Смекни!
smekni.com

Индуизм- сущность и организация (стр. 4 из 12)

Вишну — это Нараяна, начавший первым двигаться в водах, перед сотворением мира заполнявших все про­странство. Вишнуиты представляют его либо ребенком,
спящим на листе лотоса, либо прекрасным четырехруким юношей с темно-синей кожей, одетым в царские одеяния и украшенным, многочисленными драгоценностями.

Он дремлет на свернувшемся в кольца тысячеголовом дра­коне Шеше, плывущем по водам вселенной, причем в этом положении пребывает лишь в промежуточный период по­коя, когда одна вселенная уже погибла, а другая еще не создана.[46]

Также, нужно сказать, что Вишну изображается в трех позициях- стоящим( стханака мурти), сидящим(асана мурти) или полулежащим(саяна мурти). Храмы Вишну в южной Индии иногда имеют этажи в центральной части, каждый этаж посвящен одному из изображений, начиная с сидящей статуи на нижнем этаже.[47]

Изображение Вишну всегда имеет свою символику. Обычно Вишну в руках держит шанкху(раковину), в которую трубит во время сражений, палицу или гаду(жезл), чакру(метательный диск) и падму(цветок лотоса)[48]. Оружие означает, что Вишну всегда готов сражаться со злом, а цветок лотоса является символом его милосердия к людям. Ваханой Вишну является Гаруда, крылатое мифическое существо, царь птиц.

Примечательно то , что в процессе слияния привнесенных из вне и местных культов в индуизме сложилось учение о единстве творческой созидательной силы Вишну и Шивы, и доныне в скульптуре и иконописи оба бога появляются и в виде единого тела, правая половина которого изображает Вишну, а левая Шиву, и с каждым из них находиться его животное – Гаруда и бык Нанди.[49]

Вишну выступает хранителем мира и это, несомненно, привлекает к нему внимание верующих, его доброжелательность привлекали к нему простых людей. Я думаю, что он был им намного ближе и понятнее Шивы с его сложным характером, с его противоречиями, более доступными пониманию склонных к умозрению брахманских кругов. В Вишну народ видел своего настоящего героя, своего любимца и за­щитника и наделял его всем, что считал самым желатель­ным, — сказочной красотой, богатствам и роскошью, ко­торые сосредоточивались в царстве Вишну, в его прекрасном небесном мире Вайкунтхе.

Размер «Рая Вишну», согласно «Вишну-пуране», — 80 000 миль в ок­ружности. В центре его течет небесный Ганг, в живопис­ных долинах пять озер с синими, белыми и красными цветами лотоса блестят, как изумруды и сапфиры. Здесь много прекрасных дворцов из золота и драгоценных камней, но самое прекрасное — это ослепительный, словно полуденное солнце, трон, где на белом лотосе восседает Bишну[50].

Вишну не один раз воплощался на земле, чтобы спасти мир от грозящей ему катастрофы. Эти воплощения называются аватарами («нисхождениями»). При этом происходит как бы раздвое­ние души бога: она обретает земное тело и одновременно остает­ся на небе в основном, божественном теле. Когда же земное существование аватары подходит к концу, душа бога возвраща­ется в вечное тело.

Есть десять общепризнанных аватар Вишну, о которых рас­сказывается в мифах, из них было уже девять и еще одна появит­ся в будущем.

Первый раз Вишну воплотился в виде рыбы Матсью, чтобы во время великого потопа спасти праведного мудреца Ману, пра­родителя человечества. Обычно эта аватара Вишну изображается как человек, ниж­няя половина тела которого рыбья. У него четыре руки и корона на голове.

Во время этого потопа был утерян амрита (напиток бессмертия), Вишну принял облик черепахи Курма во время пахтания океана девами и асурами и держал на своей спине гору Мандару.[51] Так богам удалось добыть амриту и другие сокровища, в том числе прекрасную богиню Лакшми, ставшую супругой Вишну, райское дерево Париджата, солнечного коня Уччайхшравас, луну, красавицу Рамбху, огромного белого слона Айравату. Эта аватара Вишну изображается в виде получеловека-полу-черепахи[52].

Чтобы победить злобного демона Хираньякшу Вишну пришлось стать вепрем Ваханой. Он поднял землю из пучин океана.Однако поднимая землю, Вахана случайно пробил в ней копытом отвер­стие и туда попало его семя. Поскольку произошло это в неуроч­ное время, в недрах земли появился ужасный ад — Нарака, где послесмерти мучаются грешники.

В следующий раз Вишну спустился на землю в обличии получеловека-полульва Нарасимаха, чтобы победить грозного демона Хираньякашипу, который добился от Брахмы обещания, что не будет убит ни богом, ни человеком, ни зверем, что не умрет ни днем ни ничью, в доме или вне его. Но невиданное существо Нарасимаха появилось из расколовшийся колонны и, подняв демона высоко, убило его.

Пятая аватара Вишну — карлик Вамана. По легенде, Бали захватил власть над землей, небом и подземным миром, и даже боги подпали под его владычество. Вишну принял облик карлика и попросил у Бали, в качестве милостыни, столько пространства (чтобы сидеть в медитации), сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали согласился, и тогда Вамана стал гигантом и двумя шагами покрыл всю землю и небо, а от третьего шага отказался. Бали вместе с демонами отправился в подземный мир и стал там править.

Шестой раз Вишну воплотился в теле Парашурамы («Темного с топором»), который убил царя Картавирья. Он участвовал во многих битвах, истребляя кшатриев, и совершил немало убийств. В заключение он принял необходимые искупительные ритуалы и удалился в горы[53].

Самыми популярными являются седьмая и восьмая аватары — Рама и Кришна.

Рама, прекрасный принц и храбрый воин, — главный герой эпической поэмы «Рамаяна», в которой повествуется о том, как он спасает свою жену Ситу, похищенную демоном Раваной, царем Ланки. Раме помогают разные животные и духи, в том числе сын обезьяны и бога ветра Хануман[54].

Девятая аватара Вишну- Будда Шакьямуни, основатель буддизма, есть разные легенды объясняющие эту роль. По мнению индуистов, Будда родился не для того, чтобы содействовать спасению людей, а для того, чтобы помощью своего учения обмануть противников-богов. «Агнипурана» так описывает воплощение Будды: «Когда-то между богами и асурами шла борьба, в ходе кото­рой боги потерпели поражение. Они отправились к Виш­ну и просили спасти их. Тогда Вишну родился как Будда, сын Судходаны, обманул демонов и сделал так, что они отреклись от ведийской религии. Став его приверженца­ми, они и других отвратили от истинной веры совершали злые поступки, которые наказываются адом, и принимали еду от низких людей».

По моему мнению, индуизм обладает и обладал огромной, всепоглощающей способностью. Ему с трудом могли противостоять буддизм, ин­дийские мусульманство и христианство. Интересно, что когда в стране начали появляться христианские миссионеры, индуисты, ознакомившись с библией, готовы были признать божест­венное происхождение Христа и включить его в свой пан­теон.

Приход десятого аватары — Калки — еще только ожи­дается. «В конце темного века наступит полное смешение каст, среди людей возобладают негодяи. Под видом рели­гии станет проповедоваться безверие. Варвары-владыки будут эксплуатировать народ. И тогда явится Калки в латах и с оружием, наведет порядок, восстановит досто­инство четырех варн и четырех жизненных стадий и при­ведет народ к истинной вере. Потом Вишну сбросит об­личье Калки и вернется на небеса» («Агни-пурана»).[55]

В «Бхагавадгиты» Вишну в образе Кришны заявляет: «Я рождаюсь, как только у лю­дей исчезает справедливость и усиливается несправедли­вость. Я рождаюсь из века в век, чтобы спасти добро, уничтожить зло и установить господство справедливости»[56]. Поэтому полагают, что число аватар Вишну бесконечно и к ним причисляют реформатора Чайтанью и даже Махатма Ганди. То есть, отсюда мы можем видеть, какой разносторонний может быть индуизм. С одной стороны он вбирает все новое в себя, но только для того, чтобы укрепиться как религия и не терять своей актуальности у верующих. Но, тем не менее, индуизм сохраняет свои глубинные традиции которые устанавливались и формировались веками. И мы видим это на примере процесса включения различных местных культов (при помо­щи концепции аватар — воплощений в человеческом или животном облике) в культ Вишну и он привел к тому, что Вишну вырос до божества общеиндийского масштаба.

Не странно, что вторым из двух важнейших направлений в индуизме является вишнуизм, или вайшнавизм распространенный, главным образом, в Северной Индии. Вишнуизм исповедует около 70% всех индуистов. Верховным всемогущим божеством почитается Вишну, он одновременно является и высшим Абсолютом, и личностным богом, причем безличный аспект рассматривается как низший. Вишну-Абсолют порождает Брахму, а тот создает весь мир и души живых существ, которые составляют тело Вишну. Все остальные боги тоже рассматриваются как эманации Вишну.

Интересно, что приверженцы Вишну могут поклоняться ему в разных формах – Йога существует для тех, кто желает медитировать, Бхога _ для любителей удовольствий, Вира- для проявления физической силы и Абхичарака – специально для королей и правителей, желающих побеждать своих врагов[57].

Но отличительной чертой вишнуизма является бхакти — служение богу на ос­нове личной всепоглощающей, беззаветной любви к нему, когда каждое действие совершается только во имя бога. Откликнувшись на этот зов любви, Вишну избавит преданного почитателя от колеса перерождений.