Вся выжидательная мирная политика Лю Бана, построенная на выполнении условий мира особенно, называлась стратегией «пяти искушений», которая включала себя такие искушения как: «дать кочевникам дорогие ткани и колесницы, чтобы испортить их глаза; дать вкусную пищу, чтобы закрыть их рты; усладить номадов музыкой, чтобы закрыть их уши; построить им величественные здания, хранилища для зерна, а так же подарить рабов, чтобы успокоить их желудки; преподнести богатые дары и оказать особое внимание тем племенам хунну, которые примут китайский протекторат» - пишет Н.Н. Крадин к вопросу о китайской политике относительно кочевого союза, рассматривая приношение подарков, как своего рода «диверсию», способную подорвать единство хунну изнутри.[26]
Но уже после кончины первого императора династии Хань, когда к власти пришел его сын Лю Ин[27], будучи, по свидетельству Сыма Цяня, «человеком гуманным и мягким»[28], только номинально являлся правителем Поднебесной, в то время как вся власть сконцентрировалась в руках вдовствующей императрицы Люй-тайхоу[29], которая продолжала и поддерживала политику покойного мужа в отношении северных племен. Шаньюй Модэ, решив, что пришел подходящий момент для разрыва договора о «мире и родстве», отправил императрице Гао-Хоу послание с предложением выйти замуж за него, что по сути своей являлось верхом неприличия в китайском обществе, о чем он, естественно, не мог не знать, так как вокруг него было большое количество китайцев, перешедших на сторону сюнну, после воцарения новой династии.[30]Послание шаньюя дошло до нашего времени в варианте Бань Гу: «Сирый и дряхлый государь, рожденный посреди болот, возросший в степях между лошадьми и волами несколько раз приходил к Вашим пределам, желая прогуляться по Срединному царству. Государыня одинока на престоле; сирый и дряхлый также живет в одиночестве. Оба государя живут в скуке, не имея ни в чем утешения для себя. Желаю то, что имею, променять на то, чего не имею»[31].
Причина, по которой такое дерзкое послание не запечатлено в «исторических записках» Сыма Цяня, по мнению Т.В. Степугиной, являлось то, что оно было настолько оскорбительным, для императорской особы, что историограф, даже не решился привести его в своем труде.[32]
Императрица, получив такое письмо, пришла в ярость, но, посоветовавшись с военачальниками и здраво оценив обстановку, удержалась от соблазна отомстить на нанесенное ей оскорбление и нашла дипломатический способ отказаться от «предложения», отправив следующий ответ: «Шаньюй не забыл меня, возглавляю бедное владение, и удостоил письмом. Я, стоящая во главе бедного владения испугалась и, удалившись, обдумывала письмо. Я стара летами, моя душа одряхлела, волосы и зубы выпали, походка утратила твердость. Вы, шаньюй, неверно слышали обо мне, вам не следует марать себя. Я стоящая во главе бедной страны не виновата и должна быть прощена [за отказ]»[33] - тем самым, лишив предводителя Хунну повода для разрыва договора о «мире и родстве».
Следующий император Вэньди[34] продолжил мирную политику, несмотря на то, что в 177г. до н.э. сюннские войска вторглись на территории лежащие к югу от Хуанхэ, и поселись там, нападая оттуда на Шанцзюнь, разграбляя поселения, убивая и захватывая в плен местное население. Тогда Вэнь-ди отправил Гуань Ину во главе восьмидесяти пяти тысячной армии, выступить и нанести удар по вторгшимся кочевникам. Но в это время кочевники отошли за укрепленную линию, а император вынужден был отозвать войска, из-за восстания Цзибэй-вана. По словам Сыма Цяня, уже на следующий год императору пришло послание, в котором шаньюй предлагал восстановление мира, объясняя нападение тем, что его правый сяньван выступил на территорию Хань без его ведома, и уже наказан. Вместе с посланиями пришли так же и дары. Из послания стало известно, что кочевники разбили Юэчжи, а так же подчинены «лоуфань, усунь, хуцзе и двадцать шесть соседних с ними владений»[35].
Император, посоветовавшись со своими сановниками, решил, что лучше не портить отношения с кочевниками, которые только что подчинили юэчжи и других, поддерживая договор, основанный на родстве. И в 174г до н.э. он оправил дары и ответное послание с согласием продолжать мирные отношения. следующим шаньюею, которым стал Цзиюй, был дарован титул почтенный – «Лаошан-шаньюй»[36].Сын Неба направил к нему принцессу с императорского двора, в качестве невесты, а сопровождающим ее назначил Чжунхана Юэ , который по прибытию на территорию кочевой империи сразу же перешел на сторону сюнну, и стал приближенным Шаньюя..
Уже в 166 г.до н.э. Сюнну нарушив договор вторглись на территорию Хань, захватив Ордос и вторгшись в Бэйди, сожгли летний дворец императора. Против кочевников было направлено большое войско, в том числе и колесницы. Через месяц «ханьцы выдворили шаньюя, преследуя его, пока он не ушел за пограничную линию, и тоже вернулись, не убив никого»[37], как пишет Сыма Цянь.
После этого набеги сюнну участились и стали ежегодными, до тех пор, пока император не направил письмо с предложением возобновить мирный договор, на что шаньюй дал свое согласие.
После смерти очередного шаньюя был заключен очередной договор «о мире и родстве», который уже на четвертом году был нарушен кочевниками, вторгшимися в Шанцзюнь и Юньчжун. Разгромив территории, взяв большое количество населения в плен, они отправились назад, после чего Вэнь-ди установил постоянную армию на границах, чтобы предотвратить разрушительные набеги соседей и давать им отпор.
После смерти Вень-ди следующий император Сяо Цзин, [38] заключил очередной договор, основанный на родственных отношениях, так же открыв границы поднебесной для торговли с хунну. За все время его правления совершались незначительные набеги на империю Хань, но серьезных вторжений не было.
Таким образом, выжидательная тактика во внешней политике, продолжавшаяся на протяжении правления 4х императоров династии Хань оправдала возлагавшиеся еще Лю Баном на нее надежды – позволила выиграть время для внутреннего укрепления и централизации империи. Теперь, усилившаяся и восстановившаяся держава могла отражать и удары любых противников, посягнувших на ее владения, и усиливать свое могущество на территориях других государств.
§2.Посольство Чжань Цяня в Среднюю Азию.
Придя к власти, император У-ди[39], при котором старшая империя Хань достигла своего наивысшего могущества как внутри державы, так и на международной арене, возобновил мирный договор с сюнну, но не собирался продолжать долго мирную политику по отношению к кочевникам. У-ди рассчитывал возобновить традиционную древнекитайскую политику «руками варваров побеждать варваров», то есть натравить против сюнну некогда разгромленное ими племя юэчжи.[40]
В 138 г. до н.э. император направил посольство во главе с разведчиком Чжань Цянем, служившим в императорской страже, к племенам юэчжи, с целью заключения с ними военного союза с ними против сюнну.
Дорога его лежала через владения северных кочевников, но, даже попав к ним в плен, разведчику удалось войти в доверие к шаньюю, сохранив при этом императорский ярлык и втайне оставшись верным Сыну Неба. Через десять лет проведенных у сюнну, Чжань Цяню удалось бежать в Давань, откуда по дороге к большим юэчжи он побывал в Канцзюе. Племенами больших юэчжи в то время владел ставленник сюнну, покоривший племя дася, поэтому он отказался заключать военный союз с Китаем. После этого Цянь отправился в Дася где пробыл больше года, и решил возвращаться на родину через Наньшань, где был снова схвачен сюнну, но, воспользовавшись смутой, поднявшей после смерти очередного шаньюя, бежал в Поднебесную вместе с женой, которая была из сюнну, и рабом, который прошел с ним все путешествие с начала до конца. Вернувшись из похода, разведчик получил титул сановника, а его раб - звание слуги посланника.[41]
Во время своего похода в Среднюю Азию Чжань Цянь открыл огромный неизвестный до сих пор ханьцам мир. Побывав в Давани, Канцзюе, Дася, Яркенде и Хотани, будучи блистательным дипломатом, он наладил отношения с большинством из этих государств и расположив их к Поднебесной. По словам Т.В. Степугиной, разведчик собирал подробные и целенаправленные сведения о всех странах в которых побывал: местоположение, размер территории, природные ресурсы, занятия населения, военные силы, а также узнал о существовании таких государств, как Шень-ду и Аньси.[42] Также одно из важных сведений, ставших одним из толчков для развития торговли в этом направлении, было то, что Китай именовался в этих краях «страной шелка», которым чужеземные купцы охотно торговали.[43] С этого времени во внешней политике большую роль начинает играть установление торговых отношений с западным краем посредством захвата торговых путей.
Не достигнув своей начальной цели – склонить на свою сторону Юэчжи, Чжань Цянь смог извлечь максимальное количество выгодных и важных сведений о других государствах западного края которые, несомненно, были крайне полезны Китаю на тот момент.
Одним из следствий похода Чжань Цяня стало изменения направления завоевательных походов на сюнну, (о которых пойдет повествование в следующей главе): теперь основной целью был захват Ганьсу – через которую пролегал торговый путь на запад, который впоследствии стал известен как Великий шелковый путь. Этот торговый путь шел из Чанъяни на северо-запад до Дуньхуана, где разветвлялся на два основных направления, ведущие в Кашгар, одно через Хотан и Яркенд, а другое, северное пролегало через Хами, Турфан, Кучу и Аксу. Из Кашгара торговые пути шли в Фергану и Бактрию, а оттуда в Индию и Парфию, а так же к Средиземноморью.Основными экспортируемыми продуктами империи Хань являлись: прежде всего, шелковые ткани и изделия, железо, никель, золото, серебро, а так же ремесленную продукцию, зеркала, лаковые изделия. В обмен на это в Поднебесную привозили редких зверей и птиц, ценные сорта древесины, редкие растения, меха, лекарства, пряности, косметику, цветное стекло, ювелирные изделия, драгоценные камни и многие другие предметы роскоши. Так же важно отметить, что из Средней Азии впервые были завезены виноград, фасоль, люцерна, шафран, некоторые бахчевые культуры, гранатовое и ореховое дерево.[44]