Смекни!
smekni.com

Сталин. Путь к власти 2 (стр. 3 из 125)

В книге Э. Радзинского «Сталин» можно обнаружить множество фактических ошибок. Ярким свидетельством того, что драматург, взявшийся за исторический труд, никогда толком не изучал жизни и деятельности Сталина, служит хотя бы его утверждение о том, что Г.К. Жуков был наркомом обороны в годы войны. Во-первых, эта ошибка доказывает, что автор не знает, чем занимался во время войны самый выдающийся советский маршал; во-вторых, поскольку наркомом обороны был Сталин, становится ясно, что автор не удосужился узнать, чем занимался герой его произведения в самый важный период собственной жизни и в самый драматичный период советской истории; в-третьих, заявление Радзинского показывает, что он в руках не держал главного сборника работ Сталина за этот период – «О Великой Отечественной войне» и не видел в глаза многочисленные приказы наркома обороны Сталина, без знакомства с которыми нельзя понять ни хода войны, ни деятельности Сталина в эти годы. Слова «нарком обороны Жуков» изобличают незнание Радзинским советской истории, точно так же, как слова «король Финляндии» изобличают незнание мадам Зиленски страны Суоми. Другим примером автора, игнорирующего исторические факты, является небезызвестный Виктор Резун, пишущий под псевдонимом «Суворов» и упорно повторяющий версию геббельсовской пропаганды о том, что Сталин готовил вероломное нападение на Германию. В своих книгах Резун утверждает, что советская власть растратила огромные средства и уничтожила миллионы людей ради подготовки мировой революции, но этот план был блестяще сорван Гитлером нападением на нашу страну 22 июня 1941 года. В своих многочисленных книгах Резун превращал советских людей, занимавшихся парашютным спортом, в профессиональных десантников, увеличивая их число в сотни раз для того, чтобы доказать размах подготовки «советской агрессии» против Германии. Он предлагал фантастическую расшифровку аббревиатур советских танков, чтобы доказать, будто их специально готовили для продвижения по западноевропейским автострадам. Он произвольно истолковывал отдельные фразы из различных заявлений советских полководцев, подгоняя их под версию о якобы намеченном нападении Красной Армии на Германию. Эти и другие фантазии Резуна были уже не раз разоблачены, в том числе в книге Габриэля Городецкого «Миф „Ледокола“.

В то же время незнакомство Резуна с советской историей, деятельностью советских руководителей, с их идейно-политическими установками, о которых он так лихо рассуждает, раскрывается в нескольких фразах из его книги «Очищение»: «1927 год – десятая годовщина Октябрьского переворота. Кстати, именно в этот год был придуман и впервые использован термин «Великая Октябрьская социалистическая революция. До 1927 года события октября 1917 года официально именовались переворотом». Из этого заявления ясно, что Резун совершенно незнаком с историей СССР и не брал в руки ни одного тома Ленина и Сталина, о которых он так смело судит и рядит, ибо в противном случае он бы мог убедиться в том, что Ленин назвал события 25 октября 1917 года «революцией» уже через пару часов после захвата власти большевиками, а термин «Великая Октябрьская социалистическая революция» (или «Великая Октябрьская пролетарская революция») стал постоянно использоваться руководителями большевистской партии с конца 1917 года и начала 1918-го (что не мешало им порой называть это событие «Октябрьским переворотом»). Невежество Резуна облегчает ему сочинение заведомо лживых версий, так как какие-либо знания об истории могли бы помешать полету его безудержной фантазии, точно так же, как незнание географии помогало мадам Зиленски сочинять рассказы про ее встречи с королем Финляндии.

Еще одним наглядным примером вопиющего игнорирования истории является книжка «Исповедь любовницы Сталина». Это сочинение представлено как обработка воспоминаний солистки Большого театра В.А. Давыдовой неким «Леонардом Гендлином», якобы переведенных с английского языка. С первых же страниц книжки, на которых утверждается, что весной 1932 года в правительственной ложе Большого театра вместе со Сталиным и другими членами Политбюро находились Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков (к этому времени исключенные из партийного руководства, а потому не допускавшиеся в правительственные ложи), ясно, что ее автор понятия не имеет об истории партии. Когда же героиня книги «зарывается в песок» на пляже в Сочи, ясно, что автор не в ладах и с географией и слыхом не слыхал про пляжи из гальки этого южного города.

Казалось бы, это фантастическое сочинение, как и книги Радзинского и Резуна, должно быть отвергнуто читателями, если им действительно «все известно» о Сталине. Однако автор из личного опыта знает, что многие читатели черпают свои основные аргументы в разговорах о Сталине и его времени из этих и подобных сочинений. Словно подражая мадам Зеленски, «Гендлин» также воспользовался санями, в которых Маленков увозил примадонну Большого театра от Пастернака, Пильняка, Вышинского, Тухачевского, Ягоды, Зиновьева, Берии и Сталина, домогавшихся любви певицы. И все же и эта книга вызвала доверие у многих читателей, полагавших, что «наверное, автор кое-что знает». Очевидно, что десятилетия внедрения в массовое сознание примитивных представлений о Сталине и его времени не прошли даром. Следует также учесть, что тиражи подобной литературы намного превышают тиражи книг С. Семанова и В. Кардашова, Б. Соловьева и В. Суходеева о Сталине, написанных с диаметрально иных позиций, чем книги Волкогонова и Радзинского.

Даже книги, авторы которых высказывают критические замечания в адрес Сталина, но в которых содержится объективная, научно проверенная информация относительно сталинского времени, оказываются в невыгодном положении на книжном рынке по сравнению с шарлатанскими сочинениями, написанными невеждами. Правдивая книга о Великой Отечественной войне «Подвиг и подлог» академика РАН Г.А. Куманева, в которой дана объективная оценка Сталина с указанием его верных действий и его ошибок, издана тиражом одна тысяча экземпляров. Книжки же Резуна разошлись тиражами в несколько миллионов экземпляров. Стало быть, шансы на то, что невежественное вранье Резуна будет прочитано и усвоено, в несколько тысяч раз превышают шансы на получение читателями сведений из книги Куманева, не оставляющих камня на камне от мифов «Ледокола».

Хотя книгу Евгения Громова «Сталин: власть и искусство» никак нельзя считать просталинской (автор постоянно напоминает о своем отрицательном отношении к нему), нет сомнения в том, что ее автор предложил читателям интереснейший и оригинальный материал о взглядах Сталина на культуру, о его интересах и его политике в этой сфере. Однако у этой книги (изданной тиражом 5000 экземпляров) шансов дойти до читателей в 20 раз меньше, чем у возмутительной халтуры «Гендлина», изданной тиражом 100 тысяч экземпляров.

Популярности и широкому распространению низкопробных и невежественных сочинений о Сталине потворствует их пропаганда через средства массовой информации, охватывающая десятки миллионов человек. Ведущий телевизионный канал организовал целую передачу, пропагандирующую фальшивки Резуна, и чуть ли не ежедневно телевидение, радио, газеты подкрепляют сложившиеся мифологические представления о Сталине, создавая впечатление их очевидной неоспоримости.

Из публикации в публикацию повторяется как «всем известная истина», что «тяжелое детство» ожесточило Сталина и предопределило его «ужасный» характер. Именно в силу своего «бессердечия», как «всем известно», Сталин вступил в революционную партию, в которой он занимался главным образом грабежами и терактами. Неразборчивость Сталина в средствах, «как известно», проявилась в том, что одновременно с революционной подпольной деятельностью он стал работать на царскую полицию и выдавал ей своих товарищей по большевистской партии. «Все знают», что жестокость и беспринципность Сталина помогли ему добраться до высших постов в партии, а после ее прихода к власти – занять ключевые позиции в правительстве России. Также «хорошо известно», что, отличаясь от своих коллег по советскому руководству необразованностью, завистливостью и властолюбием, Сталин сумел скрыть свои отталкивающие черты характера и втереться в доверие к Ленину. Однако последний вывел его на чистую воду и в своем «Письме к съезду» предложил убрать Сталина, но тот опять сумел перехитрить партию, и его оставили в руководстве страны. (Немало людей убеждено в том, что, стремясь остановить Ленина, Сталин отравил его.) В дальнейшем, «как известно всякому», Сталин с помощью интриг сумел устранить всех наиболее способных и достойных руководителей партии и обрести единоличную неограниченную власть. Такое описание пути Сталина к власти делает его похожим на образы Ричарда III и других тиранов из «исторических хроник» У. Шекспира (хотя нет никаких оснований полагать, что эти образы, созданные великим английским драматургом, правильно отражают историческую действительность).

Кажется, что создатели сочинений, изображающих Сталина в виде тирана из театральных постановок или разбойника с большой дороги, следовали ироничному совету Гоголя в «Мертвых душах»: «Просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ, и портрет готов». При этом очевидно, что получившийся портрет может совершенно не походить на изображаемого человека. По этой же причине допустимо усомниться и в достоверности «известного всем» образа Сталина. Действительно ли он с детства был ожесточен на весь мир? Правда ли, что главным в его революционной деятельности были налеты на банки? На самом ли деле Сталин выделялся в руководстве большевистской партии невежеством, отвратительными чертами характера и неумеренной жаждой власти? Хотел ли Ленин избавиться от Сталина? Была ли победа Сталина над его политическими противниками обеспечена его коварными и хитрыми действиями, на которые были неспособны его интеллигентные оппоненты?