6. Славяне широко расселялись на территории нашего края в раннем средневековье. В его начале, в частности в VI — VIII вв. н.э., компактно, цельным массивом они проживали только в самых южных районах современной территории Беларуси, в бассейне р. Припять, в основном на юге от нее. Славянскими являются археологические памятники этого времени Хотомель, Семурядцы, Хильчицы, Петриков. Основным типом славянских поселений были селища (неукрепленные поселения). Они обычно размещались группами (по три — четыре в одной группе). Характерный тип жилища славян — полуземлянка. В одном из ее углов, чаще всего в противоположном от входа, находилась печь. Печи имели прямоугольную или круглую форму. В керамике преобладали слабопрофилированные горшки коричневого цвета, обычно без орнамента. У славян господствовал обряд трупосожжения. Кремация происходила за границей захоронения. Пепел помещали в бескурганных могильниках или в невысоких округлой формы курганах, вокруг которых выкапывали небольшие рвы. В VI —VII вв. н.э. славяне начинают проникать на север — в балтский ареал. 0б этом свидетельствуют славянские культурные элементы, которые находят в древностях типа Банцеровщина — Колочин. В балтском ареале в это время появляются полуземлянки с типичным славянским интерьером. Полуземлянки с печами-каменками в одном из углов обнаружены в археологических памятниках Щетково в нижнем течении Березины, Тайманово в Могилевском Поднепровье, Городище, Дедиловичи, Рявянки на Минщине. У балтов очаг находился в центре жилья. К славянским культурным элементам относятся и каменные жернова, найденные в археологических памятниках Городище, Дедиловичи. Балтское население пользовалось каменными зернотерками. Массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси происходит в VIII —IX вв н.э. Большими группами они поселяются сначала в районах, расположенных на севере от р.Припять. На эти земли славяне пришли с южной стороны бассейна Припяти. Об этом свидетельствуют одинаковые названия рек право- и левобережной частей Припятского Полесья и бассейна Березины: Случ, Гривка, Став и др. В VIII — IX вв. н.э. славяне расселяются в Посожье. Этим периодом датируются славянские археологические памятники — круглые курганы с захоронениями по обряду трупосожжения. В IX в. н.э. славяне расселились и в Подвинье. Им принадлежат археологические памятники этого периода — круглые (полусферические) курганы, которые размещались компактно, недалеко друг от друга. Вокруг курганов выкапывали небольшие рвы. К IX —X вв. н.э. славяне расселились также в Верхнем Понеманье. В это время здесь появились округлые курганы. Таким образом, в VIII —IX вв. н.э. произошли существенные изменения в этническом составе и культуре населения на территории Беларуси. Большие группы славян поселились во всех ее регионах. Начались тесные контакты славян с местным балтским населением. Взаимодействие славян и балтов существенно изменило их культуру. Балтское население было ассимилировано. Прежняя культура типа Банцаровщина — Колочин исчезла. В результате славяно-балтского синтеза к IX —X вв. н.э. сформировались новые славянские этнические общности, которые неоднократно упоминаются в средневековых письменных источниках, — дреговичи, кривичи и радимичи. Они занимали в это время основную часть территории БеларусиДреговичи первоначально заселяли значительную часть Поприпятья. Южная граница расселения дреговичей проходила за Припятью на юг от нее. От соседних древлян дреговичей отделяли болотистые местности. Затем дреговичи продвинулись на север, оказались в верховьях Немана. Возможно, их отдельные группы расселялись и дальше на север. Язык дреговичей — славянский. Славянскими по происхождению были и такие элементы их культуры, как крупные металлические бусы, покрытые зернью, височные кольца. Славянскими были серпы, ножи, керамика. К элементам балтского происхождения в культуре дреговичей относились спиральные кольца, змеиноголовые браслеты, звездоподобные пряжки. О смешанном славяно-балтском происхождении дреговичей, вероятно, свидетельствует и само название этой общности. Корень этого названия, возможно, балтский. В литовском языке много слов с таким корнем (dregnas — сырой, влажный, dregme — сырость, влажность и др.). Слова с этим корнем отражают одну из особенностей местности, на которой жила большая группа дреговичей, а именно влажность, заболоченность земель в поречье Припяти. По мнению известного лингвиста Ю.Хабургаева, подобно названию балтской общности (lietuva), название балтской общности в поречье Припяти имело форму dregnva. После смешения славян с балтами и ассимиляции последних в названии вновь сформировавшейся общности сохранилась прежняя балтская основа, к которой было добавлено славянское "ичи". Так возникло новое название — дреговичи, ставшее славянизированной формой прежнего балтского названия. Такого же смешанного славяно-балтского происхождения были и радимичи, сформировавшиеся в Посожье и занимавшие эту территорию в более позднее время. Язык радимичей — славянский. Славянскими по происхождению в культуре родимичей были также семилучевые кольца, керамика. Вместе с тем здесь имели место и элементы балтского происхождения. К ним относились браслеты со змеиными головами на концах, бронзовые спиральки, костяные подвески в виде уток, звездоподобные пряжки. Название "радимичи", вероятно, также смешанного славяно-балтского происхождения. Самыми близкими к этому названию являются балтские (литовские) слова radimas (нахождение), radimviete (местонахождение). В славянском и балтском названиях общая основа (радим), отличаются только окончания. Название восточнославянской общности заканчивается на славянское "ичи".Смешанного славяно-балтского происхождения была и самая многочисленная восточнославянская общность того времени — кривичи, которая сформировалась на территории, расположенной на север от дреговичей и радимичей. Кривичи расселялись очень широко. Северная граница кривичей достигла верховьев Волги. Ареал их расселения, кроме Подвинья, включал также и Верхнее Поднепровье. Как отмечается в древней летописи, "кривичи иже седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра". Язык кривичей — славянский. Славянскими по происхождению элементами культуры кривичей являлись браслетоподобные височные кольца с завязанными концами, кривичские браслеты, керамика. Одновременно в культуре кривичей есть и элементы балтского происхождения. К ним относятся браслеты со змеиными головками, шейные гривны балтского типа, головной венок и др. Смешанного славяно-балтского происхождения, возможно, и само название этой общности. Вероятно, оно отражает своеобразие той значительной части территории Минщины и Смоленщины, где много пригорков и местность как бы кривая, возвышенные места чередуются с низинами. Такой характер местности особенно типичен для юга и востока территории кривичей. В отличие от болотистой местности дреговичей ее могли называть кривой. Много слов со значением кривизны есть не только в славянских, но и в балтских языках, например литовском (kreivas — кривой, kreivinti — кривить, kreivis, kreivimas — кривизна, krei-vuzas — кривая вещь). Так как первоначально на территории кривичей жили не славяне, а балты, то можно предположить, что словом с первоначальной основой "крив" (kreiv) здесь называли балтское население. Лингвист Ю.Хабургаев считает, что этот термин первоначально имел форму kreuva, krieva, которая после смешения славян с балтами и формирования новой общности несколько изменилась, но сохранила прежнюю основу, к которой было добавлено славянское "ичи". Так могло появиться название одной из восточнославянских общностей — кривичи. В балтских языках после этого по-прежнему сохранилась несколько измененная балтская форма, которой балты называли славянских соседей на востоке, — kreivs, krievai. К теперешнему времени она сохранилась в латышском языке для обозначения великорусов (русских): krievs — русский, Kreivja — Россия. До IX — X вв., когда полностью сформировались вышеназванные общности, они, особенно кривичи и дреговичи, уже поднялись на ступень раннеклассового общества и создали первоначальные государства, которые можно назвать протогосударствами. Об этом свидетельствует уровень развития их хозяйства, в частности земледелия и ремесел. В земледелии для запашки земли начали использоваться более совершенные орудия с железными наконечниками. В это же время у кривичей и дреговичей широко применялись серпы нового типа, ведущие свое происхождение от аналогичных римских орудий; были усовершенствованы кузнечное и гончарное ремесла. В кузнечном деле совершенствуются сыродутные печи; в гончарстве начинают применяться гончарные круги и специальные печи для обжига гончарных изделий. Обработка железа и глины постепенно становится профессиональным видом деятельности, отдельным занятием. Ремесла начинают отделяться от земледелия. Это создает благоприятные условия для возникновения постоянной торговли. В IX — X вв.- у кривичей и дреговичей появляется устойчивое денежное обращение. На территории кривичей, в частности на полоцких землях, около д. Козенки, найден клад, относящийся к этому времени, в котором было более 7500 монет. В результате таких важных изменений в хозяйственной жизни кривичей и дреговичей возникают первоначальные города протогорода. На территории кривичей в IX в. возникает Полоцк, в X в. — Витебск, а на территории дреговичей в X в. появляется город Туров. В это время изменяется и социальный состав населения. Оно подразделяется на знать (князей) и остальных жителей. Первые отличались своими функциями и положением, которое отражено в захоронениях. На Полотчине в одном из курганов около д. Борки найдено около 200 украшений. У кривичей и дреговичей в отличие от предшествующих балтских общностей установилась другая система управления. Родоплеменное управление сменилось политическим. Возникли государственные образования, которые назывались княжениями. У полоцких кривичей и дреговичей во главе державы стояли князья, получавшие эти должности по наследству. Древние письменные источники даже называют имена таких князей (Рогволод — у полоцких кривичей, Тур — у дреговичей). В княжениях был первоначальный государственный аппарат для собирания дани. Все эти факты свидетельствуют о том, что ошибочно называть кривичей, дреговичей и, возможно, радимичей племенами, так как среди них уже не было социального равенства, одинакового социального положения всех членов общности. У кривичей, дреговичей и радимичей возникло родоплеменное деление и управление. Ошибочно называть эти общности и союзами племен, так как если не было племен, то не существовало и основы для их союза. Союзами племен обычно называют, особенно в этнографической литературе, временные объединения, основанные на договоре, имеющем определенный срок действия. В союзы объединяются и неродственные племена, отличающиеся своей культурой, языком. Таким образом, союзы племен — это временные их объединения с определенными отношениями между племенами. Что касается кривичей, дреговичей, радимичей, то, в отличие от таких союзов, они были прежде всего культурными общностями, это значит устойчивыми объединениями, возникшими не на основе договора, а сформировавшимися стихийно. Это не племена и не союзы племен, а первоначальные народы (пронароды, протонароды), которые относятся к новому типу этнических общностей, соответствующему началу цивилизации — более высокой стадии в развитии человечества, чем племена и союзы племен. Действительно, кривичи, дреговичи и родимичи просуществовали до середины XII в. (последнее упоминание дреговичей датируется 1149 г., кривичей как отдельной этнической общности — 1162, радимичей — 1169 г.) и создали высокоразвитую культуру, ярким символом которой является Софийский собор в Полоцке, построенный в XI в. Не только культура, в частности архитектура, но и социальный и политический строй кривичей, дреговичей и радимичей свидетельствует о том, что они достигли стадии цивилизации. Кривичи, дреговичи и радимичи сыграли огромную роль в отечественной истории. Многие ученые (Е.Ф.Карский, В.И.Пичета и др.) даже считали, что кривичи, дреговичи и радимичи были непосредственными предками белорусской этнической общности, белорусского народа.