Смекни!
smekni.com

Реформы Петра I цели, содержание, последствия (стр. 3 из 6)

частновладельческие крестьяне несли, кроме налога на государ­ство, еще помещичью барщину или оброк, то для государствен­ных крестьян 40-копеечный налог приравнивался к барщине или оброку.

Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные граждане делились на две группы: к первой – гильдии – принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. Нерегулярными или "подлыми" считались горожане, не имевшие собственности, "обретающиеся в наймах и черных работах". В соответствии с указом 1720 г. суд, сбор нало­гов и городское благоустройство были переданы городским ма­гистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руково­дства магистратами был создан Главный магистрат. Таким обра­зом, в своей политике относительно города правительство руко­водствовалось прежде всего фискальными соображениями.

В эпоху Петра произошел и распад некогда единого сосло­вия "служилых людей". Верхушка служилого сословия — служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" — так называемыми "однодворцами".

В 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Остальные дво­ряне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. Основной смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству – дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате.

В 1722 г. последовало издание "Табели о рангах", разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Все должности подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все преды­дущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асес­сор), или офицер получал потомственное дворянство (так было до середины XIX в.). Господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Итак, обзор сословных реформ показывает, что Петр многое изменил в сословной жизни и отношениях. Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за свою службу; крестьянство слилось с холоп­ством в одну податную категорию и, не теряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получили право самоуправления и некото­рые привилегии. Внешние формы общественных отноше­ний очень изменились, но, по сути, общественный строй остался старым. Государство сохранило свой земледельче­ский и военный характер, дворянство — свое высокое ад­министративное и экономи-ческое положение, крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладель­ца, а городскому сословию по-прежнему принадлежала да­леко не главная роль в развитии народного хозяйства.

Административные реформы Петра. Эти реформы развивались без строгой системы, путем частных нововведений в цент­ральном и местном управлении.

Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия, членов которой Петр назвал министрами и жестко контролировал.

Образцом для реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта – привлекательным для Петра был принцип камерализма, на котором была построена шведская государственная система:

1) это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения.

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат.

В своем наказе Сенату Петр определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Под ведением Сената стоял ряд центральных учрежде­ний, известных под названием коллегий; они были учреж­дены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Кол­легии заменили собой старые приказы. С учреждением Се­ната, мало-помалу присваивавшего себе функции главней­ших приказов, эти последние заменялись «столами» Сената, мелкие же приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. Вместо полусотни при­казов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, бы­ло учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго опре­деленной отраслью управления: Коллегия иностранных дел — внешними отношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегия — расходами государства, Вотчин­ная — дворянским землевладением, Юстиц-Коллегия – судебными делами, Ревизион-коллегия – финансовым контролем, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Также действовали Преображенский приказ (поли­тический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из пре­зидента, вице-президента, советников, асессоров и 2 сек­ретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего в присутствии было не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.

Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, мы видим, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали кол­легиальный строй своим личным влиянием и наделе заме­няли иногда коллегиальную деятельность единоличной.

С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. раздели­ли на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую. Азовскую и Си­бирскую. Позднее губерний стало 11.

Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния зани­мала огромную территорию и делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, де­лились на уезды. Во главе крупных провинций стояли губернаторы, а во главе остальных – воеводы.

Таким образом, сложилась единая для всей страны администра­тивно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены «доли» и должности ландратов, провинции делились на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией. Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.

Для исполнения контрольной функции при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточ­ников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством на­значаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го­родах. Функции полицейского надзора вменялись и в обязанность генерал-прокурора, чья должность была учреждена в 1722 году. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обя­занную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 года введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и старосты.

В результате преобразований России удалось сократить отставание от передовых стран Европы. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. Петр I издал "Устав о наследовании престола", по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к госу­дарственной измене.