Чтобы привлечь на свою сторону хотя бы негативные элементы, оккупанты, создавая иллюзию "демократии", попытались обмануть белорусский народ и в этих целях активно использовали идеологию национализма. С помощью националистов они сформировали в Беларуси местное самоуправление - управы, в сельской местности - волостные управы, в селах был введен старостат. Функции администрации фактически сводились к выполнению распоряжений оккупационных властей. С этой целью, а также для борьбы с партизанским движением 21 декабря 1943 г. оккупанты создали Белорусскую Центральную Раду, которая должна была попытаться имитировать "народное правительство", и сформировали Белорусскую Краевую оборону - национальные войска, подчиненные командованию вермахта и СД.
Сложившаяся на временно оккупированной территории система управления гитлеровцев представляла серьезную опасность для партизан и спецподразделений, белорусской разведки и контрразведки, действовавшей в тылу. Бесспорно, "новый порядок", широкие карательные мероприятия среди мирного населения затрудняли, налаживание связи с патриотически настроенными лицами, оказавшимися в сложных условиях полицейской, слежки за населением. Не способствовал "новый порядок" спецгруппам чекистских органов и в материальном обеспечении, так как местные жители не имели излишков продовольствия и одежды и сами зачастую голодали.
В этих условиях трудно было проводить военно-политическую работу среди населения, а также в войсках вермахта и в частях сателлитов фашистской Германии в целях их разложения. Кроме того, карательные операции врага снижали возможность чекистских органов по оказанию помощи партизанам, так как отсутствие необходимой разведывательной информации приводило часто к срывам отдельных боевых операций. Все это, к сожалению, имело место, тем более что враг был опытным и коварным.
2. Генеральный план «Ост»
Оккупационная политика на советской земле заметно отличалась от предпринимаемых носителями «нового порядка» мер в других захваченных вермахтом странах и по сути носила откровенно варварский, грабительский характер. Планы по ее осуществлению разрабатывались в ведомстве Г. Гиммлера. В дальнейшем обобщенные проекты и предложения получили название «генеральный план "Ост" ("Восток")». Этот план предусматривал прежде всего «хозяйственное использование СССР в интересах экономики Германии», причем он постоянно дополнялся и уточнялся.
Так называемый «новый порядок» поддерживался вооруженными нацистскими формированиями. Кровавые расправы над белорусским населением чинили войска СС, СА (штурмовые отряды), СД3, гестапо, тайная полевая полиция, уголовная полиция, контрразведывательные органы «Абвера», жандармерия, охранные войска и другие службы.
Население каралось смертью за сопротивление немецким войскам и административным органам, хранение советских листовок, распространение сообщений советского радио, уничтожение объявлений властей, сокрытие местонахождения красноармейцев и партизан, т.е. за любые формы противодействия оккупантам. Нацисты взяли на вооружение систему заложничества и круговой поруки для подавления и искоренения малейшего непослушания.
В основу оккупационной политики фашистов были положены расовая человеконенавистническая теория о превосходстве арийской нации, идеи мирового господства Германии. Предполагалось переселение и частичное уничтожение 46-51 млн человек (80-85 % поляков, 75 % белорусов, 65 % западных украинцев, 50 % латышей, литовцев, эстонцев). Беларусь в числе других республик и регионов подлежала полной колонизации и германизации. По мере ее оккупации гитлеровцы целенаправленно осуществляли свои зловещие планы. Местное население уничтожалось либо превращалось в рабов немецких колонистов. План «Ост» дополняли секретные документы. В них предусматривалось процентное соотношение немцев и белорусов. Например, в Минске планировалось поселить 50 тыс. немцев и временно оставить для использования в качестве рабочей силы 100 тыс. местных жителей, Гомеле — соответственно 30 и 50 тыс., Витебске — 20 и 40 тыс., Гродно — 10 и 20 тыс., Новогрудке — 5 и 15 тыс и т.д.
Чтобы обезопасить тыл фашистских войск и беспрепятственно грабить оккупированную территорию, планировалось выявить и ликвидировать самых активных и непримиримых врагов нацизма, к числу которых были отнесены коммунисты, армейские политические работники, советские активисты, интеллигенция и просто образованные люди. Немедленной казни должны были подвергаться партизаны, подпольщики и саботажники, а по национальному признаку — евреи и цыгане.
Для умиротворения населения и экономического овладения страной были заранее созданы отряды особого назначения — айнзацгруппы. Двигаясь непосредственно за войсками, они обеспечивали захват материальных ценностей, советских архивов, документов партии и общественных организаций, действуя по собственному усмотрению, проводили «акции» по ликвидации населения. Помимо отрядов особого назначения в тылу войск находились оперативные отряды и группы. В 1941-1944 гг. они истребили на оккупированной территории СССР около 2 млн советских граждан.
В распоряжении главнокомандующего вермахтом Кейтеля о мерах наказания при сопротивлении немецким войскам (16 сентября 1941 г.) отмечалось: «Для подавления сопротивления при первых его проявлениях, поддержания авторитета оккупационной власти и во избежание дальнейших нападений необходимо употребить жесткие средства. Ни одна человеческая жизнь на захваченной территории ничего не значит. За гибель одного немецкого солдата можно казнить 50—100 коммунистов. Это должно запугать население».
Оккупационная политика германских властей — это политика геноцида, т.е. уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, политическим или религиозным мотивам. Фашисты создавали целую систему тюрем и лагерей смерти. На территории оккупированной Беларуси их было 260, включая филиалы и отделения. Лагеря в большинстве случаев представляли собой открытое пространство, огражденное колючей проволокой под током высокого напряжения, с бараками или землянками. Охрану и уничтожение узников осуществляли подразделения вермахта, СД и СС.
В лагерях смерти людей морили голодом, избивали, расстреливали, вешали, сжигали в крематориях, подрывали гранатами, проводили на них преступные эксперименты. Наиболее крупные лагеря смерти в Беларуси — Тростенец (возле Минска), где уничтожено 206,5 тыс. человек, третий после Освенцима и Майданека, Бобруйск (более 44 тыс.), Борисов (более 33 тыс.), Витебск (более 150 тыс.), Гомель (более 100 тыс.), Гродно (более 33 тыс.) и др. Всего в лагерях смерти, по неполным данным, было уничтожено нацистами более 1,4 млн человек. Для уничтожения еврейского населения в черте городов или поселков создавались специальные концлагеря — гетто. На территории Беларуси их было 70. Наиболее крупные — в Минске (уничтожено 100 тыс. человек), Гродно (2,44 тыс.), Борисове (9 тыс.). Из 6 млн евреев, уничтоженных фашистами за годы Второй мировой войны, 1050 тыс. проживали в СССР.
Фашистская политика геноцида проводилась всевозможными средствами и методами. Осенью 1941 г. в Беларуси, как и на других временно оккупированных территориях СССР, фашисты для уничтожения людей начали применять специально оборудованные машины и душегубки.
Для борьбы с партизанским движением, а также с целью уничтожения мирного населения фашисты широко использовали карательные операции (только крупных провели более 100). В Беларуси каратели уничтожили свыше 5 295 населенных пунктов, в том числе 628 сожгли вместе с жителями. Многие районы превращались в «зоны пустыни».
Символом массового террора стала деревня Хатынь, где 22 марта 1943 г. в огне погибли 149 человек, среди них 76 грудных и малолетних детей.
Понимали ли сами руководители Третьего рейха преступный характер своих изуверских акций?
Безусловно. Не случайно Гитлер на второй день после нападения на СССР сказал Геббельсу: «Когда мы победим, никто не спросит нас о наших методах. У нас так много грешков, что мы обязаны победить». И они не стеснялись в выборе средств для достижения завоевательных целей.
Возрастающие потребности рейха в рабочей силе привели к массовой принудительной депортации трудоспособного населения в Германию, которая началась в 1942 г. По замыслу немецкого командования, ушедших на фронт немецких граждан должны были заменить рабочие руки населения захваченных стран, прежде всего СССР. На людей, как на диких зверей, устраивались облавы. Задержанных сгоняли в резервации, откуда эшелонами отправляли на Запад. В опубликованных недавно материалах Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий приводятся подробные сведения: всего за годы войны в рейх было вывезено 4 829 тыс. человек из числа гражданского населения. Из них после разгрома Германии в Советский Союз вернулось 3 582 тыс. человек. В неволе погибло не менее 23,2 % депортированных мирных граждан. В частности, из Беларуси было вывезено 380 тыс. человек, из них 120 тыс. вернулись на родину.
Основой немецкой оккупационной политики были террор и пропаганда. Принуждение к труду, кровавая расправа с непокорными и уничтожение еще недостаточно обеспечивали немецкое господство. Немецкая пропаганда ставила конкретные цели: население должно поддерживать оккупационные власти в борьбе с партизанами, поставлять сельскохозяйственную продукцию, участвовать в принудительных работах и добровольно записываться на работу в немецкий рейх. С помощью плакатов, газет, листовок, а также фильмов и радио делались попытки сформировать национализм у народов СССР и тем самым расколоть его на различные группировки. Так называемая «белорусская народность» была оценена гитлеровцами «расово выше» «славянских недочеловеков». Белорусам обещалась райская жизнь в «новай Эўропе», насаждалась идея, что «еврейско-большевистский гнет» принес им смерть, нищету и голод, а немецкие освободители гарантировали счастье, труд и хлеб при условии покорности. Широко была поставлена антисемитская пропаганда.