20.Историко-правовой анализ Кревской и Городельской уний.
В условиях внутренней борьбы и войны с крестоносцами между Литвой и Польшей в августе 1385 г. была заключена Кревская уния. В соответствии с этим договором литовский князь должен был: перевести Литву на латинскую азбуку; принять меры по возврату утерянных Польшей и Литвой земель; возвратить Польше земли, отобранные у нее кем-либо; освободить заключенных поляков; присоединить литовские и русские земли к Короне Польской. После женитьбы одного из сыновей Ольгерда — Ягайло (1377–1392) в 1386 г. на польской королеве Ядвиге и принятия католичества, началось принудительное обращение как язычников, так и православных в католичество. Католицизм, находившийся в Литве в зачаточном состоянии, был возведен в ранг государственной религии Великого княжества Литовского. Великий князь Литовский и король Польский Ягайло издает ряд привилеев, которые не только утверждали права и преимущества церквей, духовенства, магнатов и шляхты исключительно римского обряда, но и допускали к занятию государственных должностей только лиц католического вероисповедания. 20 февраля 1387 г. он издает Грамоту о привилегиях феодалам за переход в католическую веру. В ней говорилось, что «каждый рыцарь или боярин, принявший католическую веру, и его потомки, законные наследники, имеют и будут иметь полную и всякую возможность владеть, держать, пользоваться, продавать, отчуждать, отменять, давать, дарить, согласно своей доброй воле и желанию, замки, волости, деревни и дома и все, чем владел бы по отцовскому наследству, как владеют, пользуются и употребляют на основании одинаковых прав нобили в других землях нашего королевства Польского, чтобы не было различия в правах, поскольку единство делает то, что они подданные одной короны». И далее идет предостережение, что «всякий, кто, приняв католическую веру, позорно от нее отойдет или кто будет отказываться принимать ее, не должен пользоваться никакими указанными правами». В конце XIV — начале XV вв., после заключения Кревской унии и «крещения» Литвы, православное население Великого княжества Литовского, в том числе и знать, были дискриминированы в правах по сравнению с католиками. Было запрещено строить новые православные храмы, заключать браки между православными и католиками, если православный супруг (супруга) не соглашается перейти в католицизм. Негативное значение для дальнейшей судьбы Литовско-русского государства имела Городельская уния. В постановлении Городельского сейма от 2 октября 1413 г. об унии Великого княжества Литовского с Польшей вновь говорится о привилегиях феодалов-католиков Литвы и Белой Руси, которые приравниваются в правах к панам и шляхте королевства Польского. Свободы, привилегии и милости, предусмотренные постановлением Городельского сейма, распространялись только «на тех панов и шляхтечей земли Литовской», которые «почитатели христианской религии, Римской церкви подвластные», а «не схизматеки (т. е. православные) или другие неверующие». Это показывает методы, какими католическая церковь привлекала на свою сторону привилегированное население Литовско-русского государства. Безусловно, это способствовало ополячиванию украинского и белорусского народов. Городельский привелей 1413 г. является первой шляхетской хартией, в которой были сформулированы основные принципы создания в Литве привилегированной сословной группы населения. Было выделено два основных класса шляхты: паны и собственно шляхта, и определены условия приобретения шляхетства (по рождению и путем пожалования). Формально правоспособность этих двух классов не отличалась за исключением служебных отношений, которое зависело от конфессиональной принадлежности. Таким образом, Городельская уния закрепила идею литовской автономии, однако внесла в литовско-польское общество раскол на религиозной почве: уния обеспечивала права равные с поляками, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Нормы Городельского привилея имели провокационный характер. Их целью было укрепление и распространение католицизма. Они разжигали религиозную вражду в государстве. Более того, этот документ содержал ложное утверждение о том, что земли Великого княжества Литовского включаются в состав Польского королевства с согласия князей, панов, шляхты, должностных лиц и бояр Великого княжества Литовского. По этому акту все не католики, в основном православные, составляющие подавляющее большинство населения, не допускались на государственные должности, что подрывало единство Великого княжества Литовского.
21Люблинская уния как правовая основа образования Речи Посполитой. Находясь в центре Европы и имея границы со многими феодальными государствами, Великое княжество Литовское осуществляло большую внешнеполитическую деятельность на основе принципов, принятых в тот период в международных отношениях. В силу многих обстоятельств наиболее интенсивно развивались отношения с Польшей, унии с которой получили законодательное оформление и в конечном итоге во второй половине XV в. привели к образованию нового славянского государства - Речи Посполитой. По форме государственного устройства Речь Посполитая была конфедерацией. И если первые две унии 1385 и 1413 гг. носили персональный характер, то уния 1569 года - общегосударственный. Правовое оформление Люблинской унии произошло на Люблинском сейме 1 июля 1569 г., где представители обоих объединяющихся государств подписали договор-привилей. В нем указывалось, что Королевство Польское и Великое княжество Литовское представляют собой единое целое, общую республику. Вместе с тем подчеркивалось, что король Речи Посполитой, одновременно являясь великим князем ВКЛ и королем Королевства Польского, при вступлении на престол приносит присягу о подтверждении всех прав и привилегий обоих народов, о сохранении всех привилеев и должностей обоих государств. Главная цель Люблинской унии - ликвидация Великого княжества Литовского как самостоятельного государства - в реальной жизни не была достигнута. Принятый в 1588 г. Статут совершенно не упоминает о Люблинской унии и, более того закрепляет, что получать поместья, занимать духовные и государственные должности имеют право только уроженцы ВКЛ и земель, принадлежащих ему, а «чужоземцам и заграничникам, ани суседом того панства» это право не предоставляется. Это дает основание утверждать, что и после Люблинской унии 1569 года государственно-правовые взаимоотношения ВКЛ и Польши не претерпели существенных изменений. Оба государства сохранили свою самостоятельность, а вновь созданные общие органы - господарь и сейм на компромиссной основе решали лишь небольшой круг вопросов (вопросы внешней политики и единой денежной единицы). А если принять во внимание, что не было создано общих отраслевых органов управления Речи Посполитой, то можно признать, что акт Люблинской унии 1569 г. фактически не был реализован. Что касается вопроса законности Люблинской унии 1569 г. с точки зрения принципов современного международного права, то договор, оформивший ее 1 июля 1569г., является недействительным в силу того, что ВКЛ подписало его под воздействием реального насилия, осуществленного Королевством Польским, т.е. не было свободного волеизъявления одной из сторон.
22.Историко-правовой анализ Брестской церковной унии. Процесс окатоличивания проходил в жесточайшей борьбе, с конца XVI в. она носила вооруженный характер. Особое место занимает восстание Северина Наливайко (1595—1596 гг.). Это восстание своим острием было направлено против магнатов, которые ратовали за унию католической и православной церквей. При жизни киевского воеводы К.К. Острожского, которому были подвластны 100 городов и 1000 деревень и который считал, что согласие на унию должен дать народ, решение можно было принять только на церковном соборе. Сторонники унии вели работу более-менее достойно: издавали соответствующую литературу, вели пропаганду с амвона, использовали трибуны сеймов и сеймиков. В последующем они перестали ограничивать себя нормами морали и пошли в открытое наступление на православных. Особо отличились епископы пинский, львовский, луцкий, холмский и брестский. В 1590 г. они подписали в Бресте грамоту, где объявили о своем согласии на унию, а в 1591 г. отказались подчиняться константинопольскому патриарху. В Беларуси, Украине и Литве стали закрывать православные церкви, передавать православные монастыри униатам. Видную роль в этом сыграл канцлер Лев Сапега. В 1595 г. брестский епископ Патей и епископ луцкий Тарлецкий тайно отправились в Рим к Папе с актом на унию. Когда же об этом стало известно К.К. Острожскому, он призвал православных объединиться в борьбе за веру. И хотя восстание было подавлено, а Северин Наливайко после жестоких пыток казнен, народ не стал мириться с насильственным окатоличиванием. Даже собранный в Бресте для одобрения унии в 1596 г. собор раскололся на сторонников и противников объединения. Противники унии были освобождены от своих должностей, лишены духовного звания и отлучены от церкви. Однако этим борьба не завершилась. Она продолжалась в течение периода существования Речи Посполитой и в XVII в. приобрела новый характер. В нижнем течении Днепра и на Дону казачество стало реальной вооруженной силой, которая была способна дать отпор зарвавшимся католическим миссионерам. С помощью казачества в 1620 г. была восстановлена патриархом Феофаном православная епархия Беларуси и Украины. Под их влиянием король Речи Посполитой вынужден был отменить свои грамоты, в которых дискриминировались представители православной веры. Поддержка казачества способствовала активизации борьбы на религиозной почве. Характерный пример тому — судьба полоцкого архиепископа Кунцевича, который, получив право на подчинение православных церквей и монастырей Витебска, Могилева и Орши, жестоко расправлялся с прихожанами. В 1648 г. на Украине восстало запорожское казачество во главе с Богданом Хмельницким, Беларусь запылала от края до края. Только Зборовский мир, заключенный 8 августа 1649 г. между польским правительством и Б. Хмельницким, позволил польским панам утопить в крови национально-освободительное движение в Беларуси. На этот исторический период приходятся появление и активизация деятельности католических монашеских орденов: францисканцев, доминиканцев, базильян, бернардинцев, бенедиктинцев. Это свидетельствовало о - расширении и углублении католической экспансии Ватикана, польских магнатов и духовенства, о попытке насильственного окатоличивания белорусскрго народа, вооруженная борьба которого имела целью и духовное освобождение. В частности, одним из основных требований восставших в 1648 г. стала ликвидация, униатской церкви, так как она была прямой дорогой для католицизма на московскую Русь. В Москве после продолжительной кровавой экспансии Речи Посполитой в 1613 г. был избран Земским собором русский царь Михаил Романов, родственник Ивана Грозного. Москва видела в белорусах единоверцев, которые в силу географического местоположения стали преградой католицизму на восток, и старалась поддержать героическую борьбу белорусского народа. Россия стремилась изгнать поляков со смоленской земли, но пока безуспешно. После объединения с Украиной (1654 г.) началась новая русско-польская война, в которой приняло участие подавляющее большинство населения Беларуси. Летом 1655 г. русские одержали ряд побед на Украине и дошли до Львова. В Беларуси были освобождены от поляков Минск, Гродно, Вильно и Ковно. Почти всю Беларусь заняли русские войска. Католическая экспансия была приостановленаКровавой волной прошла по Беларуси Северная война (1700—1721 гг.).Белорусская земля, города и села были опустошены, превращены в руины, а белорусский народ понес огромные потери. Численность населения сократилась более чем в 2 раза. В этих условиях окатоличивание белорусского народа усугублялось насильственной полонизацией. Особенно резко она усилилась в непродолжительный мирный период между войнами. Белорусский язык вытеснялся из государственного делопроизводства и официального употребления. Решениями сейма 1696—1697 гг. эти акции получили законодательное закрепление. Права православных и протестантов жестко ограничивались. В 1658 г. сейм изгнал из религиозной практики ариан, а через 10 лет запретил католикам менять вероисповедание. Православным шляхтичам, священникам и мещанам был закрыт доступ в государственные органы власти и органы самоуправления.