Внешняя политика Хрущева на посту генерального секретаря ЦК КПСС может быть охарактеризована, как весьма противоречивая и контрастная. С одной стороны – знаменитая «хрущевская оттепель», которая отразилась не только на внутренних делах государства, но и на внешней политике по отношению к Западу, с другой – «кризис» в отношениях, между двумя противостоящими лагерями, которые могли бы привести к ядерной войне, возникновение противоречий с союзным СССР Китаем, вооруженное подавление восстания в Венгрии – все это события той эпохи, когда ведение внешней политики СССР возглавлял Н.С. Хрущев.
Н.С. Хрущев возглавлял советское государство с 1958 по 1964 годы. Первым его политическим шагом на этом посту, прогремевшем на весь мир, стал двухнедельный визит в США осенью 1959 г. Его визит стал первым шагом в наметившейся оттепели между Западом и Востоком. Во время визита США, Хрущев несколько раз встретился с президентом США Эйзенхауэром. Во время встречи были затронуты такие вопросы, как частичное разоружение, Берлинский вопрос (как один из самых насущных, т.к. после Второй Мировой войны Берлин оставался разделенным на две зоны оккупации). Лидеры стран никак не могли прийти к общему разрешению поставленных вопросов, однако начало все же было положено, поскольку оба лидера выразили уверенность в необходимости проведения политики разрядки напряженности. Так же во время визита в США, Хрущев посетил некоторое количество культурных мероприятий, познакомился с местной промышленностью и сельским хозяйством, встречался с американскими бизнесменами и другими видными лицами Америки. Пожалуй, самым ярким событием, подчеркивающим начало оттепели, была телеграмма-поздравление с Днем Рождения, отправленная Хрущевым бывшему премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, известному своей непримиримостью и нетерпимостью по отношению к СССР.
Своеобразным продолжением налаживания отношений между противоборствующими лагерями послужил визит Хрущева во Францию в 1960 г., хотя Францию того времени достаточно сложно назвать страной «западного лагеря». Возглавлявший страну Шарль Де Голль выступал за уменьшение зависимости Франции от Запада и США в частности, страна изобиловала «левыми партиями».
Визиты Хрущева на Запад породили идею о проведении конференции в Женеве с участием господствующих держав: Великобритании, Франции, США и СССР. Намечалась так же поездка президента США Д. Эйзенхауэра в Советский Союз. Однако, наметившуюся оттепель готово было погубить событие, произошедшее в небесном пространстве над СССР 1 мая 1960 г. Системами ПВО Свердловска был сбит самолет-разведчик США. Стоит отметить, что полеты самолетов-разведчиков над территорией двух сверхдержав не были чем-то диковинным, но это был первый беспрецедентный случай, когда данный самолет не только был сбит, но и данное событие стало достоянием общественности. Это событие надолго затормозило развитие мирных отношений между Западом и Востоком, поскольку для обсуждения в Женеве и между лидерами США и СССР был подготовлен крупный пакет важных предложений и проектов, что возможно позволило бы избежать дальнейшего развития событий Холодной войны и ее апогея – Карибского и Берлинского кризисов.
Берлинский кризис разразился по причине не разрешенного спора о дальнейшей судьбе Германской столицы, находящейся под оккупацией четырех «великих» держав. Если СССР предоставил Восточному Берлину фактически полный самоконтроль. Советская сторона выразила готовность полностью передать управление городом ГДР, поскольку с точки зрения советских политиков, данное положение дел не соответствовало статусу ГДР, как самостоятельного государства. Впоследствии, данный вопрос был отложен до встречи лидеров стран оккупации, которая была сорвана вышеупомянутым инцидентом с американским самолетом-разведчиком. Тем не менее, Хрущев и советская сторона поощряли инициативу местного коммунистического правительства по ограничению передвижения из одной части Берлина в другую, что в свою очередь противоречило Потсдамскому соглашению об «оккупации» Берлина, согласно которому передвижение по городу должно было быть свободным. В середине лета 1961 года кризис достиг своего пика – обе стороны начали стягивать силы для отражения возможного вторжения в «свою часть города». Интересно, что итогом конфликта стало строительство знаменитой Берлинской стены – данный символ противоборства и непримиримости, как ни странно, стал продуктом именно Хрущевской «эпохи оттепели».
Карибский кризис так же породили накопившиеся, но неразрешенные противоречия между двумя противоборствующими сторонами. Куба была для Хрущева и всего коммунистического лагеря символична, как по сути первая страна, самостоятельно «построившая» коммунизм без какого-либо вмешательства со стороны СССР. Но это далеко не единственная причина, по которой Хрущев считал защиту Кубы задачей первостепенной важности. Поскольку данная страна находится в непосредственной близости от США, лидеры которого, соответственно, видят в ней источник постоянной коммунистической опасности, генеральный секретарь ЦК КПСС, счел ее крайне удобной площадкой для установки советских тактических ядерных ракет. Столь решительный шаг, имел под собой несколько веских оснований. Во-первых, Хрущев, считал личным оскорблением предшествующую кризису установку аналогичных американских ракет на территории Турции, во-вторых, в США ядерное оружие появилось раньше. И СССР к 1962 году еще не удалось достичь количественного ядерного паритета – США могли бы нанести по территории Советского Союза массированный ядерный удар при помощи стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок, когда СССР с трудом бы смог отразить этот удар. Установка же ракет в непосредственной близости от вражеской территории позволяло достичь такого паритета, не догоняя США в количестве ядерных боеголовок, поскольку у кубинских ракет на «прицеле» находилась большая часть аэродромов США, на которых размещались тактические бомбардировщики.
Данный шаг накалил мировую обстановку в мире до крайности. ВМФ США блокировало Кубу, выдвинув советской стороне «правила» блокады, которые Н.С. Хрущев резко отверг в письме к президенту США Кеннеди, датированном 24 октября 1962 г. 26 октября советским лидером было составлено другое письмо, менее агрессивное и призывающее к разрешению конфликта. Отношения двух держав висели на волоске, особенно после того, как над территорией Кубы был сбит очередной самолет-разведчик, пилот которого и стал единственной жертвой не начавшегося конфликта.
28 октября противостояние, наконец, пошло на спад после визита Роберта Кеннеди в советское посольство на территории США. После совещания Президиума Н.С. Хрущев принял решение пойти на условия США - демонтаж ракет на Кубе и вывод советского флота с территориальных вод данного государства с условием гарантии невмешательства США в дела Кубы и сохранения режима Фиделя Кастро. Данное событие традиционно трактуется как политическое и дипломатическое поражение Хрущева и Советского Союза, однако именно окончание данного кризиса послужило настоящей разрядкой обстановки в мире и появлению множества антивоенных движений и организаций как на Западе, так и в странах коммунистического режима. Заметными результатами «оттепели» стало ослабление давления Хрущева на западные державы в Берлинском вопросе, подписание договора между СССР, США, Великобританией и Францией о частичном сокращении производства и испытаний водородных бомб. Кубинской же стороной урегулирование данного конфликта было расценено как «предательство со стороны СССР», но, не смотря на резкую критику Фиделя Кастро в адрес советского руководства, обе стороны прекрасно понимали, что обострять противоречие по данному вопросу далее невыгодно никому. В 1963 году состоялся визит кубинского лидера в Советский союз, и, по словам очевидцев, никого Никита Сергеевич не встречал и не провожал так тепло, как Ф. Кастро.
Отдельную «страницу» во внешней политики Н.С. Хрущева занимал Китай, который являлся второй по значимости коммунистической державой в мире, сильнейшим союзником СССР. Коммунизм в Китае был построен во многом при участии Советского Союза. Толчком к противоречию привел ряд изменений во внутренней партийной политике СССР, внедренных при Хрущеве, в частности – отступление от теории марксизма-ленинизма, осуждение и свержение культа личности Сталина. Не замедлили сказаться на отношениях между СССР и Китаем и изменения во внешнем курсе политике СССР - наступление «оттепели». Лидер китайской стороны, Мао Цзэдун, придерживался традиционной политики агрессии по отношению к западным державам, и готов был требовать того же от советской стороны. Критика в адрес советского правительства стала обыденной для прессы Китая. В свою очередь, Хрущев не остался в долгу, подчеркивая неудачи Китайской внутренней политики, например, знаменитый «большой скачок» - перекройку китайской экономики, во время которой от голода погибло от 6 до 7 млн. человек. Прежнему тесному сотрудничеству между двумя великими коммунистическими державами медленно приходил конец, не смотря на оптимизм распространенного в конце 50-ых годов в Китае лозунга «Маленький спор и большое единство». Открытый разрыв назрел в 1960 г., когда Никита Сергеевич, вконец доведенный критикой китайской стороны, личным приказом отозвал всех технических и других специалистов СССР с территории Китая. Поскольку помощь, оказанная СССР Китаю квалифицированными кадрами и техникой была значительной во всех отраслях, от сельского хозяйства до разработки ядерного оружия, это была серьезная «пощечина» для руководителей КНР. Данное событие было источником открытого разрыва и последующих 20 лет открытой вражды, в ходе которой дело доходило до вооруженных конфликтов на советско-китайской границе и предъявления самых нелепых угроз и претензий в адрес оппонента. Бывших союзников не смогла сблизить даже конфликт США с Вьетнамом, косвенное участие в котором СССР и КНР принимали на одной стороне. Например, Китай запретил транспортировку советской военной техники в помощь вьетнамцам по своей территории.