Действующим законодательством помилование рассматривается как безусловное основание освобождения от уголовной ответственности и наказания или его смягчения. В то же время в практике нередки случаи рецидива среди помилованных, и это наводит на мысль о целесообразности введения условного помилования. В проектах УК РФ предлагалось ввести институт условного помилования, но в дальнейшем это предложение не нашло поддержки[54]. Поэтому действующий Уголовный кодекс РФ не имеет этой нормы.
Условное помилование следует ввести в Уголовный кодекс РФ по аналогии с институтом условного осуждения. Если в течение определенного испытательного срока условно помилованный не совершит нового, обязательно умышленного, преступления и примерным поведением и честным отношением к труду оправдает оказанное ему доверие, то он считается помилованным. В тех случаях, когда ему сокращен срок наказания или смертная казнь заменена лишением свободы и он продолжает отбывать наказание в местах лишения свободы, контроль за его поведением осуществляет администрация ИТУ.
При освобождении условно помилованного из мест лишения свободы контроль за его поведением осуществляется органами внутренних дел. Испытательный срок при этом может назначаться в зависимости от личности правонарушителя и тяжести совершенного им преступления на срок от одного года до пяти лет и не подлежать сокращению.
Право установления испытательного срока при условном помиловании должно принадлежать, как и право помилования в целом, Президенту страны.
При систематических злостных правонарушениях в течение испытательного срока, повлекших применение мер административного взыскания или общественного воздействия, либо при совершении им нового умышленного преступления условное помилование может быть отменено решением Президента по соответствующему представлению Комиссии по вопросам помилования.
Думается, что введение института условного помилования будет способствовать исправлению виновного и сокращению рецидивной преступности.
Затронутые вопросы, не решенные действующим законодательством, следовало бы разрешить в законе об амнистии и помиловании. На ой взгляд, оба эти института должны регулироваться одним законом. Это обусловливается единой мотивацией их применения, тем, что и амнистия, и помилование являются актами государственного прощения лиц, совершивших правонарушения. Издание единого закона об амнистии и помиловании обусловливается также их отдаленностью от обычных юрисдикционных функций. Из всех оснований освобождения от ответственности и наказания, предусмотренных нормами права, например, от условно-досрочного освобождения, Конституцией Российской Федерации предусмотрено освобождение от ответственности и наказания только в связи с актами амнистии и помилования. Они принимаются не судом, а специальными уполномоченными на то органами или должностными лицами. Различия, существующие между амнистией и помилованием, которые очевидны и в практике их применения, могут быть предусмотрены в этом законе.
Принятие закона об амнистии и помиловании позволит не только раскрыть их юридическую сущность, но и будет активно способствовать стабилизации практики их применения, совершенствованию российского законодательства.
4.2 Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства
Роль уголовно-исполнительного законодательства в регламентации вопросов амнистии и помилования очень важна. В нормах данной отрасли права нашли свое отражение значительный ряд вопросов, связанных с правовым регулированием указанных институтов. Однако исследование отдельных положений Уголовно-исполнительского кодекса РФ позволило выделить некоторые пробелы законодателя, на каждом из которых остановимся более подробно.
Довольно интересной и сложной является проблема определения субъектов инициирования помилования осужденных.
В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство закрепляет двух субъектов обращения с ходатайством о помиловании: это осужденный (ст. 176 УИК РФ) и администрация исправительного учреждения (ч. 5 ст. 113 УИК РФ)[55]. Рассмотрим их по порядку.
Осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Это может быть администрация исправительного учреждения, дисциплинарной воинской части, исправительного центра, арестного дома, уголовно-исполнительной инспекции, службы судебных приставов.
Второй субъект направления ходатайства о помиловании - это администрация исправительного учреждения. Согласно ч. 5 ст. 113 УИК РФ такое ходатайство «может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных». Согласно ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 113 и 115 УИК РФ мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений и лица, их заменяющие. Они же в составе комиссий исправительных учреждений принимают окончательное решение о представлении осужденных в суд для замены неотбытой части наказания более мягким, также включенной законом (ч. 4 ст. 113 УИК РФ) в перечень поощрительных мер.
Если применение такой поощрительной меры, как представление неотбытой части наказания другим, более мягким наказанием, регламентировано ведомственными нормативными актами Минюста России, то возбуждение администрацией ходатайства о помиловании на ведомственном уровне не регламентировано. Более того, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 перед образованными территориальными комиссиями по вопросам помилования поставлена задача предварительного рассмотрения ходатайств осужденных (п. 2), а не ходатайств администрации исправительных учреждений. Соответственно, о предусмотренной ч. 5 ст. 113 УИК РФ форме инициирования помилования не упоминается ни в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, ни в других нормативных правовых актах. Неудивительно, что руководитель управления Президента Российской Федерации по вопросам помилования констатировал, что администрация места лишения свободы своим правом ходатайствовать о помиловании осужденного не пользуется[56].
Для того чтобы данная норма УИК РФ могла быть востребована и стала применяться на практике, необходимо, прежде всего, расширить предмет правового регулирования Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500, установив в нем, что комиссии на территориях субъектов Российской Федерации также рассматривают ходатайства администрации исправительного учреждения о помиловании положительно характеризующихся осужденных. Соответственно, необходимо скорректировать само Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, установив в нем особенности прохождения материалов, поступивших из исправительного учреждения. При этом нет необходимости устанавливать какой-либо ведомственный централизованный порядок прохождения этих документов, как это должно быть в отношении осужденных военнослужащих. Ходатайство администрации исправительного учреждения вместе с необходимыми документами должно поступать в комиссию субъекта РФ по вопросам помилования, затем губернатору или иному высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, а уж затем с рекомендациями данных органов и должностных лиц к Президенту Российской Федерации.
В связи с рассмотрением проблемы определения субъектов подачи ходатайств о помиловании встает вопрос более общего характера, а именно о расширении круга лиц, которые могут подавать ходатайства о помиловании.
Среди научных и практических работников имеются две позиции по данному вопросу. Одни считают, что только осужденный вправе ходатайствовать о своем помиловании[57]. Ходатайства иных лиц могут учитываться при решении вопроса о применении помилования, но правообразующего значения для «запуска» процедуры помилования не должны иметь. Поэтому во многих комиссиях по вопросам помилования ходатайства иных, кроме осужденных, лиц именуются просьбами о помиловании, которые не приводят в действие правовой механизм помилования[58]. Из этой же позиции исходили при принятии Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500, который предписывает комиссиям на территориях субъектов Российской Федерации рассматривать только ходатайства осужденных.
При этом некоторые специалисты в области помилования ссылаются на международные акты, в частности Пакт о гражданских и политических правах (ст. 6)[59] и Конституцию Российской Федерации (ст. 50), где гарантируется право каждого осужденного за преступление... просить о помиловании или смягчении наказания.
Однако, во-первых, из норм международных актов и данного конституционного положения не следует, что иные субъекты не могут выступать инициаторами рассмотрения вопроса о применении помилования. У гражданина есть право просить о помиловании, не исключает такого же права у других лиц (в частности, у его близких родственников или администрации исправительного учреждения).
Во-вторых, этой же конституционной нормой гарантируется право каждого осужденного просить о смягчении наказания. Если же посмотреть на порядок решения вопросов об условно-досрочном освобождении, то там обладают правом направлять ходатайство об освобождении осужденный, его адвокат или законный представитель. Представление о замене неотбытой части наказания другим, более мягким, наказанием направляет в суд администрация исправительного учреждения (ст. 175 УИК РФ).
В силу низкой правовой культуры, возраста (несовершеннолетние), болезненного состояния и других причин осужденные не всегда могут знать о существовании института помилования, уяснить его суть, порядок подачи ходатайства о помиловании. Особенно эта проблема актуальна для несовершеннолетних осужденных, где весьма развит правовой нигилизм. Исследования российских ученых показывают, что несовершеннолетним в большей степени присущи романтика уголовного мира, конформизм, особенно если он вызван подражанием социально-негативному стереотипу поведения[60].