Смекни!
smekni.com

История политических и правовых учений (стр. 7 из 23)

Человеком, с деятельности которого началось реформационное движение, был Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Это германский монах, который в 1517 г. опубликовал знаменитые «95 тезисов», осуждавшие жадность духовенства и притязания римских пап. Сочинения Лютера, посвященные вопросам государственности права, - «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти». Основу учения Лютера (лютеранство) составляет принцип оправдания одной лишь верой: спасение человека зависит не от добрых дел или молитв священников, а лишь от одной человеческой веры. В таком случае все люди оказываются равными перед Богом, надобность в посредниках – какими было католическое духовенство – отпадает. На основе тезиса об оправдании верой Лютер построил и свою концепцию государства. Правление, согласно ей, должно осуществляться с помощью светской власти, которая является независимой от духовной. В ее функции входит управление самыми разными отраслями жизни; лишь область веры находится вне сферы государства. В своей власти государство руководствуется этическими принципами и нормами естественного права. Через последние власть освящена божественным авторитетом; непослушание властям Лютер рассматривал как тяжкий грех.

Главой Реформации во Франции был Жан Ковэн, чья фамилия обычно передается в латинизированной форме - Кальвин (1509-1564 гг.). Главный его труд – «Наставления в христианской вере». Кальвин является автором доктрины божественного предопределения. Согласно ей, Бог изначально предопределил разных людей к спасению души или к ее осуждению. Никакие человеческие усилия не могут изменить судьбы, назначенной Богом. Свободы воли, таким образом, не существует. Поскольку человек не способен узнать свое предназначение и может об этом лишь догадываться, он обязан воздерживаться от дурных поступков и вести себя так, чтобы быть достойным оказаться среди спасенных. Человек должен посвящать себя делу, работе; кальвинизм высоко ставит сочетание умеренной жизни с трудолюбием и предприимчивостью. Фактически деловой успех считался свидетельством богоизбранности человека. В конце жизни Кальвин обосновался в Женеве, где стал фактически руководителем этого города-государства. Реализация его идей на практике привела к установлению в Женеве жесткого режима, при котором частная и общественная жизнь строго регламентировалась, всякое инакомыслие преследовалось. По мнению Кальвина, государство в любой форме имеет божественное происхождение. Протест против власти направлен, таким образом, против Бога; единственное исключение реформатор делал для того случая, когда действия самой власти противоречат Библии. Тогда подданные могли оказать власти сопротивление, но не непосредственно (через восстание), а через своих представителей.

25. Учение о государстве и праве Дж. Вико

Итальянский правовед и историк Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) – создатель оригинального учения о всемирном историческом процессе, изложенного в книге «Основания новой науки об общей природе наций». Вико опирался на философию Платона, из которой он воспринял учение об идеях и вечном круговороте. Он писал, что нации (государства) возникают, движется вперед, претерпевают упадок и конец. Этот порядок («поступательное движение наций») был навсегда установлен Богом. Основная идея книги Вико – развитие истории отдельных обществ и государств происходит циклически. При этом развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали – каждая эпоха повторяет предыдущие лишь в общей схеме, в частностях создавая нечто новое. Начальным пунктом в развитии наций Вико называет переход от естественного состояния к гражданскому, которое он именует «мир гражданских вещей». Если первоначально люди объединяются в семьи, то «гражданский мир» предполагает постоянную борьбу между «благородными» и непривилегированными. Задачей государства и источником его существования является поддержание внутреннего мира, недопущение конфликта сословий и социальных групп. Происходит непрерывное противоборство консервативного и революционного начал, что влечет за собой неизменное изменение социальных и политических институтов.

Для подкрепления своей теории Вико приводил многочисленные примеры, в основном из истории Древнего Рима. Он писал, что государства последовательно изменяют режим с аристократии на демократию. На каждом из этапов развития ведущим принципом истории выступает новая сила. Первоначально это – физическое насилие, в аристократии – героизм, в демократии – справедливость. Вершиной развития мыслитель считал монархическое устройство, при котором уставшие от анархии граждане подчиняются внешней силе – персоне монарха, «первого слуги» государства, «силой оружия берет на себя все общественные заботы предоставляет подданным заботиться о своих частных делах». Однако дальнейший ход истории приводит к росту себялюбия единоличного правителя, который начинает пренебрегать законом и ущемлять своих подданных. Тогда начинается эпоха «второго варварства», и история нации переходит на новый виток спирали.

26. Политико – правовые взгляды Ф. Скорины

Франциск Скорина (ок. 1490 – ок. 1541 гг). Родился в г.Полоцке, окончил факультет свободных искусств Краковского университета. Ф. Скорина стоял у истоков зарождения, так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже давно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф.Скорина, право.

Ученый различал законы неписаные и писаные. Сначала люди жили по неписаным законам взаимодоверия и справедливости. Лишь с усложнением общественных отношений возникают законы писаные. Из этого можно сделать вывод, что Ф.Скорина является сторонником «естественного права», под которым понималась совокупность вечных и неизменных принципов, правил, ценностей, вытекающих из самой человеческой природы. Эти естественные, неписаные законы фигурируют у него под названием «прироженый закон». «Прироженый закон» должен быть фундаментальным основанием писаного права, которое, являясь человеческим установлением, формируется у народов не одновременно и в первую очередь зависит от уровня развития форм государственной жизни. Само право он рассматривает во взаимосвязи и единстве с моралью, поскольку у них единая основа – «прироженый» закон, написанный Богом в сердце каждого человека и запечатленный в его разуме.

К законам и праву Ф. Скорина выдвигал ряд обязательных критериев, актуальных и для современного законотворчества. Закон будет уважаться в обществе, если он будет справедливым. Несправедливый же закон озлобляет человека, позволяет его перманентно (постоянно) нарушать. Справедливость, таким образом, у Скорины приобретает статус универсальной этико-правовой категории. Закон должен быть прагматичным и работающим, соответствовать времени и обстоятельствам, открытым, направленным на достижение общего блага.

По Ф. Скорине можно выстроить следующую логическую связь оснований закона: разум – общественная необходимость – время и место действия – справедливость – общее благо – прагматичность – открытость для его изучения, и, как следствие, нормальное функционирование.

Основная задача права – гармонизация отношений между всеми слоями и классами общества. Право – не воля господствующего класса, а особый надсоциальный институт, учитывающий интересы всех людей.

Справедливость и общее благо у Ф. Скорины, таким образом, - не только этические понятия, но и фундаментальные юридические категории. Здесь автор высказывает гениальную догадку возможного совпадения закона и права на основе юстиции (справедливости), общего блага и разума.

С практической точки зрения такая постановка вопроса ориентирована на гуманное судопроизводство, в основе которого, по Ф. Скорине, находится та же справедливость. Мыслитель утверждал, что судье необходимо быть не только высоконравственным и беспристрастным профессионалом, но и советчиком.

Задолго до возникновения в Европе развернутых правовых теорий Ф.Скорина объявляет закон и право основой гармоничного развития общества. Беззаконие, несовершенное судопроизводство разрушают общественный мир. Законность же – величайшее общественное благо.

Представляет интерес и скорининская классификация права. Он выделяет неписаное и писаное право. Последнее подразделяется на право божеское, церковное и земское. Право божеское изложено в Библии, церковное – в документах соборов, земское, или светское, - наиболее просвещенными людьми и государя. Высказывается также идея о большой роли народа как в правотворчестве, так и в государственной жизни.

Ф. Скорина представляет классификацию земского права. Сначала он говорит о «посполитом праве», которое фиксирует общие принципы жизнедеятельности общества. Следом следует языческое право, в котором говорится о правилах ведения военных действий между государствами. Непосредственно за языческим правом следует рыцарское, или военное. Оно, говоря современным языком, являет собой своего рода устав армии, так как в нем регламентируется боевое построение войск, тактика ведения боевых действий, поведение на поле брани.

Далее он выделяет царское, местное, морское и купеческое право.

Ф. Скорина предпочитает просвещенную, гуманную и сильную монархию другим формам государственного устройства. Государь должен правит страной в соответствии с законами, контролировать исполнение правосудия. Главнейшей его задачей является обеспечение мирного течения жизни.