План
Введение
1 Старый порядок
2 Революция. В Англии и США
3 Директория и Империя
4 Переход на сторону Бурбонов
5 В отзывах современников
6 Избранные цитаты
7 Сочинения
8 Библиография
Список литературы
Введение
Шарль Мори́с де Талейра́н-Периго́р (фр. Charles Maurice de Talleyrand-Périgord, 1754—1838) — французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел при трёх режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа. Известный мастер политической интриги. Eпископ Отёнский (с 2 ноября 1788 по 13 апреля 1791). Имя «Талейран» стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности.
1. Старый порядок
Талейран родился 2 февраля 1754 г. в Париже, в знатной, но небогатой аристократической семье Шарля Даниэля де Талейран-Перигор (1734—-1788). Предки будущего дипломата происходили от Адальберта Перигорского, вассала Гуго Капета. Дядя Талейрана был в свое время архиепископом Реймсским, затем кардиналом и архиепископом Парижским. Счастливейшие годы детства, по воспоминаниям, Талейран провёл в усадьбе своей прабабки, графини Рошешуар-Монтемар, внучки Кольбера.
Предположительно, травма ноги помешала мальчику поступить на военную службу. Родители решили направить сына на церковную стезю, вероятно, в надежде сделать его епископом и сохранить под влиянием семьи Талейранов епископство Отён. Шарль Морис поступил в коллеж д’Аркур в Париже, затем учился в семинарии Сен-Сюльпис (1770—1773) и в Сорбонне. Получил степень лиценциата по теологии. В 1779 г. Талейран был рукоположен в священники.
В 1780 г. Талейран становится Генеральным агентом Галликанской (французской) церкви при дворе. На протяжении пяти лет он совместно с Раймоном де Буажелоном, архиепископом Ахенским, ведал имуществом и финансами Галликанской церкви. В 1788 г. Талейран стал епископом Отёнским.
2. Революция. В Англии и США
В апреле 1789 г. Талейран был избран депутатом от духовенства (первого сословия) в Генеральные штаты. 14 июля 1789 г. его включают в Конституционный комитет Национальной ассамблеи. Талейран участвует в написании Декларации прав человека и гражданина и выдвигает проект Гражданской конституции духовенства, предусматривающей национализацию Церкви. 14 июля 1790 г. он служит торжественную мессу в честь Праздника Федерации.
В 1792 г. Талейран дважды ездит в Великобританию для неофициальных переговоров о предотвращении войны. Переговоры не завершаются успехом. В сентябре Талейран оказывается в Англии как раз накануне вспышки массового террора. Во Франции на него как на аристократа в декабре выдается ордер на арест. Талейран остается за границей, хотя и не объявляет себя эмигрантом.
В 1794 г. в соответствии с декретом Питта французскому епископу приходится покинуть Англию. Он отправляется в Североамериканские Соединенные Штаты. Там он зарабатывает себе на жизнь операциями с финансами и недвижимостью.
3. Директория и Империя
После 9 термидора и свержения Робеспьера Талейран начинает хлопотать о своем возвращении на родину. Ему удается вернуться в сентябре 1796 г. В 1797 г. он становится министром иностранных дел, заменив на этом посту Шарля Делакруа. В политике Талейран делает ставку на Бонапарта, и они становятся близкими союзниками. В частности, министр помогает генералу осуществить переворот 18 брюмера.
В эпоху Империи Талейран участвует в похищении и расстреле герцога Энгиенского.
В 1805 г. Талейран участвует в подписании Пресбургского договора. В 1807 г., при подписании Тильзитского договора он выступает за сравнительно мягкую позицию в отношении России.
4. Переход на сторону Бурбонов
Ещё во время первой Империи Талейран начал получать взятки от враждебных Франции государств. В дальнейшем он способствовал реставрации Бурбонов.
На Венском конгрессе 1814—1815 гг. представлял интересы нового французского короля, но при этом исподволь отстаивал интересы зарождающейся французской буржуазии. Выдвинул принцип легитимизма (признание исторического права династий на решение основных принципов государственного устройства) для обоснования и защиты территориальных интересов Франции, состоявших в сохранении границ, существовавших на 1 января 1792, и недопущения территориального расширения Пруссии. Этот принцип, однако, не был поддержан, ибо противоречил аннексионистским планам России и Пруссии.
После революции 1830 года вошёл в правительство Луи-Филиппа, а позднее был назначен послом в Англии (1830—1834). На этом посту он немало способствовал сближению Франции и Англии и отторжению Бельгии от Голландии. При определении государственной границы Бельгии Талейран за взятку включил Антверпен в состав Бельгии. Из-за последующего скандала дипломат был вынужден уйти в отставку.
Талейран скончался 17 мая 1838 г. в Париже. Остряки шутили: "Талейран умер? Интересно, зачем это ему понадобилось?" Виктор Гюго в связи с его смертью рассказывал следующее. В целях бальзамирования врачи извлекли из покойного внутренности и вынули из черепа мозг. А затем... затем слуга обнаружил, что врачи просто забыли мозг Талейрана на столе! Виктор Гюго:
"Они забыли мозг, который придумал две революции, который вдохновлял целые поколения великих людей и возводил величественные здания. Этот мозг сверг двадцать королей, а они бросили его на столе"
Слуга, не зная, что ему делать, просто выбросил мозг Талейрана в сточную канаву...
Таков был конец гения дипломатии, который интересы государства всегда ставил выше всех нравственных норм. Впрочем, как это ни странно, но его действия, в конечном итоге, всегда оборачивались на пользу его стране, Франции... На его могиле в замке Валансе написано: «Здесь покоится тело Шарля Мориса де Талейран-Перигора, принца Талейрана, герцога Дино, родившегося в Париже 2 февраля 1754 г. и умершего там же 17 мая 1838 г.».
Замок Валансе
5. В отзывах современников
Как написал Наполеон в своём дневнике 11 апреля 1816 года[1]:
"Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он [Талейран] разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом."
6. Избранные цитаты
· Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними.
· Это не просто преступление. Это — ошибка!
· Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
· Слова — это шпаги.
· В политике то, во что люди верят, важнее того, что является правдой.
· Предательство — это вопрос даты. Вовремя предать — это значит предвидеть.
· В политике нет убеждений, есть обстоятельства.
· Нет более аристократического чувства, чем недоверие.
· Одни горы рождают мышей, а другие — вулканы.
· Искусство расставить нужных людей в нужных местах — начало науки управления, но найти места для недовольных трудней всего.
· Военным мы называем все, что не считаем гражданским.
· Финансисты добиваются успеха в своих делах тогда, когда Государство не справляется со своими.
· Лучший помощник дипломата — это его повар.
· Надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру.
· Пускать вперед женщин!
· Женщины иногда прощают тех, кто злоупотребляет возможностью, но никогда — тех, кто ей не пользуется.
· Некоторые должности похожи на крутые скалы: на них могут взобраться лишь орлы и пресмыкающиеся.
· Кофе должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь.
· Штыки хороши всем, кроме одного — на них нельзя сидеть.
· Ум нужен для всего, но сам он не ведет ни к чему.
· Ложь такая прекрасная вещь, что не стоит ей злоупотреблять.
· Верить можно только тем, кто верит в себя.
· Законы можно насиловать, они не кричат.
· Я прощаю людей, которые не придерживаются моего мнения, но не прощаю тех, кто придерживается своего собственного.
· Политика - это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать.
· Валяйтесь у них в ногах... но никогда не будьте в их руках.
· Единственное вложение, которое ничего не стоит, но приносит большой доход — это лесть.
· Лучший способ сбросить правительство — это войти в него.
· Кабинет, пользующийся поддержкой — это кабинет, который вот-вот падет.
· Главное — не быть бедным. [2]
· Есть штука пострашнее клеветы. Это - истина.
· В Англии есть всего два соуса и триста конфессий. Во Франции, напротив, — всего две конфессии и триста соусов.
· Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.
· Верят только в тех, кто верит в себя.
· Клевещите, клевещите неустанно! Что-нибудь от клеветы да останется!
· Брак — такая чудесная вещь, что нужно думать о ней всю жизнь.
· Женщины, говоря отвлеченно, имеют равные с нами права, но в их интересах не пользоваться этими правами.
· Есть оружие пострашнее клеветы: оружие это — истина.
· Если вы хотите основать новую религию, дайте себя распять и на третий день воскресните.
· Убийство — способ низложения с престола, применяемый в России.
· Нравы народа в периоды смуты часто бывают дурны, но мораль толпы строга, даже когда толпа эта обладает всеми пороками.
· Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное.
· Война — слишком серьёзное дело, чтобы доверять её военным.
· Глупая жена не может компрометировать умного мужа — компрометировать может только такая, которую считают умной.
· Поменьше рвения, чёрт побери.
· Длинная речь также не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе.
· Если вы хотите возвыситься, наживите себе врагов.
· Кто не жил в XVIII веке - тот вообще не жил.
СочиненияТалейран Ш. М. Мемуары. М., 1959 Библиография
· Тарле Е. В. Талейран. М.:, 1939 (Исправленное издание: 1948. Переиздания: 1957, 1962; М.: Высшая школа, 1992. ISBN 5-06-002500-4)
· Борисов Ю. В. Шарль Морис Талейран. М., 1986