Военные реформы. Преобразования в военной сфере занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Изменилась система набора в армию — была введена рекрутская повинность, которая означала, что крестьяне и посадские люди должны от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор. Солдатам предстояло служить пожизненно. Русская армия становилась регулярной, т.е. формировалась из людей, для которых армейская служба превращалась в профессию. С самого начала армия стала национальной, народной армией. В решающих битвах ее народность оказывалась важнейшим психологическим фактором. Люди шли в бой не за деньги, а защищая Родину.
Обучение стало одной из важнейших черт существования петровской армии.
Впервые в Европе он ввел систему полевой подготовки, заложив хорошую основу для будущих талантливых русских полководцев — Румянцева, Суворова, Кутузова, которые так готовили солдат, чтобы в бою армия несла наименьшие потери. На Западе на вооружении передовых армий вместо фитильных мушкетов появились кремневые фузеи со штыками, ручные гранаты и многое другое. Петр немедленно использовал эти нововведения. Были введены гренадерские полки — полки гранатометчиков, полностью обновлен артиллерийский парк. В середине 1720-х гг. в России числилось только в полевой артиллерии более 2500 пушек. Была ликвидирована дворянская конница и образованы регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки, вооруженные фузеями, пистолетами и саблями. Русская кавалерия во время боя атаковала неприятеля с саблями или палашами в руках, а после его конфузии наносила огневой удар. Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения — корпуса и конную армию.
В Европе существовало линейное построение войск: расположение и в атаке, и в обороне шеренгами, стрельба плутонгами. В русской армии шеренги вели огонь с падением: выстрелив, первые шеренги падали на землю, стрельбу продолжали задние шеренги, затем передние поочередно вставали и били по наступавшему неприятелю, в то время как задние заряжали ружья. Так достигалась непрерывность стрельбы. Если в западных армиях штык предназначался для обороны, то Петр сделал его средством атаки. С тех пор штыковой удар стал одним из сильнейших боевых приемов русской армии.
В 1716 г. был издан «Устав воинский», вобравший в себя лучшее из прежних воинских наставлений и отразивший изменившуюся организацию, тактику и систему обучения русской армии. Большое внимание уделялось морально-волевым качествам русского солдата.
Заново создавался военно-морской флот. Ко времени окончания Северной войны только на Балтике Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, более 200 галер. К 1720-м гг. воды Каспийского моря бороздили около 300 военных судов. Петр ввел новшества в тактику морского боя: атаку легкими галерами линейных кораблей противника с последующим абордажем. Опыт создания русского флота был отражен в «Уставе морском», созданном при участии царя. К началу 1720-х гг. русские армия и флот были обеспечены собственными кадрами. Иностранным офицерам предложили пройти специальный экзамен и уволили тех, кто не выдержал его. Затем вообще отказались от практики приема на военную службу иностранцев.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; появление целой плеяды талантливых полководцев; создание мощного военного флота; гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа. Оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. В России, в первой четверти XVIII века, сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права и имел необъятную власть.
Церковная реформа. Эпоха Петра Великого в жизни русской церкви полна историческим содержанием:
- приняло новые формы отношение церкви к государству, церковное управление;
- эпоха характеризуется борьбой богословских взглядов;
- оживилась литературная деятельность представителей церкви.
Церковная реформа сыграла важную роль в утверждении абсолютизма.
С первых же шагов своей сознательной жизни Петр сошелся с «еретиками немцами» и, хотя остался православным по убеждениям человеком, свободнее относился ко многим обрядностям. При патриархе Адриане, слабом и несмелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам – Адриан действительно не мешал Петру и молчал, что, в сущности, было пассивной формой оппозиции. После смерти Адриана Петр не спешил с избранием нового патриарха. Временно установился такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе; верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде гонимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов, особенно замечательны из них Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и Феофан Прокопович, при Петре — епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский.
Феофану и принадлежит разработка нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700— 1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. Наконец, 14 февраля 1721 г. совершилось открытие «Святейшего
Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха, коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определялся так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было и целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была, словом, взята с общего типа организации коллегии. Все сферы ведения и вся полнота церковной власти патриарха были присущи Синоду.
Политическое значение Синода никогда не поднималось так высоко, как высоко стоял авторитет патриархов. Церковно-административная реформа Петра сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего.
Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские. Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, был в 1701 г. восстановлен (закрытый в 1677 г.) Монастырский приказ со светскими судами. В таком ограничении судебной функции духовенства можно видеть тесную связь с мероприятиями Уложения 1649 г., в которых сказалась та же тенденция.
Земельные вотчины духовенства при Петре сперва подверглись строгому контролю государственной власти, а впоследствии были изъяты из хозяйственного ведения духовенства. Управление ими было передано Монастырскому приказу; они обратились как бы в государственное имущество, часть доходов с которого шла на содержание монастырей и владык. Так пробовал Петр разрешить вековой вопрос о земельных владениях духовенства на Руси. Рядом указов Петр старался очистить среду духовенства тем, что насильно отвлекал лишних его членов к другим сословиям и занятиям и преследовал дурные его элементы (бродячее духовенство). Нравственность духовенства он думал поднять образованием и строгим контролем. Однако все эти меры не дали больших результатов.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики – при Синоде также существовало ведомство фискалов. Все это означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.
Изменения в области культуры и быта.Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого. Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых и отправка русской молодежи для учебы за границу. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа. Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы – нежелавшие бриться платили налог. В 1700 г. был принят указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских. Они проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. Каждый мог заехать в дом на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, молодежь танцевала и развлекалась играми, старики вели неторопливые беседы.