Первые индуистские храмы начали строить в III—II вв. до н.э., до нас дошли их развалины.
При Гуптах, особенно в IV—V вв., золотом веке в истории Индии, когда индуизм стал ведущей государственной религией, была создана новая архитектурная традиция, воплотившаяся в пышных формах индуистских храмов. В результате Длительных поисков экспериментов сложились два ведущих стиля и множество школ в храмовой архитектуре. Основная разница между ними, заключалась в форме башни-перекрытия, называемой шикхарш. В северной, индоарийской части страны отдавали предпочтение башне гладкой пирамидальной формы с округлой вершиной, увенчанной острым шпилем- калаша, укрепленным на плоском каменном диске- амалака. В отличие от северной нагара- шикхары в южноиндийской храмовой архитектуре утвердилась так называемая дравида-шикхара: она вздымается кверху как ступенчатая пирамида[109]. При династии Хойсалов (XI—XV вв.) индуистские зодчие, строившие храмы на юге, в нынешнем штате Карнатак, попытались соединить южный и северный стили, воздвигая колоколообразные башни над святилищем.
Начиная с XII в. в результате мусульманских завоеваний и бесконечных войн в Северной Индии не только не строились новые индуистские храмы, но и уже существующие разрушались. Но, нужно сказать, что стандартный тип современного индуистского храма существует примерно с
VIв. Вплане они в основном повторяют пещерные, существование которых в Индии к этому времени насчитывало сотни лет. Сооружение пещерных храмов в Индии прекратилось примерно к VII—VI'II вв., тогда же началось строительство наземных храмов.
Храм для индуизма –это дом бога, это место приношения даров богу, от чего зависела судьб и благополучие человека. Поэтому для храмов выбирались особые места, отмеченные святостью. Предания и легенды связывают многие из них с деяниями Вишну, Шивы, Дурги, Кали. Иногда, правители сооружали храмы во исполнение желаний подданных: об этом свидетельствуют надписи в некоторых храмах. Возводили их также и в честь правителей, их предков родственников или прославленных соотечественников. Но большая часть храмов построена по чисто религиозным мотивам, дабы снискать милость богов и обрести большие заслуги в этой жизни.
Индуистские храмы строятся в соответствии с определенным планом, и каждая часть конструкции имеет определенное значение. Храм, или мандир, — это место обитания бога или богини, чья освященная мурти помещается во внутреннем святилище, именуемом гарбхагриха (дословно — «дом-чрево»).
Сразу над внутренним святилищем строится конусообразная башня или шпиль, именуемый шикхара. Весь алтарь, включающий в себя гарбха-гриху, называется вимана, напоминая о божественных колесницах[110], о которых говорится в мифах или символически повторяя мировую гору, скрывающую внутри тайну[111]. Шикхара символизирует священность виманы.
Развитие храма от древности до наших дней происходило постепенно, к первоначально существовавшим основным элементам добавлялись другие. Верующие, которые приходили в храм молиться, стояли перед алтарем. Пространство напротив него освободили, была надстроена платформа, место сбора верующих накрыли крышей с колоннами, и в дальнейшем все это сооружение превратилось в зал с колоннами, именуемый мандапа[112]. Сначала мандапа была отделена от виманы — существовали два отдельных здания, одно для божества и другое для верующих. Затем эти два здания — были соединены друг с другом посредством крытого внутреннего помещения, а к переднему входу в мандапу было добавлено крытое крыльцо со ступеньками, ведущими из храма.
Вообще строительство храма обычно и начиналось с создания мандапы, символической диаграммы мира. Она с самого начала задавала процессу строительства космогоническую направленность, а храму - пространственно-временную определенность. Храм воздвигался — в ритуальном смысле — так же, как некогда утверждалась земная, твердь посреди изначальных вод хаоса, и символическим напоминанием об этом, как правило, служит храмовый пруд или иной водоем, где совершаются ритуальные омовения. Таким образом, каждый храм в конечном итоге может рассматриваться как модель мира[113].
В больших храмах существуют отдельные здания для храмовых танцев, для даров и здание, где размешается алтарь для супруги основного божества, а также алтарь Ханумана и Ганеши. В отдельном алтаре, напротив крыльца, размещается средство передвижения божества. Это какое-нибудь животное или птица, на котором ездит божество, например, бык Нанда у Шивы, или орел Гаруда у Вишну. Поскольку хождение вокруг божества в знак почтения является частью ритуала, во многих храмах во внутреннем святилище имеется круговая дорожка, по которой верующие могут совершать обхождение божества. Такой тип храмового сооружения наиболее распространен на севере Индии.
В Южной Индии схема храма другая. Там могут существовать три-четыре концентрических квадрата, которые и составляют храмовый комплекс. Основной алтарь располагается во внутреннем квадрате. Между каждым из квадратов находится открытый двор, именуемый пракарам. Вдоль разграничивающих квадраты стен стоят небольшие алтари, посвященные соответствующим божествам. Середина каждой из четырех стен внешних квадратов украшена башней, наиболее высокие башни построены на стенах самого внешнего квадрата. Шпиль над основным алтарем очень короткий, это даже может быть купол. Башни на внешних стенах называются гопурамы.[114]
В заключении нужно сказать, что храмы в Индии выполняли не только священную, сакральную функцию, но и играли, на протяжении всей истории индуизма, разнообразную роль почти во всех сферах социальной, политической и идеологической жизни страны.
Они были собственниками крупных земельных владений причем имели не только земли, но и право на сбор налогов с них. Храмы вели на этих землях собственное хозяйство. Некоторые храмы вели крупные торговые операции, закупали товары широкого, потребления и предметы роскоши, да и вообще выполняли торговые и ростовщические функции. Они снаряжали караваны и имели оживленные торговые сношения со всеми странами бассейна Индийского океана, а также за его пределами.
За определенный налог храмы предоставляли место купцам и ремесленникам на своей территории — между внутренними и внешними стенами.
Наконец, храмы были важными культурными центрами. В них собирались городские и деревенские советы, судебные органы. При храмах существовали школы и университеты, жили поэты, музыканты, танцоры, певцы, художники — тем самым храмы способствовали процветанию искусств.
Индийские храмы сами по себе являются произведениями искусства. И внутри, и снаружи храмы от купола до основания украшены скульптурной резьбой, орнаментом, рельефами, фигурами богов, героев, танцоров, музыкантов, в реалистических картинах и в символах показаны разные стороны жизни людей и богов. Храмы, храмовые комплексы и до сегодняшнего дня являются неповторимым и драгоценным наследием индийского народа.
Заключение.
Начало формирования религиозных представлений относится к доарийскому периоду исторического развития Индии. Вторжение Ариев привело к формированию ведической религиозной системы, которая, основываясь на своих традициях, с течением времени впитывала местные верования. Древняя религия Ариев стала основой последующих религиозных верований – брахманизма, индуизма. В процессе упадка брахманизма, а так же в процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого соперничества и как результат его преодоления и возник индуизм.
В основе мировоззрения индуизма лежит идея о том, что мир не случайное сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное целое, или космос. Всеобщий вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое, называется дхарма. Из всеобщей, вселенской дхармы выводится дхарма всякого отдельно взятого, она понимается как совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого сословия.
Поскольку каждое действие является результатом намерения и желания индивидуума, душа будет рождаться, воплощаться в мире до тех пор, пока не освободится от всех элементов желания, это отражается в учении о «вечном возвращении»; рождение и смерть означают лишь создание и исчезновение тела, новые рождения являются странствием души, круговоротом жизни (сансара).
Следующий аспект индуистской философской мысли- это карма, неотлучно существующая вместе с сансарой. По закону кармы то, что переживает человек,— результат его собственного поведения в предыдущих рождениях.
Также важное место в индуизме занимает учение об ахимсе- избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью; основополагающая, первая добродетель всех систем индийской философии. Соблюдение ахимсы приближает человека к мокше, слиянию с Абсолютом, очищает карму и продвигает верующего на высшие ступени сансары.
Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей «философского индуизма» рассматривает будущее в контексте мокши – полного освобождения души от череды перевоплощений. Согласно их воззрениям, душа прикована к вечно вращающемуся колесу сансары, которое приводится в движение законом кармы.
Этап развития индийской религии, индуизм, определяется, прежде всего возникновением триады богов, воплощающей собой всю полноту бытия и космического процесса, разворачивающегося тремя важнейшими стадиями- возникновению мира, его существованием и гибелью. Эти стадии осуществляются под эгидой трех богов- Брахмы - создателя мира, Шивы- разрушителя мира и Вишну-хранителем мира.