Спартак, как настоящий полководец, понимал важность дисциплины и широкого морального духа рядовых воинов, доверия и близости между полководцем и рядовым воином. Вся его деятельность показывает, что он добился своих целей: он был близок к своим воинам, и они, несмотря на отдельные эксцессы, соблюдали воинскую дисциплину в течение всех военных кампаний, проявляли массовый героизм.
Предводителю такого сложного движения, каким было восстание рабов 74-1-71 гг. до н.э., неизбежно приходилось решать не только военные, но и политические вопросы: отношение к различным политическим силам в Италии, в самом Риме, и в провинциях, с Митридатом, с пиратами, с населением завоеванных городов и деревень Италии. Нам очень плохо известна это сторона деятельности Спартака. Здесь мы вступаем в область догадок. Но насколько позволяют судить источники (например, сам маршрут движения повстанческой армии, отсутствие жалоб местных жителей на притеснение), Спартак умело решал и эти сложные вопросы.
Также имеются сведения о наличии контактов Спартака – явных и тайных – с различными представителями римского политического мира до восстания и во время восстания. Представляется, одна, более справедливой точка зрения о практической невозможности таких отношений, или, по крайней мере, об их минимальности. Отказ Красса вести переговоры со Спартаком характеризует в целом сугубо отрицательное отношение римской аристократии всех оттенков, включая оппозиционные круги, к переговорам с представителем восставших рабов. Конфликт был слишком глубок, чтобы об этом могли забыть как римские аристократы всех политических оттенков, так и сами предводители восставших рабов. [9]
Подводя некоторый итог характеристике личности Спартака, можно сослаться на чеканные формулировки К.Маркса: «Великий генерал … благородный характер, истинный представитель античного пролетариата».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восстание италийских рабов второй половины 70-х гг. I века до н.э. было поражено глубинными процессами развития рабовладельческого общества, отражало основное классовое противоречие этого общества. Это восстание показало, что его острота стала такой, что потребовала со стороны класса рабовладельцев новых мер по обеспечению социального порядка. Это восстание показало, что традиционный государственный аппарат Римской республики был слишком слаб, раздроблен, неэффективен, чтобы успешно осуществлять основную функцию по подавлению недовольства основного класса-антагониста. Эти новые задачи по укреплению социального порядка и рабовладельческого государства были возложены историей на рождающуюся Римскую империю. Вот почему спартаковское движение может рассматриваться как один из важнейших факторов в сложной эволюции римского общества, от полисных республиканских структур к общественно-политическим порядкам средиземноморской Римской империи.
Героическая личность вождя этого революционного движения Спартака навсегда вошла в историю. Она вошла в римскую, а затем и мировую историю, прежде всего как личность руководителя и организатора такого яркого исторического события, как революционное движение италийских рабов. Личность Спартака оказалась уникальной как воплощение лучших качеств италийских рабов как основного производственного класса. Спартак как их носитель столь контрастировал с традиционной характеристикой рабов, что его личность не могла не врезаться как своего рода неповторимое явление.
Среди великих деятелей этого разломного этапа римской истории Спартак как сильная личность – безотносительно к тому, чьи классовые интересы он выражал, - так сказать, хорошо смотрелся как выдающийся полководец и политик, что всегда привлекает внимание не только друзей, но и врагов.
В глазах римских рабов Спартак стал героем, благовейно почитаемым бесчисленными поколениями, пришедшими на смену повстанцам от их рабской доли, как концентрация их лучших человеческих и интеллектуальных качеств, как образец беспредельной преданности идеалам труда, гуманности и благородства. Это отношение к Спартаку после гибели Римского рабовладельческого государства было воспринято представителями прогрессивных политических направлений, народных движений как символ борьбы за человеческую честь, свободу и лучшие стороны человеческой личности вообще, а тем самым было органически включено в ткань современной цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аппиан. Гражданские войны в Риме.
2. Плутарх. Биографии Гракхов, М. Красса, Л. К. Суллы// Сравнительные жизнеописания. Любое издание.
3. Саллюстий. История// Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. - М., 1981.
4. Крыкин С.М. Еще раз о происхождении Спартака// Studiahistorica. - М., 2001.
5. Трухина Н.Н. Политика и политики “золотого века ” римской республики. - М., 1986.
6. Утченко С.Л. Цицерон и его время. - М., 1972.
7. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. - М., 1965.
8. Чернышов Ю.Г. ”Кто был ничем, тот станет всем” (К вопросу об идеологии восстаний рабов во II-I вв. до н. э.) // Античный полис. Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. - СПб., 1995.
9. Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. - М., 1961.
10. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике. - М., 1964.
11. Штаерман Е.М. История крестьянства в древнем Риме. - М.,1996.