Смекни!
smekni.com

Индуизм- сущность и организация (стр. 7 из 12)

Шиваитов можно отличить по тилаку— знаку на теле или на лбу, который представляет собой горизонтальные полосы и изображение трезубца, некоторые шиваиты покрывают тело пастой из пепла. В богослужении шиваитов значительную роль играют ритуальные экстатические танцы и музыка, ведь Шива является покровителем танца[87].

B почитании Шивы важнейшую роль играет культ жизненной силы и созидательного мужского начала, лингама — фалли­ческого символа, который означает плодородие, творческую мощь.

Во многих храмах есть каменные столбовидные изваяния — культ лингама является неотъемлемой частью шиваизма. Его украшают цветами, совершают подношения, омывают маслом и молоком. В качестве жертвоприношения Шиве чаще всего используются пять священных даров коровы: молоко, простокваша, масло, на­воз и моча. Также ему подносят листья и цветы бильвы — дикой яблони — и священный пепел[88].

Нередко в храмах наряду с лингамом изображают Лингойони-самвол соединения мужского и женского начала. Здесь идет некое соединение шиваизма с шактизмом. По представлению шиваистов подлинной основой могущества Шивы является его духов­ная энергия — шакти. Когда Шива в конце мирового цикла раз­рушает Вселенную своей бешеной пляской и наступает пралайя (период покоя), он сам спасается от гибели только благодаря всесильному женскому началу.

Культ шакти долгое время развивался самостоятельно, а за­тем слился с культом бога Шивы. Шакти считается его божественной супругой и подлинной основой могущества, лишь от нее Шива получает свою творческую энергию[89].

Нельзя сказать, что Шива в любой момент обладает шакти во всей полноте: она может появляться и проявляться в определен­ных обстоятельствах. Особенно она усиливается, когда Шива со­единяется со своей женской половиной.

Космологическая идея шактизма заключается в том, что мир создается не мужским божеством, а женским, богиней благостного или ужасного облика, которой поклоняются под различными именами, но часто называют Шакти. Она творит мир или самостоя­тельно, или в паре с мужским божеством — Шивой.Процесс миросозидания в шактизме изображается многоста­дийным.

На первой стадии Шива и Шакти слиты неразделимо в самозабвенном объятии, находясь внутри единой реальности — брахмане. Это стадия экстатическо­го блаженства.

На второй стадии Шакти открывает глаза, но вдруг начинает осознавать свое отличие от него.

Третья стадия — физическое разделение. Оба еще чувствуют неодолимое взаим­ное влечение, но уже ощущают, что являются противоположными аспектами мироздания. Он — воплощение мужского, устойчивого, идеального начала, она же воплощает в себе женское, изменчивое, материальное.

На четвертой стадии начинается космогонический танец Шакти, во время которого она рождает мир.

Пятая стадия творения заключается в познании людьми сущности явлений окружающей действительности, в постижении смысла бытия. Лишь постепенно люди начинают осознавать, что множественность реальности есть иллю­зия, поскольку за ней скрывается одно единственное начало, одна реальность — Шакти.[90]

Конечно, в шактизме главенствующую роль в создании мира, все же отводят Шакти. Тем не менее многие индуистские мифы сохраняют и развивают представление о Шак­ти как носительнице творческой энергии, без которой верховное мужское божество не способно к созиданию. Подчеркивается, что с ее помощью Брахма или Шива проявляют себя и творят матери­альный мир. Шакти в индуизме поклоняются именно как супру­ге бога (обычно Шивы), подчи­ненной ему в космогоническом процессе. Она его шакти. Он творит или изменяет мир, она ему помогает.

При этом идеи шактизма нашли свое место и в культе остальных богов тримурти, не только у Шивы. У каждого бога есть своя шакти — женская сущность: у Вишну — Лакшми, у Брахмы — Сарасвати.

Но тем не менее, когда говорят о шакти, то чаще всего имеют в виду супругу Шивы. Очень популярно скульптурное изображение Шивы Ардханариш-вары, в котором правая половина изображает Шиву, а левая — Парвати, это символизирует изначальное единение бога со своей шакти.

Если говорить о супруге Шивы, то обычно она находится рядом с Шивой в облике добродетельной и любящей жены, однако выступает по крайней мере в пяти различных ипостасях. Три из них благост­ные — Парвати, Ума и Сати; две другие — Кали и Дурга — предстают в ужас­ном, демоническом облике. В своей благостной ипостаси она красивая, нежная, чувственная и совсем другая в образе грозной воительницы Дурги или крово­жадной Кали[91].

Если говорить о философии шактизма, то согласно ей, источник развития чувственно воспринимаемого мира и причина его многообразия лежат во взаимодействии двух противополож­ных начал: женского, которое персонифицируется в Шакти, и мужского, которое персонифицируется в Шиве. Шакти — это материальное, темное, динамичное начало, которое первоначально находится в состоянии хаоса. Шива ассоциирует­ся с духовной, светлой, разумной стороной бытия. Другими словами, Шакти — это материя, природа, а Шива — космическое сознание, дух, который привносит в мир хаоса некий порядок[92].

Таким образом, я зделала для себя вывод, что термин шакти определяется как космогониче­ская энергия, проявляющая себя либо как самостоятельная сила, либо как актив­ная сторона какого-то иного начала, тоже универсального, но не столь активно­го. В любом случае ее активностью объясняется возникновение и развитие материального мира.

Говоря о шактизме, нужно сказать, что в ее русле развивается еще одно напрпавление, связанное с шиваизмом, это тантризм.

В I — начале II тысячелетия н. э. происходит трансформация первоначального архаического шактизма, он обретает теорети­ческую основу, пишутся свя­щенные тексты шактизма — тантры.

Тантра- этопоследовательность обрядовых действий, направленных на сближение верующего с божественным Абсолютом, который выступает в образе Шакти.

Есть три вида тантр: агамы, нигамы и упататры. Агамы по форме представляют собой поучения Шивы, обра денные к Пар-вати, воплощающей шакти, и посвященные различным философ­ским темам, а нигамы — это поучения Парвати, адресованные ее супругу. Упатантры («вторичныетантры») —это,диалоги Парва­ти или Шивы с каким-либо другим божеством (на пример с Виш­ну или Скандой) или святым провидцем. К упатантрам также при­равниваются сочинения духовных учителей: различные комментарии к тантрам, философские трактаты и т. д.

В тантрах описываются техники йога, магико-сексуальные ритуалы, даются наставления, касающиеся храмового поклоне­ния. Некоторые тантры переведены с санскрита на другие язы­ки, а некоторые шактисты ревностно оберегают от чужих глаз.

Суть же тантрического метода заключается в освобождении и соединении с Богиней. Он заключается в пробуждение кундалини(магическая сила, которая представляется в виде змкйки у основания позвоночника[93]) требует от тантрика серьезной подготовки твердой веры в космогоническую силу Шакти, целеустремленности и высокой степени концентрации. В ходе медитации силой мысли тантрик поднимает кундалини вверх по шести чакрам, которые расположены вдоль позвоночного столба и являются «центрами психофизической энергии». Чакры изображают в виде ло­тосов, нанизанных на нервный ствол, идущий вдоль позвоночного столба; ствол называют сушумна. Верхний конец сушумны упирается в макушку, где находится «обитель чистого сознания Шивы» — тысячелепестковый лотос сахасрара (sahasrara). Когда кундалини поднимается в сахасрару, Шакти соеди­няется в космическом блаженстве с Шивой и тантрик достигает «освобождения». При этом тантрик может вообразить себя Шивой или даже мысленно превра­титься в Шакти[94].

Нужно сказать, что в тантризме есть некторые разделения на секты. Выделяют « Тантру правой руки» (дакшинамарга или дакшиначара) и «Тантру левой руки» (вамамарга или вамачара ).

Эти два направления весьма различны между собой, но они сходны в том, что выс­шей целью человеческого бытия является мокша, т.е. освобождение от пут ма­териального мира и соединение с божественным Абсолютом, который нахо­дит свое воплощение в Шакти. Однако методы достижения этой цели у них несколь­ко отличаются. Для дакшиначары, как для индуизма, благородный и недоступный для всех путь к освобождению от круговорота перерождений достигается ревностным исполнением своей дхармы, связан с аскетической практикой и отказом от чувственных удовольствий[95]. Подход вамачары прямо противоположный. Они употребляют в пищу мясо, рыбу и алкоголь, не соблюдают кастовые запреты.

Так же их различие со­стоит в том, что в дакшиначаре главными остаются мужские божества, а Шакти поклоняются постольку, поскольку она побуждает их творческие силы. В вамачаре же она занимает главное место, поскольку сама творит все сущее, является главной защитницей и покровительницей. Дакшиначара не приемлет тантру, в то время как вамачара открыта для нее. Дакшиначара практикует открытые и доступные для непосвященных формы поклонения богини, а вамачара практикует тайнуюобрядность, доступную только прошедшим инициацию[96].

Некоторые исследователи выделяют еще и смешанную форму шактизма, которая является синтезом «Тантры правой руки» и «Тантры левой руки». Она носит название мишра- марга.[97]

Исходя из сказанного, я попыталась дать определение Тантризму. Тантру можно определить как метод достижения экстатических состояний ради слияния с божественным Абсолютом, который отождествляется не только с Шакти, но и с некоторыми мужскими божествами. Этот метод охва­тывает также некоторые элементы йоги и чер­ной магии, не связанные с культом женского начала. Также нужго сказать, что тантризм не ограничивается только рамками шактизма, тантрическими являются и некоторые формы шиваизма, например кашмирский, который будет рассматриваться далее.