Смекни!
smekni.com

Синьхайская революция 1911 1913 гг. в Китае (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение………………………………………………………………3стр

I. Социально-экономическое развитие Китая

в конце XIX – начале XX вв……………………………………… …3стр

II.Создание общекитайской партии – «Объединенного союза» (Тунмэн). Три принципа Сунь Ятсена…………………………………........ .. ........4стр

III.Основные этапы революции, характер, движущие

силы

3.1 Начало революции. Учанский период (1911- февраль 1912 г.).

Деятельность Нанкинского правительства и Сунь Ятсена

на посту Временного президента Китайской республики… …5стр

3.2 Развитие революции с марта 1912г. до ноября 1913 г.

Установление диктатуры Юань Шикая……………………… .8 стр

Заключение………………………………………… …………………..10стр

Использованная литература……………………………………………11стр

Введение.

Синьхайская революция заняла важное место в развитии новой истории Китая, была великой вехой революции китайского народа за изменение своей судьбы.
Синьхайская революция, свергнувшая цинскую монархию и провозгласившая республиканский строй, является угловым событием новой истории Китая. Проблемы изучения этой революции занимают важное место в курсе новой истории стран Азии.

Целью данной работы является изучение Синьхайской революции в Китае.

Для раскрытия цели исследования предполагается решение следующих задач:

- определить причины Синьхайской революции;

- выявить этапы Синьхайской революции:

- определить итоги и значение Синьхайской революции.

I. Социально-экономическое развитие Китая в конце XIX – начале XX вв

Во второй половине XIX века в Китае происходили глубокие экономические изменения. Вторжение иностранного капитала способствовала превращению Китая из страны феодальной в полуфеодальную и полуколониальную. Наводнение китайского рынка дешевыми иностранными промышленными товарами подрывало основы натурального хозяйства, разрушало ремесло и кустарную промышленность. В первое десятилетие XX века капиталистическое развитие шло значительно быстрее, чем в предшествующий период. Наиболее сильные позиции национальный капитал занимал в легкой промышленности, особенно в текстильной . Конкуренция иностранных товаров была в этой отрасли сравнительно слабой вследствие дешевизны и хорошего качества продукции китайских хлопчатобумажных фабрик, а также огромного спроса на нее в Китае. Однако развитию национальной промышленности в стране мешали феодальный гнет и господство иностранного капитала. К н.XX века Китай окончательно превращен в полуколонию. Империалистические государства навязывали Китаю все новые и новые неравноправные договоры. Командные высоты в экономике – шахты, рудники, железные дороги , финансы – находились под контролем иностранных держав. Стремясь закрепить экономическую отсталость страны империалисты препятствовали созданию тяжелой индустрии. В Китае почти отсутствовала машиностроительная промышленность. Цинское правительство – послушное орудие империалистов – неспособно было защитить интересы нарождавшейся китайской буржуазии. Китайская буржуазия делилась на компрадорскую и национальную. Компрадоры – посредники между мировым и национальным рынком – выполняли поручение иностранных банков, облегчали сбыт импортируемых товаров, помогали иноземному капиталу скупать и вывозить сырье из Китая. Национальная буржуазия формировалась из купцов, помещиков, чиновников и зажиточной части крестьян. Она выступала против гнета феодальных отношений, поддерживаемых отношений, поддерживаемых и консервируемых международным империализмом. Однако будучи тесно связанной с феодальным землевладением , буржуазия не могла вести борьбу с феодализмом последовательно и решительно. Мелкая буржуазия испытывала гнет со стороны маньчжурскх властей и иностранного капитала. Но она была еще больше слаба экономически и политически, чем национальная буржуазия и не могла возглавить борьбу широких народных масс и привести их к победе. Что касается пролетариата, то фабрично-заводских рабочих накануне революции 1911-191Згг было еще совсем мало. Рабочие жили в ужасных условиях. Бесчисленная армия безработных, возраставшая за счет пауперизированных крестьян и ремесленников, способствовало снижению жизненного уровня трудящихся. Крестьянство, составляющее большинство населения Китая, подвергалось жестокой эксплуатации ( «… голодный народ, заброшенные поля, повсюду стоны и мольбы бедняков о помощи. Кто, как на маньчжуры лишили народ всего и поставили его на край гибели?»)[1]. Засилье иностранного капитала и господство феодальных отношений в деревне приводило к тому, что капитализм в стране развивался медленно и принимал уродливые условия. Это означало, что крестьянин, разоряясь терял землю, но не находил применения свом силам. Капиталистическая промышленность могла дать работу ничтожной части разорившихся крестьян. Крестьянство было кровно заинтересовано в уничтожении господства империализма и феодализма, в разрушении аграрного вопроса.

Таким образом, Китай к н.XX века превращен в полуколонию. Ситуация в стране крайне напряженная. Развитию национальной промышленности мешал феодальный гнет и господство иностранного капитала. Бесчисленная армия безработных , все это способствовало назреванию революционной ситуации в стране.

II. Создание общекитайской партии - «Объединенного союза»

(Тунмэн). Три принципа Сунь Ятсена

Еще с к.XIX. века в стране начинает складываться революционная ситуация. К нему принадлежали национальная и мелкая буржуазия, рабочие, крестьяне, городская беднота. Южные районы Китая, где ранее всего закрепились колонизаторы и были созданы наиболее благоприятные условия для модернизации и европеизации, включая миссионерские школы и колледжи, постепенно становились центром формирования радикально настроенной молодежи, будущих китайских революционеров. Одним из наиболее известных среди них был Сунь Ят-сен (1866-1925), учившийся в молодости в Гонолулу, где проживал его брат-эмигрант, а затем получивший образование в миссионерских школах и медицинском колледже Гуанчжоу и Гонконга. Хорошо образованный, широко эрудированный, повидавший мир Сунь Ят-сен, как и в свое время Кан Ю-вэй, попытался соединить в своем лице и своем учении традиции классического Китая и необходимые нововведения, заимствованные с Запада. Созданный им еще на Гавайях и затем воссозданный в Гуанчжоу "Союз возрождения Китая" в конце XIX в. объединял в своих рядах сотни членов; он ставил своей целью свержение цинской династии, создание в стране демократического правительства и проведение в Китае радикальных реформ. Огромное влияние на подъем национально-освободительной борьбы народов Востока оказала революция 1905года в России. «Русская революция - писал Ленин, вызвала движение во всей Азии. Революция в Турции, Персии, Китае доказывают, что могучее восстание 1905года оставило в поступательном движении сотен и сотен миллионов людей неискоренимо».[2] Один за другим возникать союзы и организации, ставившие своей целью радикальные перемены в стране. Организации издавали газеты и журналы, в которых излагались программы их действий, печатались лозунги и призывы, порой также серьезные аналитические статьи. В 1902-1903 гг. Сунь оживил деятельность своего союза и создал ряд его новых филиалов. Именно к этому времени относится и окончательное формирование основ его доктрины - знаменитых "трех принципов": национализм (свержение династии маньчжуров), народовластие (республиканско-демократический строй) и народное благоденствие ( уравнене прав на землю). Вслед за тем Сунь Ят-сен посетил ряд стран и провел большую работу по сплочению единомышленников,-прежде всего среди активных эмигрантов. В 1905 г. он созвал в Японии учредительный съезд членов разных организаций, создают "Союзная лига" (Тунмэнхуэй). Программа ее состояла : 1) свергнуть маньчжурскую монархию, 2) учредить демократическую республику, 3) осуществить уравнение прав на землю.[3] Став во главе союза и начав издавать журнал "Миньбао", Сунь Ят-сен приступил к пропаганде своих идей (трех принципов) и программных документов организации, включая проекты конституционного устройства будущего Китая (в значительной степени по европейской модели) и ликвидации социального неравенства. Призывы к конституционным реформам не миновали и ушей цинского правительства, которое сочло за благо опередить события и, в свою очередь, поставить вопрос о конституционной монархии с парламентарной системой. Обещания на этот счет, вначале смутные, были затем, под нажимом со стороны реформаторов и под влиянием мощной - в духе классической конфуцианской нормы -петиционной кампании 1907-1908 гг., выражены в форме проекта, предлагавшего созвать парламент и ввести в действие еще не разработанную конституцию в 1916 г. Этот проект мало кого устроил, а смерть всесильной Цыси в 1908 г. резко ускорила ход событий.

Таким образом, спор теперь в открытую шел о том, вести дело к революции или нет: реформаторы считали, что революционный взрыв спровоцирует державы и приведет к разделу Китая; революционеры же полагали, что революция как раз спасет Китай от гибели и сплотит его народ. Тунмэнхуэй взял курс на подготовку вооруженного восстания, рассчитывая при этом на поддержку многочисленных в Китае тайных обществ, издавна в кризисное время поставлявших многочисленные отряды восставших. Расчет был достаточно верен; кризисные явления в стране все сильнее давали о себе знать и крестьяне то здесь, то там брались за оружие. В ответ на это цинские власти попытались, было проводить более жесткую политику. Жесткая политика вызвала еще большее недовольство и привела к новой волне массовых выступлений. Словом, в стране назревал революционный взрыв.

III. Основные этапы революции, характер, движущие силы.