской формой Бесконечности.

Считается, что после того, как Брахма дал рождение 10 сыновьям, его тело разделилось на две части, мужскую и женскую. Женской была красивая женщина по имени Сатрупа. [32]

Говоря о взаимодействии членов тримурти, нужно сказать, что Брахма выступает как весьма амбициозное и высокомерное божество. Существует миф о том, как Шива наказал Брахму за его негативные качества, в результате чего Брахма стал четырехголовым. В Пуранах описывается, как однажды мудрецы попросили Брахму открыть им истинное происхождение его голов. Брахма под влиянием демона Махишасуры высокомерно объявил, что он самый великий. Это привело к спору между Брахмой и Вишну, который тоже присутствовал на собрании. Решив обратиться с этим вопросом к Ведам, они были удивлены, когда Веды объ­явили, что Верховным божеством является Шива. Гневу Брахмы не было границ, он стал оспаривать превосходство Шивы. Шива, приняв разрушительную форму Бхайравы, от­рубил пятую голову Брахмы большим пальцем своей левой руки.

В Махабхарате говорится, что Шива отрубил голову Брахмы, чтобы наказать его за инцестные отношения с дочерью Сатрупой. Другая легенда рассказывает, что пятая голова Брахмы была головой осла. Победив демонов в сра­жении, боги спустились на землю. Ослиная голова, предав их, предупредила демонов и обещала им свою помощь. Разгневанные боги попросили Вишну отрубить голову Брахмы. Вишну колебался, боясь, что падающая голова разрушит землю. Тогда боги обратились с просьбой к Шиве, Разрушителю, тот отвел Брахму к Рудратиратху и затем отрубил ему голову.[33] С одной стороны, первенство Брахмы кажется неоспоримым: он порождает Шиву, приказывает ему выпить яд для бла­га мира, а Шива простирается перед Брахмой, прося дать имя сыну (Сканде); Сканда же только посредством дара Брахмы оказывается в силах победить демонов[34].

Однако и с Вишну у Брахмы весьма противоречивые отношения. Вишну и Брахму соединяет стебель лотоса, который можно рассматривать как символ, своего рода пуповину, соединяющую двух богов, находящихся в отношении взаимопорождения. Всесилие Брахмы может декларироваться, но на самом деле его нет. В Махабахарате говориться, что когда Брахму донимают демоны, он не находит ничего лучшего как разбудить Вишну, что бы он с ними разобрался.[35]

Единственно реальной его воз­можностью остается право на­граждать подвижников, даруя им невероятную силу, непобе­димость в бою, бессмертие и т.п. Такие дары часто получают демоны (асуры, данавы), чем создается угроза благополучию богов и всего мира. Осознавая это, Брахма сопровождает дарение некими условиями, соблюдение которых создает интригу многих мифологических историй, имеющих своей основой борьбу богов и асуров.[36]

Но на самом деле в индуизме Брахму почти не почитают, он отошел на второй план, хотя является осуществителем главной функции – сотворение мира.

Фактически, по представлению индуистов, сотворение_мира — не такое уж великое и_благое деяние, это лишь трансформация первоначального Единства высшей_реальности и вечности и многообразие всего живого и преходящего, что сопровождается появлением кармы, стаданий, смерти[37]. То есть на сотворении мира его задача была закончена. Этим самым объясняется отсутствие культа Брахмы. Но есть мифы, которые содержат другие обьяснения этого явления. Например, Сканда Пуране он был проклят Шивой за то, что сказал неправду. Шива принял облик светящегося фаллического символа линги и призвал богов найти оба конца этого все­проникающего, бесконечного света. Брахма, желая побе­дить и считая себя Высшим Существом, заявил, что нашел один конец. И тогда Шива пригово­рил его к забвению.

Но тем не менее, до сих пор существует храм посвященный Брахме, он находиться в Аджмере штата Раджастан[38]. А в Пенджабе и в Химачал Прадеше есть несколько областей, где до сих пор обнаруживаются следы поклонения Брахме. В храме в Дере в Кулу произносятся молитвы Ади Брахме во время Байсакха (апрель) и Са­вана (июнь - июль)[39].

Таким образом Брахма существует еще с ведического и в брахманический период, а в индуизме его личность отошла на второй план, что и показывает нам мифология. Функцией Брахмы, как члена тримурти является сотворение мира, хотя в развитии индуизма и процессе выдвижения на первый план других членов троицы, эту функция стала характерной и для Шивы и для Вишну. Поэтому культ Шивы не нашел широкого распространение среди верующих, хотя есть свидетельства о существовании в IV веке до нашей эры сект, преданных Брахме. Но после того, как задача созидания была решена и работа Брахмы на этом закончилась, он стал космической сущностью. По­этому Брахме обычно не поклоняются. Человек и его Все­ленная были созданы, и теперь он должен был смотреть в сторону богов, которые являлись защитниками, и ублажать того, кто обладал силой разрушения.

И все же, нужно сказать, что имя Брахмы появляется во всех ритуалах, и он не забыт богами и мудрецами, которые заняты управле­нием Вселенной.

2.2 Вишну и Вишнуизм.

Из триады божеств хранителем мира является Вишну. Если бы не он, Вселенная могла бы преждевременно разрушиться или же власть над ней захватили бы демоны. Кроме того, Вишну помогает людям в сложных ситуациях и следит за правильным исполнением дхармы.[40]Но Вишну оберегает мир, но и является победителем мрака. Борьба со злом в последствии, стала его первейшей обязанностью. Например, многие мифы говорят о борьбе Вишну с демонами – асурами. Интересно, что это отражает процесс продвижения Ариев по земле автохтонного населения с, как мы уже знаем, редкими боями.[41]

По приданиям, создав Вселенную Брахма осознал необходимость защиты ее от тысячи асуров, которые появились в результате творения мира. Защита предполагала действие. И тогда, из самого себя Брахма создал материальное существо – Вишну, духа действия.[42] В современном индуизме Вишну обеспечивает связь времен и следит за стабильностью и преемственностью.[43]

Очень интересен тот факт, что в ведах он иногда именуется непобедимым сохранителем вселенной, однако по своему значению не поднимается выше второразрядного божества. Но все же он упоминается во всех четырех Ведах. Иногда говориться, что он- это разные формы света, а иногда- разные позиции солнца. И что очень интересно, некоторые исследователи утверждают, что Веды определенно намекают на будущее господство Вишну как верховного божества[44], что, по моему мнению, весьма сомнительно. Более высокий ранг он получает в брахманах, фигурируя в новых, не известных ведийскому периоду легендах, но все равно не рассмат­ривается как великое божество. Лишь в «Махабхарате» и в пуранах он начинает выступать в качестве второго чле­на индуистской троицы и становится наряду с Шивой самым почитаемым божеством индуистского пантеона.[45]