Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Иностранная литература", "Москва", "Нева", "Советский экран", "Музыкальная жизнь" и др. Второе дыхание обрели и уже известные журналы, прежде всего "Новый мир" (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибуну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского политзаключенного - "Один день Ивана Денисовича". Эта повесть, шокирующая своей жестокой правдой, буквально взорвала общество, в одночасье сделав никому не известного автора знаменитым.
Потрясшая миллионы людей, она ясно и впечатляюще показала, что наиболее пострадал от сталинизма тот "простой человек", чьим именем власти клялись на протяжении целых десятилетий.
Основным направлением поисков художественной интеллигенции, наряду с осмыслением драмы народа в годы Великой Отечественной войны, было стремление показать жизнь такой, какая она есть, без "лакировки", парадности и шумихи, без надуманного и "идеологически выдержанного" героизма - т. е. жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были: стихи Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной и А. А. Вознесенского, поэмы А. Т. Твардовского "За далью - даль" и "Теркин на том свете", песни Б. Ш. Окуджавы и А. И. Галича, рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека", повести В. П. Аксенова, роман В. Д. Дудинцева "Не хлебом единым", первая часть трилогии К.М.Симонова "Живые и мертвые", спектакли новых московских театров "Современник" (гл. режиссер О. Н. Ефремов) и Театра драмы и комедии на Таганке (гл. режиссер Ю. П. Любимов).
Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).
В конце 1950— начале 1960-е гг. на экран вышли фильмы, героями которых были живые люди, а не идеализированные персонажи — строители коммунизма, особенно это проявилось в правдивых фильмах о войне «Летят журавли» (1957, М. К. Калатозова), «Баллада о солдате» (1959, Г. Н. Чухрая), «Иваново детство» (1962, А. А. Тарковского), в проблемном фильме о советских ученых М. И. Ромма «Девять дней одного года » (1962), [7] а также "Весна на Заречной улице" и "Застава Ильича" (режиссер М. М. Хуциев),
Стоит сказать, но ни в одном фильме Сталин не был главным героем, а появлялся только в ключевых эпизодах. Однако участники споров того времени, как правило, не выходили за рамки коммунистических идей государственного социализма в его более тоталитарной или более демократической модификациях. Попытки даже известных писателей выйти за эти рамки считались недопустимыми. Так, в 1957 на Западе был опубликован роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», который описывал события революции и Гражданской войны с общечеловеческих, а небольшевистских позиций. В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии. В СССР Пастернак был объявлен антисоветчиком, началась его травля, под давлением властей он был вынужден отказаться от премии.
Всего за антисоветскую пропаганду в 1959-1962 гг. было арестовано КГБ 1601 человек (в брежневские 1967-1970 гг. - 381 человек). Несмотря на жесткий идеологический контроль, формировалось общественное мнение, культура политических дискуссий, различные идеологические течения - начался процесс формирования гражданского общества.
В 1962 г. Хрущев решил поставить под более жесткий контроль «разболтавшихся» писателей и художников, которые требовали большей свободы творчества. Посетив выставку новых произведений изобразительного искусства в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил там картины и скульптуры, выполненные в стиле абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном искусстве, был разгневан, решив, что художники издеваются над зрителями и зря проедают народные деньги. В результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка (ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). В среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось множество анекдотов.
В 1964 году завершилась политическая деятельность Н.С. Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз. Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это время приходится начало разоблачения преступлений сталинской системы. Его доклад на ХХ съезде КПСС произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и во всем мире. Люды увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, а за тем постепенно началось возрождение Советского Союза. Реформы сыпались одна за другой. Их генераторами были люди из ближайшего окружения Н.С. Хрущёва и, прежде всего, он сам. Никита Сергеевич спешил - хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался.
Причиной многих неудач Н.С. Хрущёва, действительно, была спешка и его взрывной характер. Во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой. И она действительно была первой. Однако, всё меньше средств оставалось в бюджете на улучшение жизни рядового советского человека. Естественно, это не вызывало восторга людей. Но всё же забота о нуждах проявлялась не на словах, а на деле. Советские люди воочию убедились, что такая острейшая проблема как жилищная решается и решается ощутимо. В магазинах появлялось всё больше и больше промышленных товаров.
Н.С. Хрущёв умер в 1971 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен оригинальный бюст, выполненный Эрнстом Неизвестным, который в своё время так и не нашёл взаимопонимание Н.С. Хрущёва и был вынужден эмигрировать за границу. Одна половина бюста тёмная, а другая - светлая, что действительно объективно отражает деятельность Н.С. Хрущёва, оставившего значительный след в истории Советского Союза.
1. Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 486 с.
2. Балаян Л. А. – Сталин и Хрущев. – М.: ЭКСМО Алгоритм, 2010. – 254 с.
3. Реабилитация: как это было. Документы Политбюро ЦК КПСС, стенограммы заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг. Под ред.Яковлев А.Н – М.: Международный фонд «Демократия» 1991. – 720 с.
4. История России в лицах: Биографический словарь Под ред. Проф. В. В. Каргалова – М.: Русское слово, Русское историческое общество, 1997. - 554 с.
5. Аймермахер К., Афнани В. Ю. Доклад Н. С. Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – 912 с.
6. Терещенко Ю. Я. История России ХХ-ХХI вв. – М.: Филологическое общество «Слово», 2004. – 448 с.
7. Хрущев Н. С. О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС. Известия ЦК КПСС (1989). №3
8. А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В.П. Дмитриенко История России ХХ век – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 608 с.
9. Новейшая история Отечества ХХ век в 2т. – Т. 2 Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
[1] восстания в советских концлагерях - весной 1954 г. в Кингире, где против 13 тыс. его участников властям пришлось применить танки; массовые антикоммунистические и антисоветские выступления в ГДР и Чехословакии (Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 23 стр.)
[2] Хрущев Н. С. О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС. Известия ЦК КПСС (1989). №3 – 3 с.
[3] Лаврентий Павлович (29 марта 1899 года — 23 декабря 1953 года) — советский государственный и политический деятель, Генеральный комиссар госбезопасности (1941), Маршал Советского Союза (с 1945), Герой Социалистического Труда (с 1943). Входил в ближайшее окружение И. В. Сталина. (История России в лицах: Биографический словарь Под ред. Проф. В. В. Каргалова – М.: Русское слово, Русское историческое общество 1997 - 397 стр.)
[4] Новейшая история Отечества ХХ век в 2т. – Т. 2 Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 302 стр.
[5] Новейшая история Отечества ХХ век в 2т. – Т. 2 Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1988 г. 304 стр.
[6] А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В.П. Дмитриенко История России ХХ век – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998 523 стр.
[7] Балаян Л. А. – Сталин и Хрущев. – М.: ЭКСМО Алгоритм, 2010. 198 стр.