(дхьяна-шлока) [70]
Одним из великой троицы божеств, или проявлений сил Божественного в Природе, является Шива – это бог разрушения и рождения, это покровитель природы и животных. Это божество противоречиво по своей сути: он и милосердный, но он и страшен своей непредсказуемой разрушающей силой.
Всего у Шивы тысяча имен, а точнее 1008[71], и каждое отражает одно из его качеств. Его называют Махадэва («Великий бог»), Махешвара («Великий владыка», Кала («Время»), Шанкара(«Благотворный»), Агхора («Ужасный»), Хара («Похищающий»), Вишанатха («Защитник мира»),Тьягараджа («Царь аскезы»), Капалималин («Носящий гирлянду из черепов»), Джатадхара («Нечесаный»), Триямбика («Трехглазый»), Нилакантха («Синегордый»), Джагат Самхарта («Разрушитель мира»), Ишан («Покровитель»), Вирупакша («Яростный»), Бхава («Сущий»), Мритьюндая (Победитель смерти»)[72] и т. д.
Нужно сказать, что Шива- божество драведийское, черты Протошивы начали обнаруживаться после открытия протоиндийской цивилизации в долине Инда в результате раскопок Мохенджо-Даро, Хараппы и других точек доарийской культуры III–II тыс. до н.э. Обнаруженное на протоиндийских печатях изображение мужского рогатого и трехликого божества, восседающего в позе созерцания и окруженного разнообразными животными, сразу вызвало у археологов ассоциации с будущим верховным богом индуизма как господина медитации и господина зверей (пашупати)[73]. Но также есть, несомненно, параллели с арийским богом, речь идет о ведийском Рудре («Ревун»). Персонификация грозы в ее (в отличие от Индры) разрушительном аспекте, носитель яростного нрава с чертами каннибализма, которого открыто называют «мужеубийцей», обитатель севера, от которого исходит смерть, Рудра одновременно воспринимался и как целитель, лучший из лекарей, способный дать долголетие и обеспечить просителя потомством: «Эти молитвы мы приносим Рудре, чтоб в этой деревне все процветало без болезней…»[74]. В результате перед нами триада «смерть – плодородие – жизнь», обнаруживающая множество параллелей в мировой мифологии и фольклоре, но получившая специфическую интерпретацию на индийской почве. Можно предположить, что само имя «Шива» сформировалось как один из эпитетов Рудры[75], сложившийся в целях умилостивления грозного бога, но в дальнейшем «Рудра» стал эпитетом Шивы, а также есть достаточно оснований предполагать, что Рудра – это просто ведийский вариант широко распространенного доведийского, народного бога.Шива грозный и мужественный бог, иногда он предстает как повелитель демонов и злых духов, божество мест сожжения трупов. В другой ипостаси Шива очень милосерден, с ним связано множество мифов о том, как он спасает людей. Так, кожа на горле у него стала синей послетого, как он пожертвовал собой и выпил смертельный яд калакуту, который появился в результате пахтания океана и мог уничтожить своими ядовитыми испарениями всю Вселенную. Шива остановил этот яд у себя в горле. Чтобы унять жжение, Шиве дали луну, поэтому на изображениях его прическу украшает полумесяц.[76]
Шива является покровителем йоги, аскетов и отшельников, поэтому его нередко изображают в позе йога, погруженного в медитацию, или как отшельника с чашей для сбора подаяния. Шива- покровитель и наставник аскетов.
Шива выступает и как бог плодородия. Его супруга, известная под именами Парвати, Кали, Дурга, — олицетворение женского начала мироздания (шакти). Это женская ипостась Шивы. Активная творческая энергия Шивы воплощается в фаллическом символе — лингаме, который есть почти в каждом индуистском храме. В «Шивапуране» бог говорит: «Тот, кто почитает лингам как первопричину, источник сознания и субстанцию Вселенной, ближе и дороже мне, чем любое другое существо».
Официально же возникновение фаллического культа Шивы принято относить к эпохи неолита (VIII–III тыс. до н. э), ссылаясь на многочисленные раскопки кургана Каппагалу в Белларе и в долине Инда, где были обнаружены конические терракотовые предметы с закругленным верхом и каменные кольца к ним (бесспорно символизирующие лингам и йони), а также фаллические фигурки из Махенджо-Даро (III–II тыс. до н. э.). И те, и другие относятся к доарийской культуре[77].
Ваханой Шивы является белый бык Нанди. Он — воплощение плодородия. Его статуи часто стоят у входа в шиваитские храмы, поскольку Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы[78].
Как известно, Шива устанавливает ритм Вселенной. В начале каждого периода танцем пробуждает миры к жизни и приводит их в движение, а в конце уничтожает их танцем разрушения[79]. Этот танец изображается в виде Танцующего Шивы-Натараджи. По словам Эйнштейна, – это лучшее иконографическое изображение Бога. У Натараджа (Царя Танца) четыре руки: правая верхняя рука держит барабанчик (дамару), источник творения (сришти-шакти), правая нижняя – поднята в благословении (абхая-мудра), символизируя силы сохранения (стхити-шакти), верхняя левая рука держит огонь, символ разрушения (самхара-шакти), нижняя левая – указывает на приподнятую левую ступню, символизирующую милость Господа (ануграха-шакти) и, таким образом, указывает путь, ведущий зрелую душу к освобождению; правая нога припирает демона Муялаку (или Апасмарапурушу), незрелую душу, погрязшую в праздности, невежестве, растерянную и забывчивую (тиробхава-шакти); кобра, обвивающая талию Натараджа символизирует кундалини-шакти, космическую энергию пробуждающую душу, а огненный нимб вокруг – «Великое Время», Космос и Вселенское Сознание[80].
«Господь Шива танцует ради благополучия всего мира. Цель Его танца – освобождение душ от тройственных оков майи, анавы и кармы (уничтожение Трипуры, Троеградия). Он творит не разрушение, но перерождение»[81]. «Вся вселенная вовлечена в кружащийся поток изменений и деятельности. Это танец Шивы. Мы все танцуем с Шивой, а Он с нами. В конечном счете, мы и есть танцующий Шива»[82]. Таково конечное значение и смысл Танца Шивы.
Нужно сказать, что наряду с вишнуизмом одним из главных направлений в индуизме считается шиваизм.
Последователями шиваизма являются около 25% всех индуистов. Большинство шиваитских общин находится на юге Индии, в штатах Орисса, Тамилнад, Ассам, а также Кашмир[83].
Как самостоятельное направление в индуизме шиваизм оформился в первые века нашей эры, и что являлось типичным для индуизма в частности, в результате постоянного взаимодействия и синтеза верований и культов автохтонного населения Индии с религией Вед и брахманизмом, а в период раннего средневековья появились собственно шиваитские священные тексты (пурамы и агамы).
В тримурти Шива является разрушителем Вселенной, шиваиты же считают его также создателем и хранителем мира, тем более что в циклическом мировоззрении индуизма разрушение одновременно является начальным актом творения[84].
Шиваиты почитают Шиву как всевышнего бога, идентичного Рудре ведической эпохи и Брахману веданты, а остальные боги индуистского пантеона могут быть детьми, проявлениями или творениями Шивы, например Вишну — его аспект как хранителя мира, Брахма — как творца Вселенной. С этой доминантой Шивы в тримурти связаны некоторые мифы, как предполагают некоторые авторы, шиваистского происхождения. Например миф о огненном столбе Шивы, у которого ни Брахма ни Вишну не смогли отыскать начала и конца. А когда открылось им, что это был лингам Шивы, и оба они признали превосходство Шивы над всеми остальными богами. Или миф о пахтании океана, когда только Шива смог спасти человечество, выпив смертельный яд калакуту. А также тот факт, что боги не смогли без Шивы разрушить трехъярусный город асуров.
Конечно тот факт соперничества главенствования Вишну или Шивы в тримурти на лицо. Шиваисты утверждают, что Вишну вбирает в себя функции и Брахмы и Шивы, а шиваисты настаивают на другом. И это, по моему мнению происходит не случайно, так как функции одного бога нередко также являются функциями другого. Так, например, Брахма создал мир, но Шива также создает мир спомощью космического танца в конце времени, а также Вишну может создавать миры при помощи божественного звука раковины. Хотя тримурти в Ведах формировалось лишь как космические явления- восход, существование и закат. Но в последствии, когда культ тримурти стал крепнуть, и появились различные направления, границы функций стали размываться, и в конечном счете стали почти условными.
Возвращаясь к рассмотрению философии шиваизма нужно сказать, что согласно шиваизму, во вселенной нет ничего постоянного, кроме основы, каковой является Шива в своей скрытой недейственной ипостаси, лишенный энергетического начала — Шакти. Все подчинено непрерывным изменениям, все находится в состояний гибели и возрождения, причем гибель неизбежно предшествует созданию. Новое родится лишь после смерти старого, так что колыбель и гроб сливаются в единое целое. Поэтому уничтожение представляется важнейшей формой существования, без которой ничто не могло бы возникнуть. Шива несет функции изменения и разрушения. Он разрывает Завесу великой космической иллюзии (махамайя) и помогает страждущему человечеству[85].Основной целью шиваитов является освобождение от сансары и достижение единства с Шивой. По природе своей души они и так едины с Шивой, и лишь заблуждение, порождаемое пристрастием к миру иллюзорного существования, не дает этого постигнуть[86].