Смекни!
smekni.com

Русско-японская война 3 (стр. 2 из 3)

Затем адмирал Того приложил усилия к созданию временной передовой базы флота на островах Элиот и организации тесной блокады Порт-Артура.

Порт Чемульпо 8 февраля 1904 г. был блокирован японской эскадрой под командованием контр-адмирала Уриу в составе 2 броненосных и 5 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. 9 февраля адмирал Уриу предъявил капитану Рудневу ультиматум, в котором, угрожая применением силы, потребовал, чтобы русские корабли покинули Чемульпо. Не имея возможности маневрировать на фарватере капитан Руднев тем не менее вывел корабли из Чемульпо и принял бой, пытаясь прорваться в Порт-Артур. В течение 45 минут по противнику было выпущено 1 тысяча 105 снарядов, нанесших японской эскадре существенный урон. Однако «Варяг» получил тяжелые повреждения. Была выведена из строя почти вся артиллерия, через подводные пробоины поступала вода, был ранен командир в бою, и от ран после боя погибло 33 человека, около 120 человек было ранено (из-за отсутствия броневых щитов больше всего пострадала орудийная прислуга). Русские корабли вышли из боя и вернулись в Чемульпо, где «Кореец» был затем взорван на внешнем рейде, а «Варяг» затоплен во внутренней гавани (чтобы мощным взрывом не повредить стоявшие поблизости иностранные корабли). Экипажи были приняты на борт кораблей нейтральных держав: 28 человек поднялись на французский крейсер «Паскаль», 30 на британский военный корабль «Телбот», остальных приняла итальянская «Эльба».Впоследствии русские моряки возвратились на родину (требование японцев о выдаче русских моряков в качестве военнопленных было решительно отклонено) В память о Чемульпинском сражении установлены памятники во Владивостоке на морском кладбище (куда в 1911 г. были перевезены из Кореи останки погибших) и на родине капитана Руднева-в Туле (1956 г.) .

10 февраля1904 г. Объявление войны.

13–14 февраля 1904 г. Вторая атака Порт-Артура. В ночь на 14 февраля японская флотилия снова подошла к Порт-Артуру. По плохая погода и начинающийся шторм помешал активным боевым действиям. На атаку в таких тяжелых условиях решились только два миноносца «Хайатори» и «Асагири». Торпеды, выпущенные с этих кораблей причинили повреждения злополучному «Петропавловску» и эскадренному броненосцу «Севастополь».

24 февраля 1904 г. Попытка заблокировать Порт-Артур. Чувствуя, что внезапные атаки на Порт-Артур не имели ожидаемого, ошеломляющего успеха и Русская эскадра все еще представляла собой боевую силу, японцы предприняли неудачную попытку заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. Для этого были отобраны старые транспортные пароходы «Тенши-Мару» ( водоизмещением 2,943 тонн), «Хококу-Мару» (2,766 тонн), «Енсен-Мару» (2,331 тонны), «Бую-Мару» (1,163 тонн), и «Бушу-Мару» (1,249 тонн), чтобы затопить их при входе в гавань. Команда для этих судов подбиралась из числа добровольцев. Операцию возглавил капитан Арима с «Микасы». Под прикрытием флотилии миноносцев в 2 часа 30 минут транспорты приблизились к внешнему рейду Порт-артурской гавани. Береговые батареи открыли сильный огонь. Из за этого затопление транспортов прошло не совсем удачно. Из пяти судов, только одно — «Хококу-Мару» затонуло в горловине входа, одно было подбито береговой артиллерией, а «Тенши-Мару», отклонившись от курса сел на мель. Командам транспортов удалось спастись.

В последующие дни происходили небольшие перестрелки между русской и японской эскадрами, не причинивших особого вреда ни той, ни другой стороне. Русские флот по-прежнему не решался выходить в открытое море, а японцы не шли на сближение, опасаясь огня береговых батарей и минных заграждений.

8 марта – 13 апреля 1904 г. Военно-морские действия в районе Порт-Артура. Чтобы принять командование флотом на Дальний Восток прибыл энергичный и способный адмирал Степан Осипович Макаров (8 марта). Он стал настойчиво готовить эскадру к генеральному сражению, чтобы «попробовать взять море в свои руки».[6]24 марта была отбита очередная попытка японцев заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. На этот раз японцы снарядили четыре транспорта, под сопровождением двух флотилий из 17 миноносцев. При входе в гавань японцев встретили русские миноносцы, завязался бой в ходе которого один из транспортов был торпедирован, другие же отклонились от курса и затонули в неудачных местах. Блокада опять не удалась.

26 апреля–7 мая 1904 г сражение на реке Ялу. Выйдя к реке Ялу в районе Тюренчэна, 34-тысячная японская 1-я армия под командованием фельдмаршала Тамесады Курски была встречена Восточным отрядом русской армии под командованием генерала М.И. Засулича (около 19 тысяч человек) 1 мая разгорелся жаркий бой у Тюренчэна. Русская артиллерия была подавлена. Японцы обошли русские войска на левом фланге. По вине Засулича отряд вовремя не отступил. Эта первая неудача русских войск на суше открыла противнику дорогу в Маньчжурию.[7] Стратегические последствия сражения, как первого сражения войны, были весьма значительны: подорвано моральное состояние русских войск, побережье Ляодунского полуострова открывалось для беспрепятственной высадки японских армий.

Поражение на Ялу произвело тяжелое впечатление на русскую армию, Куропаткин вновь требует от войск «всеми мерами избегать решительного боя» до отхода «на главные силы нашей армии». Царю Куропаткин доложил, что «бой у Ялу явился случайным, как для начальников, так и для войск». С поражением отряда Засулича обстановка на театре войны улучшается для противника. По сути дела, японцы завладели стратегической инициативой.

21 февраля – 10 марта 1905 г. Мукденское сражение. Обе войсковые группировки, численностью приблизительно по 310 тысяч человек каждая, окопавшись, встретились друг с другом на линии, протяженностью 65 км. Стараясь окружить русских, маршал Ояма приказал 3-й армии генерала Маресукэ Ноги попытаться обойти их справа. К концу первого дня сражений правый фланг русских — армия А.В. Каульбарса — был отброшен назад и с юга переместился на запад. Атаки и контратаки быстро сменяли одна другую; генерал-адъютант А.Н. Куропаткин стягивал резервы, чтобы залатать рушащийся правый фланг. И хотя через две недели яростных сражений японские солдаты вошли в Мукден, попытка маркиза Ивао Оямы окружить русских успеха не имела. Подтянув резервы, японский фельдмаршал усилил 3-ю армию генерала Ноги, дав ему возможность еще раз попытаться окружить армию генерала А.В. Каульбарса. Через 3 дня боев правый фланг русских был отброшен назад так далеко, что генерал Куропаткин стал бояться за свои линии коммуникаций. Он искусно вышел из боя и отошел к Телину (175 км севернее Мукдена) и Харбину, побежденный, но не обращенный в бегство. В ходе сражения пало почти 100 тысяч русских и было брошено множество снаряжения. Японцы потеряли 70 тысяч (или более) человек. после Мукденского сражения активных действий на суше больше не предпринималось.

27 мая 1905 г. Цусимское сражение. Флот вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского вошел в пролив развернутым строем. С северо-запада похожим строем подходил японский флот под командованием вице-адмирала Хэйхатиро Того. Оба адмирала возглавляли ядра своих сил - Рожественский на эскадренном броненосце «Князь Суворов», а Того - на эскадренном броненосце «Миказа».

«Миказа» — спущенный на воду в ноябре 1900 года, этот эскадренный броненосец был последним, построенным в рамках японской кораблестроительной программы 1896 года. Будучи флагманским кораблем адмирала Того, участвовал во всех крупных морских сражениях русско-японской войны, но в конце 1905 года из-за взрыва боеприпасов в погребе затонул в гавани Сасебо. Поднятый и отремонтированный в 1907 году, он вернулся в строй, а в 1921 году был переквалифицирован в броненосец береговой обороны, в каковом качестве и прослужил вплоть до 1923 года, когда сел на мель и из-за полученных повреждений был исключен из состава ВМФ

Надеясь воспользоваться превосходством в скорости и рассечь Т-образный строй русских, японцы повернули к северо-востоку. Чтобы не попасть под обстрел продольным огнем, адмирал Рожественский сменил курс на северо-восточный, а затем на восточный. Сражение началось вскоре после полудня, когда флоты отстояли друг от друга приблизительно на 6 км. На скорости в 15 узлов флот адмирала Того обогнал идущих на 9 узлах русских и менее чем за 2 часа вывел из строя крейсер и два броненосца. Он блестяще маневрировал своими значительно более быстроходными силами вокруг несчастных русских, чьи потери стремительно росли. К наступлению ночи адмирал Рожественский был ранен, 3 броненосца (включая его флагман) были потоплены, а уцелевшие русские корабли - теперь во главе с адмиралом Небогатовым в смятении бежали. В ночную погоню за истощенными русскими силами адмирал Того отправил броненосные крейсеры адмирала Камимуры, а также отряд миноносцев. На следующий день разгром завершился. Одному крейсеру и двум эсминцам удалось прорваться и достигнуть Владивостока; 3 эсминца добрались до Манилы и были интернированы. Оставшаяся часть русского флота попала в плен или была потоплена. Японцы потеряли 3 миноносца. Жертвы русских достигли 10 тысяч человек (совокупно убитыми и ранеными); японские же потери не достигли и 1 тысячи человек [8].

Поскольку к этому времени 1-я Тихоокеанская эскадра, блокированная японцами в Порт-Артуре, уже прекратила существование. Поэтому перед вице-адмиралом З.П. Рожественским встала одна задача - прорваться во Владивосток. Для прорыва был выбран кратчайший путь через Корейский пролив, т.е. в непосредственной близости от главных баз противника. В 120 (222 км) милях к югу от корейского порта Мозампо была развернута цепь японских дозорных крейсеров. Шедший в походном строю флот вице-адмирала Рожественского 14 мая в 4 ч. 25 мин. был впервые обнаружен японским вспомогательным крейсером «Синано-мару». В 6 ч. 30 мин. японский крейсер «Идзумо» занял место для наблюдения в 40-50 кабельтовых на правом траверзе русского флота. В 7 ч. 00 мин. вице-адмирал Рожественский перестроил свои главные силы в одну кильватерную колонну.