В начале 9-го часа Небогатов повернул на роковой курс NO 23 (на Владивосток) и по не вполне ясным причинам перестроил русский флот в две колонны.[9] Главные силы японцев, державшиеся севернее острова Окиносими, подошли в 13 ч. 30 мин. с юго-запада. Русские корабли вновь перестроились в одну колонну. Применив отработанный еще во время войны с Китаем маневр охвата головы колонны противника и сосредоточения всего огня на его головном корабле, главные силы японского флота пересекли курс русских и вышли на левую от них сторону, ложась сперва на встречный курс русского флота, и затем еще влево ни сходящийся курс. Вице-адмирал Того поднял сигнал: «Судьба империи зависит от этого боя». Японские крейсерские отряды пошли ни юг с целью атаки русских крейсеров и транспортов. Эскадренный броненосец «Князь Суворов» (командир-капитан I ранга В.В. Игнициус) в 13 ч. 49 мин. с расстояния в 38 кабельтовых открыл огонь по «Миказе». Сократив дистанцию до 35 кабельтовых, в 13 ч. 52 мин. «Миказа», а затем и остальные японские корабли начали отвечать, сосредоточив огонь на «Князе Суворове» и «Ослябе» (командир-капитан I ранга В.И. Бэр). В 14 ч. 30 мин. «Князь Суворов» с заклиненным рулем под сильным огнем противники вышел из строя, а в 14 ч. 50 мин. «Осляба» затонул, получив несколько пробоин в носовой части около ватерлинии в небронированном борту. Линию повел эскадренный броненосец «Император Александр III» (командир-капитан I ранга Н.М. Бухвостов), склоняясь к востоку. Фактически проиграв первую фазу сражения, русский флот полностью утратил инициативу и, ведомый поочередно «Императором Александром III» и эскадренным броненосцем «Бородино» (командир-капитан I ранга П.И.Серебренников), малоуспешно маневрировал, пытаясь выйти из сферы действия огня японской артиллерии. Русский флот фактически остался без командования: раненный вице-адмирала Рожественский вместе со штабом был снят с пылающего «Князя Суворова» в 17 ч. 30 мин. миноносцем «Буйный» (командир-капитан II ранга Н.Н. Коломейцев). Контр-адмирала Н.И. Небогатов так и не смог осуществить командования разрозненными частями флота. В 18 ч. 50 мин. погиб «Император Александр III», в 19 ч. 00 мин. – «Князь Суворов», в 19 ч. 10 мин. – «Бородино», с которого спасся только один матрос. С наступлением темноты вице-адмирал Хэйхатиро Того отвел главные силы к острову Дажелет и бросил в бой миноносцы. В ночном бою русский флот потерял эскадренный броненосец «Наварин» (командир-капитан I ранга Б.А. Фитингоф): в свою очередь, русские корабли потопили 2 и повредили 12 японских миноносцев.
Утром 15 мая команды затопили свои корабли: тяжело поврежденный эскадренный броненосец «Сисой Великий» (командир-капитан I ранга М.В. Озеров), крейсеры «Владимир Мономах» (командир-капитан I ранга В.А. Попов) и «Адмирал Нахимов» (командир-капитан I ранга А.А. Родионов). В 8 ч. 00 мин. героически погиб крейсер «Дмитрий Донской» (командир-капитан I ранга И.Н. Лебедев). в 11 ч. 06 мин .- крейсер «Светлана» (командир-капитан I ранга С. П. Шеин), в 17 ч. 00 мин. - броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» (командир-капитан I ранга В.Н. Миклуха). Крейсеры «Олег» (командир-капитан I ранга Л.Ф. Добровольский, флаг контр-адмирала О.А. Энквиста), «Аврора» (командир-капитан I ранга Е.Р. Егорьев, пал в бою), «Жемчуг» (командир-капитан II ранга П.П. Левицкий) прорвались в Манилу. Миноносец «Бодрый» (командир-капитан II ранга П.В. Иванов) ушел в Шанхай. Во Владивосток прорвались только крейсер «Алмаз» (командир-капитан II ранга И.И. Чагин), миноносцы «Бравый» (командир-лейтенант П.П. Дурново) и «Грозный» (командир-капитан II ранга К.К. Андржеевский). В 10 ч 15 мин. 15 мая остатки русского флота под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова (эскадренные броненосцы «Орел», «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсер «Изумруд») были окружены превосходящими силами противника. Несмотря на готовность русских кораблей к сопротивлению, адмирал Небогатов отдал приказ о сдаче. Приказу не подчинился только крейсер «Изумруд» (командир-капитан II ранга В.Н. Ферзен), который прорвал строй японских кораблей и ушел, но 17 мая погиб на камнях в бухте Владимир. Миноносец «Бедовый» (командир-капитан II ранга Н.В. Баранов), куда с «Буйного» перешел раненый вице-адмирал З.П. Рожественский вместе со штабом, был захвачен японцами в 16 ч. 00 мин. 15 мая в районе острова Дажелет. Это трагическое поражение русского флота оказало решающее влияние на исход войны. Впоследствии адмиралы З.П. Рожественский и Н.И. Небогатов предстали перед военно-морским судом. Рожественский, которому вменялась в вину только сдача противнику миноносца «Бедовый», был оправдан ввиду героического поведения в бою, личного мужества и тяжелого ранения. Небогатов, которому инкриминировалась сдача остатков обеих эскадр, был признан виновным и приговорен к смертной казни, замененной десятью годами заточения в крепости. В 1909 году, как и сдавший японцам Порт-Артур генерал-лейтенант А.М. Стессель, контр-адмирал Н.И. Небогатов был освобожден.
ИТОГИ ВОЙНЫ
6 сентября 1905 г. Портсмутский мир (штат Нью-Гемпшир). Обе стороны были готовы к заключению мира. Военные притязания Японии были удовлетворены, тогда как Россия, кипящая недовольством изнутри, не имела возможности продолжать войну. Благодаря усилиям президента США Теодора Рузвельта в результате мирных переговоров было достигнуто мирное соглашение, по условиям которого Россия потеряла Порт-Артур, половину острова Сахалин и покинула Маньчжурию. Корея была отнесена к сфере влияния Японии. Рузвельт стоял на позиции не признания права Японии на контрибуцию, в результате чего война оказалась разорительной для японской экономики. Япония получила «без вознаграждения» железную дорогу между Куан-Чен-Цзы и Порт-Артуром со всем имуществом и каменноугольными копями. Китайско-Восточную железную дорогу Россия обязалась эксплуатировать исключительно в коммерческих и промышленных целях. Русский Тихоокеанский флот был ликвидирован. [10]
Россия могла и не потерять половины Сахалина. По началу позиция русского представительства во главе с Витте была непреклонной: контрибуции не платить, русские земли не отдавать. Япония же, в свою очередь, хотела получить и контрибуции и весь Сахалин. Постепенно переговоры заходили в тупик. Дальнейшая проволочка прежде всего была не выгодна Японии, которая хотела в кратчайший срок заняться восстановлением подорванной войной экономики. Японский император уже склонялся к мысли об отказе притязаний на Сахалин. Но тут на одном из светских приемов император Николай II на вопрос о позиции России в переговорах с Японией обронил нечаянную фразу: «Уведомите Витте, что можно отдать половину Сахалина». Эта фраза стала известна японскому шпиону при русском дворе и была доложена императору Муцихито. При этом японский чиновник докладывавший императору сильно рисковал, так как в случае дезинформации он должен был покончить жизнь самоубийством. На следующий день Японская сторона выдвинула требование о передаче половины Сахалина. Витте согласился с этим требованием. По приезде в столицу, Витте был пожалован царскими почестями и народным прозвищем «Полу-сахалинский».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видно, что одна из главнейших опор обороны — флот погиб от дезорганизации и в этом всецело виноват Главный морской штаб, руководимый накануне войны и в первые месяцы ее адмиралом Рождественским. Основные причины и факты можно сформулировать так:
1) штаб в своей работе не связывал стратегию с политикой, в результате флот оказался неподготовленным к войне; стала возможной атака японских миноносцев порт-атурской эскадры;
2) непродуманное боевое развертывание флота и сосредоточение главных его сил в Порт-Артуре создало японцам благоприятные условия для блокады эскадры;
3) так же большую роль сыграло то, что солдаты, да и многие офицеры не понимали причин ведущейся войны, не знали, за что они проливают свою кровь, что в связи с этим часто в войсках отсутствовало необходимое для достижения победы воодушевление и порыв к решительным действиям.
Оборона Порт-Артура подтвердила, что приморская крепость должна быть одинаково защищена от нападения противника как с суши, так и с моря. Существенное значение при падении крепости имели стратегические ошибки в плане войны, материальная неподготовленность к длительной обороне, бездарность и предательство командования.
Между армией и флотом не было достаточно тесного взаимодействия. Во взаимоотношениях между морским и сухопутным командованием царила полная неразбериха. Приморская крепость, вместо того чтобы подчиняться командующему Тихоокеанским флотом, была подчинена командующему Маньчжурской армией, хотя прямой связи с ней не имела и только косвенно оказывала ей содействие, отвлекала на себя часть неприятельских сухопутных сил.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Капитанец И. М. Военные тайны XX века Флот в Русско-японской войне. М.: Вече, 2004. 421с.
2. Крестьяников В. Я. Цусимское сражение. СПб.: Остров, 2003. 266с.
3. Яновский О. А. История России. М.; Ривш, 2005. 685с.
4. http://grandwar/kulichki.net/japanwar/index.html
5. http://vscharodei.narod.ru/index.htm
6. http.//www.dhs.com.ua/flot/index.htm
7. http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/Thusima/index/htm
[1]. Яновский О. А.. История России XX век. М.,2005.С.11.
[2] http: // grandwar.kulichki/net/japanwar/index.html
[3]Яновский О. А. История России XX век. . М.,2005.С.11.
[4]http://vscharodei/narod/ru/index.htm
[5]http://www.dhs.com.ua/flot/index.htm
[6]Капитанец И. М. Военные тайны XX века Флот в Русско-японской войне и современность. М.,2004.С.55.
[7] Там же.С.57.
[8]http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/Tsushima/index.htm
[9]Крестьяников В. Я. Цусимское сражение.СПб.,2003.С.191.
[10]Капитанец И. М. Военные тайны XX века Флот в Русско-японской войне и современность.М.,2004.С.74.