9. Большинство белорусских государств-княжеств по форме правления в IX-ХII вв. являлись ограниченными монархиями, поскольку государственная власть переходила от одного лица к другому, как правило, по наследству, но власть князя не была безграничной. Система органов государственной власти в государствах-княжествах на территории древней Беларуси представляла собой совокупность трех основных институтов: князь, совет (рада) и вече (сойм). Князь являлся главой государства и главным должностным лицом во всей системе управления, ему предоставлялось право решать все текущие вопросы государственного управления, осуществлять правосудие, представлять княжество во внешних отношениях и дрНа первых этапах развития княжества главными обязанностями князя являлись организация и командование войском, осуществление судебных функций и сбор дани. Он должен был обеспечить защиту княжества от внешней опасности, мог объявлять войну и заключать мир. В целом он руководил всей внешней политикой государства, в том числе заключал договоры, вступал в военные союзы и др. При решении важных вопросов он совещался со своими ближайшими советниками («думчими», «лепшими», «добрыми» мужами). С целью более широкого обсуждения вопроса созывал вече, в котором участвовали свободные люди (как правило, мужчины-домовладельцы). В связи с тем, что основной обязанностью князя была организация обороны государства от внешнего нападения и поддержание порядка внутри государства, в его распоряжении имелась небольшая дружина, состоящая зачастую из наемников-иностранцев. В X-XI вв. чаще всего ими были варяги (норманны). Дружина не только охраняла княжеский двор, но и занималась поддержанием порядка в государстве. Во время военных походов, когда созывалось народное ополчение, дружина составляла ядро наиболее боеспособной части войск. В составе дружины особое место занимала «старшая дружина», в которую входили «боляри», «сильные мужи». Члены младшей дружины («детские») жили при дворе князя и охраняли его. Объем властных полномочий князя зависел как от его личных качеств и авторитета среди населения, так и от степени поддержки правящей элиты, в руках которой находился весь аппарат государственного управления. Примером может служить деятельность полоцкого князя Всеслава Чародея (1044-1101 гг. княжения), который свыше 50 лет возглавлял Полоцкое княжество, за время правления которого княжество значительно укрепило свои позиции на международной арене, а также добилось существенных успехов и своем развитии. Вступление князя на престол могло происходить различными способами. Наиболее частым было вступление на престол одного из наследников ранее правившего князя. Так, княжеский стол в Полоцком княжестве, как правило, передавался по наследству к старшим сыновьям князя. Однако считалось вполне естественным и приглашение другого князя. С введением христианства договор с князем на княжение («ряд») сопровождался обрядом крестоцелования. Довольно частыми были случаи захвата власти силой, когда князь, опираясь на поддержку части населения или с помощью другого государства, «садился на княжение». Имели место и случаи принудительного «посажения князя» в том или ином государстве другим более сильным князем из числа своих родственников или друзей, которые взамен за это признавали руководящую роль более сильного князя и оказывали ему содействие в его военных походах. Однако и в таком случае государство не утрачивало своего суверенитета во внутренних и внешних отношениях. Примером различных способов Вступления на княжеский престол может служить история жизни Всеслава Чародея. В 1044 г. он взошел на трон полоцкого князя после смерти своего отца. В 1067 г. на Полоцкое государство был совершен совместный военный поход князей Киевского, Черниговского и Переяславского. Не добившись успеха в военных действиях, князья Изяслав Киевский, Святослав Черниговский Всеволод Переяславский путем обмана и клятвопреступления захватили в плен Всеслава и посадили его в заточение в Киеве. В сентябре 1068 г. в Киеве пыхнуло народное восстание, в результате которого Изяслав был изгнан из Киева, а на его место был избран освобожденный из заключения Всеслав Полоцкий. Затем Всеслав оставил Киев и возвратился в Полоцк, откуда в 1071 г. выгнал при активном участии полочан сына Изяслава князя Святополка. Вступление князя на престол сопровождалось строго определенным ритуалом, во время которого новый князь приносил присягу охранять территорию государства и его интересы, обещал действовать в соответствии с местным и правовыми обычаями. Условия вступления князя на престол часто оформлялись в договоре-ряде, который заключался с князем правящей элитой. Некоторые древние нормы таких договоров нашли отражение затем в более поздних писаных законодательных актах. Например, в грамоте, выданной полочанам в 1511 г., содержатся условия, которые были выработаны в более древний период, когда Полоцкое княжество было самостоятельным государством, и полочане заключали договоры со своими князьями. Согласно этим условиям князь обещал «нам, господару, давати воеводу нашого Полочанам по их воли; а который будет воевода наш нелюб им, ино нам им воеводу иншого дати по их воли». Князь обещал не вмешиваться в церковные дела и в вопросы, касающиеся церковного имущества, не отнимать имущества у полочан, не пересуживать старых судов, не препятствовать выезду свободных людей за границу и др. Полномочия князя в более поздний период в древних государствах реализовывались в основном в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов князь не обладал. Такое право признавалось, как правило, только за коллегиальными органами - советом (радой) и вече. Судебная деятельность князя ограничивалась, он не мог судить единолично и должен был отправлять правосудие совместно с членами совета и другими в присутствии, как правило, всех свободных людей. Позже правила об участии князя в осуществлении судебных функций в нормативных правовых актах нашли свое отражение с учетом изменившихся политических условий, когда место князя занял воевода. В отмеченной выше Полоцкой грамоте 1511г. указано: «воеводе нашому Полоцкому мещан одному не судити, судити ему с бояры и мещаны». Князья руководили княжествами совместно с правящей элитой. Совет при князе (рада) не имел постоянного состава. Князь мог приглашать к себе на совещания всех, кого он хотел, но вместе с тем он не мог игнорировать мнения наиболее влиятельных людей в государстве и особенно должностных лиц центрального и дворцового управления. К ближайшим советникам князя относились: епископ, игумены, посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, наиболее уважаемые члены княжеской дружины, а также тивун градский, старцы градские. Летописные источники называют их «лепшие», «передние» мужи. Компетенция рады фактически сливалась с компетенцией князя, т.к. все вопросы, которые решал князь, он, как правило, обсуждал со своими советниками. О зависимости Полоцкого князя от своих советников очень ярко повествует сага об Эймунде. В ней рассказывается, что, когда Эймунд пришел с дружиной наниматься на службу к Полоцкому князю Брячиславу, князь ответил ему: «Дайте мне время посоветоваться с моими мужами, потому что они дают мне деньги, а я только их трачу». Рада являлась постоянно действующим органом. На ее заседаниях присутствовали не все лица, имевшие право принимать участие в советах с князем, а только те из них, которые в данное время находились вместе с князем. При решении более важных вопросов рада собиралась в полном составе. Кроме текущих вопросов в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, в раде решались и наиболее важные судебные дела, касающиеся интересов представителей правящей верхушки и высших должностных лиц государственного аппарата. При отсутствии князя все управление государственными делами сосредоточивалось в руках членов рады. На раде готовились и решения, которые подлежали обсуждению на вече (сойме). При подготовке созыва вече члены рады с помощью зависимых от себя людей проводили определенную агитационную кампанию среди населения, добиваясь решения того или иного вопроса по своему усмотрению. Вече (сойм) - общее собрание свободных людей являлось наиболее древним органом государственной власти. Оно возникло одновременно с государством и существовало во всех древних славянских государствах. Словом «вече», «снем», «сойм» в старину обозначалось всякое собрание, совещание. В актах ХIII-XV вв. в Беларуси получают распространение и такие названия собраний, как «копа», «купа» (от cлов «копить», «скопление», «скоп», «скупщина»). Вече собирались в определенных местах - на торговой площади, около церкви, и др., - но они считались вполне законными, если собирались по каким-либо причинам и не в заранее установленных (традиционных) местах. Полноправными участниками вече признавались только свободные люди, не подчиненные семейной власти. Например, жители Друцка, приглашая к себе князя Рогволода Борисовича, говорили: «Приезжай, князь, не мешкай, рады мы тебе; если придется, станем биться за тебя и с детьми». Отсюда видно, что отцы решали и за совершеннолетних детей, которые были способны сражаться за интересы князя. Какого-либо определенного числа лиц, явившихся на вече для признания его полноправным, не было, но отсутствие представителей определенной части населения могло повлечь необязательность для них данного решения. Участие в политической жизни государства всех полноправных людей необходимо для нормальной деятельности органов власти в древних княжествах. При небольшом чиновничьем аппарате органы власти вынуждены были постоянно искать поддержки у населения, а поэтому все важнейшие вопросы государственной политики могли быть проведены в жизнь только с согласия большинства полноправных граждан. Однако руководящая роль на вечевых собраниях принадлежала правящей верхушке. С усилением расслоения общества постепенно падает значение простых людей и возрастает роль правящей верхушки, поэтому вече перестают созываться. На вечевых собраниях все вопросы решались подавляющим большинством голосов. При расхождении мнений принималось решение, выражавшее волю наиболее сильной части собравшихся, которые были в состоянии заставить остальных согласиться с их мнением и затем добиться исполнения решения. Круг рассматриваемых на вече вопросов не был строго определен. Наиболее важными делами были: избрание и смещение (изгнание) князя, назначение и смещение высших должностных лиц, вопросы войны и мира, международные отношения, организация ополчения и обороны, налоги, наиболее важные судебные дела. Если вече не поддерживало князя, тот должен был оставить город, т.к. он не мог со своей небольшой дружиной противостоять городскому ополчению. На вече могли обсуждаться и другие, менее важные вопросы. Функции органов центрального управления выполняли отдельные должностные лица: посадник, тысяцкий, ключник, подвойский, тивун, мытники и другие. Однако количество и название должностных лиц в разных княжествах несколько отличались. Посадник избирался вече или назначался князем на неопределенный срок. Посадник был как в стольном городе, так и в других городах государства, где он выполнял функции наместника князя. Объем его полномочий был очень большим. Он вместе с князем участвовал в отправлении правосудия, участвовал в княжеской раде, председательствовал на сойме (вече), участвовал в разработке новых нормативных правовых актов и договоров с другими государствами, выполнял функции князя во время его отсутствия. Тысяцкий, как и посадник, избирался вече или назначался князем на неопределенный срок. В военное время он командовал ополчением, а в мирное - ведал поддержанием порядка в городе и торговыми делами. Подвойскому, состоящему в числе приближенных князя, поручалось исполнение решений вече и распоряжений князя. По-видимому, он был и командиром княжеской дружины. Хозяйственными делами в государстве ведали ключник и тивун. Они же обладали и некоторыми судебно-административными полномочиями. Тивуны исполняли также финансовые функции. Исполнение тех или иных служебных обязанностей князь мог возложить на представителей своей дружины. Например, в одном из источников XIII в. в качестве ответственной особы в Витебске назван «детский». Активное участие во всей политической жизни государства и общества принимало духовенство. Со сменой язычества христианством в управлении княжествами участвовали высшие чины православной церкви - епископ и игумены. Духовенство занималось также вопросами образования, опекой над нищими и больными. История существования древних княжеств на Беларуси знает также периоды, когда система правления в государстве значительно отличалась от сложившейся традиционной. Так, во второй половине XII в. политическая жизнь Полоцкого государства была наполнена борьбой враждующих боярских группировок, выступлениями горожан, сменой князей. Так, в 1151-1158 гг. с переменным успехом за полоцкий трон сражаются внуки Всеслава - Рогвалод Борисович и Ростислав Глебович. Однако утвердился Всеслав Васькович Витебский (летописи упоминают о нем в последний раз в 1189 г.). Летописи говорят, что некоторое время в ХII-ХIII вв. власть в Полоцке принадлежала 30 «мужам», или «старцам». Кроме того, в различных княжествах сложились свои особенности правления. Полоцкий князь считался главой всей полоцкой земли также и в тот период, когда местные князья стали государями отдельных земель — Минской, Друцкой, Витебской и других, в которых также собиралось вече. В целом Полоцкое государство, как отмечают ученые, находилось на пути формирования средневековой вечевой республики. Княжеская власть не утратила своей силы, как это получилось в Новгороде, а вече не прекратило свое существование, как в Северо-Восточной Руси. Полоцкое вече как орган власти продолжало действовать и в составе Великого княжества Литовского почти до конца XV в. Известно, что в Туровском княжестве активно действовало вече, существовала должность тысяцкого, который возглавлял городское ополчение. В отличие от ряда других небольших княжеств в Турове имелась также должность посадника, который выполнял функции наместника князя.