Смекни!
smekni.com

Империя Хань и кочевой мир (стр. 2 из 8)

Однако, во всех представленных общих работах следует отметить влияние марксистской теории, поэтому часто можно встретить осуждение империалистической политики этого периода.

Итак, цель, поставленная перед автором работы – показать характер отношений Китая периода династии старшей Хань с кочевым миром и выяснить основные методы, используемые во взаимоотношениях с ним.

Задачи, поставленные перед автором работы, являются таковыми: выяснить представления китайцев о внешнем мире в целом; выявить основные направления внешней политики древнекитайского государства, в частности главного направления на данном этапе; освятить основные мероприятия по этим направлениям, сделав вывод об отношениях Китая с кочевниками. На мой взгляд, эти задачи могут помочь достичь поставленной цели работы, а так же узнать насколько значительным было влияние государства, которое в нынешнее время все быстрее укрепляется, и усиливает свое влияние в мире.


Глава I. Внешняя политика Китая в период становления династии Хань

§1. Внешняя политика первых правителей династии Хань

Еще в глубокой древности китайцы именовали свой край Срединным Государством - Чжун го. Такое название появилось из представлений самих жителей Китая о мире – они представляли его в виде огромного материка, который состоит из вписанных друг в друга квадратов, омываемый со всех сторон мировым океаном. Все реки текут запада на восток, из-за наклона небосвода. Географическая особенность равнины Хуанхэ, территории на которой и зародилась китайская цивилизация, опоясанной цепями невысоких гор, стала причиной происхождения такого понятия как Срединная земля, посредством того, что определила изолированность ее жителей, на период формирования национального самосознания. Обитание людей, в зависимости от их отдаленности от столицы Срединного Государства соответствовало их рангу в оном: самые знатные подданные селились в ближайших районах, в то время как отдаленные территории (на границах Китая) были заселены варварами, а за ними уже и вовсе земли заселенные человекоподобными животными и фантастическими существами. Много легенд, рассказывающих об обитателях внешнего мира, собрано в «Книге гор и морей» (Шань хаи цзин)[15]. Между тем описание мифических жителей этих мест нисколько не мешает педантичному описанию ландшафтных особенностей, с указанием местоположения ключевых водоемов, таких как озера моря и реки, и а так же гор, что указывает на высокую образованность собирателей этих сведений.

Говоря об устройстве всего земного шара, важно заметить, что китайцы выделяли 9 больших континентов и центральный среди них, именованный «Божественным Континентом» (Шень чжоу) – Китай. Собственно, само Срединное Государство понималась его жителями исключительно как земной символ истинной «небесной» империи. Император, согласно традиционной формуле, являлся «Верховным владыкой» и «Сыном Неба», что говорит о том, что он, обладая неограниченной властью над миром, полученной посредством небесных сил, выполнял функцию посредника между земным и небесным миром. [16]Именно поэтому для китайцев существовала только одна империя, и они не могли примириться с признанием существования каких-либо других помимо «Поднебесной страны» независимых государств.

Первые карты внешнего мира появляются еще в эпоху Борющихся Царств, а в эпоху империи Цинь создание карт стало важным государственным делом, которое продолжало развиваться и в эпоху династии Хань.

В 210 г. до н. э. После смерти Цинь Шихуанди в империи Цинь общественное недовольства вылилось в выступления, участие в которых, в первую очередь приняли самые бедные слои населения. Самая первая волна восстаний во главе с Чень Шенем и у Гуаном были быстро подавлены, силами имперских войск. Но тут же поднялось широкомасштабное антициньское движение, в котором уже приняли участие все слои населения, включая аристократию. Один из выдающихся вождей повстанцев, рядовой общинник Лю Бан , родом из существовавшего ранее царства Чу, смог объединить вокруг себя силы народного движения и привлечь сторонников из числа родовой знати. В 206 г. до н. э. династия Цинь была свергнута окончательно, и началась четырехлетняя смута. В борьбе за власть победил Лю Бан[17], который был провозглашен императором в 202 г. до н. э., основав новую династию Хань, название которой происходило от реки, на которой новый император укрепился во время борьбы за престол Срединного Государства со своими конкурентами.

Централизация и укрепление империи, восстановление экономики, к которая пришла в упадок из-за истощения захватническими войнами и чрезмерной эксплуатации населения страны к концу династии Цинь, в первые десятилетия правления новой династии стали главной внутриполитической задачей, решением которой и занялся Лю Бан и его преемники. Это не могло не отразится на отношениях с внешним миром, по отношению к которому была выбрана выжидательная тактика, политика решения конфликтов по мере реальности мирным путем, или с наименьшими материальными растратами, для возможности выиграть время для восстановления империи изнутри.

Именно поэтому первоочередной внешнеполитической задачей Срединного государства в период начала правления Ханьской династии была защита северных границ империи от кочевых племен сюнну, оправившихся после поражения нанесенного им китайскими войсками во главе с Мын Тяном при Циньской династии и образовавших к началу III в. до н. э. мощный племенной союз. Набеги племен сюнну носили постоянный характер и являлись немалой угрозой для Ханьского Китая, так как, захватив обширную часть владений на северо-западе империи, угрожали даже Чанани – столице государства. Великая китайская стена, построенная китайцами в Циньский период, не смогла остановить их проникновения.

Главным инструментом давления кочевников на Китай являлась тактика запугивания – набеги или угроза совершения таковых, причем носившие умышленно разрушительный характер и совершавшиеся, как правило, осенью, в период сбора урожая. Кочевники с особой жестокостью уничтожали посевы и урожаи, а так же сами приграничные селения, угоняя в плен большое количество жителей ближайших провинций, о чем упоминается таких китайских хрониках, как «Ши Цзи», «Хань шу» и «Хоухань шу»[18]. Сюнну рассчитывали таким образом выбить себе торговые привилегии и всевозможные подарки от Китая. После таких набегов шаньюй, то есть предводитель конфедерации пленен, предлагал заключить «договор о мире и родстве», или же продолжали приграничный «террор» о тех пор пока этого не предложат сами китайцы.

По концепции разработанной Т. Барфилдом, стратегия кочевых племен по отношению к Ханьской империи включала в себя три главных компонента:

1)умышленный отказ от завоевания разграбленных китайский земледельческих территорий, даже после больших побед;

2)грабительские набеги, производимые с целью запугивания китайского правительства;

3)чередование войны и мира для того, чтобы увеличить размер «подарков» и торговых привилегий от Китая.[19]

Мирно настроенная политика по отношению к этой «кочевой империи»[20], столь не свойственная предшествующей династии, заключалась в согласии такого рода договоры, по которым фактически равенство между Срединным государством и объединенных варварских племен шаньюя. Первым принявшим решение заключить такой мирный договор стал Лю Бан, который таким образом «намеревался обеспечить спокойствие пограничным землям», по словам жившего в I в.н.э. китайского историка Бань Гу.[21] Он был вынужден пойти на такие меры, еще и в связи с введением шаньюем Модэ(209-174) в войско тяжеловооруженную конницу, с помощью которой последний завоевал Ордос и стал продвигаться все глубже на территорию поднебесной.

Сыма Цянь описывает это в «Шицзи» так: «Тогда импе­ратор Гао-ди отправил к сюнну Лю Цзина с предложением пожало­вать шаньюю в жены принцессу из императорского рода и еже­годно посылать сюнну определенное количество хлопка и шелка, вина, риса и других продуктов питания и договориться с ними об установлении братских отношений. В результате был заключен договор о мире, основанный на родственных отношениях. После этого Маодунь несколько сократил [свои набеги на ханьские зем­ли]».[22]

Н.Н. Крадин, занимаясь вопросом договора между Ханьской империей и кочевой империей сюнну, заключенный в 198 г. до н.э. выделял следующие его пункты в себя следующие пункты:

1)Хуннская держава признавалась практически равной по статусу Хань;

2)От империи должны ежегодно поставляться в ставку шаньюя богатые подарки (которые включали в себя ,обычно, шелк, вино, рис и зерно).

3)Шаньюй получал невесту из императорского дома, однако, по словам Т, В. Степугиной отправляли не царевну, а девушку из простой семьи;[23]

4)Официальной границей между двумя государствами становилась Великая Китайская стена.

Так же, как правило, при заключении мира, шаньюй настаивал на открытии рынков Китая для сюнну на границах государства.

По, мнению Крадина, говоря о первом пункте договора, ханьская империя не могла признать союз племен равным себе, с идеологической точки зрения; поэтому сами китайцы отношения с сюнну рассматривали его не как между двумя независимыми империями, но как родственные отношения между старшим и младшим государством, где старшим естественно, являлась Хань.[24]

Л.Н.Гумилев же считает что этот мирный договор ничто иное, как «дипломатическая формула капитуляции», по которой Хань обещалась отправлять ежегодную «замаскированную дань» в виде даров.[25]