Смекни!
smekni.com

Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики (стр. 2 из 4)

Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Люди, принадлежавшие к разным родам, филам и фратриям, не только жили бок о бок, но и вступали в деловые и просто дружеские контакты, заключали брачные союзы. Происходит сращивание двух прослоек в единый господствующий класс рабовладельцев. Главную роль в этом процессе играли деньги. Это понимали уже современники событий. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы», - восклицает мегарский поэт VI в. Феогнид[4].

4. Полисная собственность. В полисе возник особый вид древней собственности – полисная собственность; суть ее заключалась в том, что осуществлять право собственности на землю могли только полноправные члены города-общины. Помимо права на свою частную землю, рабов и другие средства производства граждане полиса имели также право участвовать в самоуправлении и во всех доходах полиса. Также чрезвычайно важно, что ни в одной прежней общине других типов чувство солидарности ее членов не было так сильно, как в полисе; полисная солидарность была одновременно и правом и обязанностью граждан, вплоть до того, что они в массовом порядке, не на словах, а на деле, ставили интересы полиса выше личных; повинность зажиточных граждан в пользу полиса (литургия) выступала как почетная обязанность, которую знатные и богатые люди могли принимать на свой счет. В то же время нуждающиеся члены полиса имели право рассчитывать на помощь со стороны коллектива своих сограждан.

Это положение имело огромные социально-психологические последствия, оказавшие влияние на более чем сотню поколений. Коллективизм полиса, его гражданская солидарность превосходно уживались с индивидуализмом, с высокой ценностью личности.

5. Социальная дифференциация. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.

Типы полисов

Описанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Спарта. Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.

Формирование полиса было результатом настойчивой преобразовательной деятельности многих поколений греческих законодателей. Античная традиция донесла до нас лишь некоторые из их имен, среди которых наиболее выдающее место занимают Солон, Клисфен и великий спартанский законодатель Ликург. Граждане того или иного государства, доведенные до отчаяния бесконечными распрями и смутами и не видевшие иного выхода из создавшегося положения, избирали одного из своей среды посредником и примирителем.

Одним из таких примирителей был Солон[5]. Избранный в 594 г. до н.э. на должность первого архонта[6] с правами законодателя, он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами на враждующие политические группировки. Наиболее важной среди реформ Солона была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием «стряхивание бремени» (сейсахтейя). В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить на государственный счет. Впоследствии Солон писал об этом с гордостью в своих стихотворениях:

Какой же я из тех задач не выполнил
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая -
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долге,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, в богозданный град
Вернул назад я многих, в рабство проданных
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую - странников таков удел, -
Иных еще, в позорном рабстве живших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал.

(История Древнего Мира в 3-х книгах. Кн. 2. Расцвет древних обществ. С.85)

Когда Солона спросили, какое государство он считает наиболее благоустроенным; он отвечал: «То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и наказывают несправедливость» (Личности Древней Греции. Солон. http://www.ellada.spb.ru).

Еще один важный шаг в сторону демократизации афинского государства и укрепления его внутреннего единства был сделан в конце VI в. Клисфеном[7]. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам – демам. Теперь лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «смешал все население Аттики», не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании (экклесия), приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, включая самых высших – архонтов и стратегов, выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в случае ошибки могут быть подвергнуты тяжелому наказанию. Вместе с народным собранием работал совет пятисот (булé) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиея).

Впрочем до полного торжества демократических идеалов было еще далеко. Зажиточные крестьяне – зевгиты составляли политически активное ядро народного собрания. Доступ во многие правительственные учреждения был ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Таким образом, потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

Помимо афинского пути в Греции возникло много разнообразных типов и форм полисной организации. Один из своеобразных вариантов полисного строя сложился в Спарте. Проблему с острой нехваткой земель спартанцы решили путем захвата соседней Мессении, приостановив тем самым надвигавшийся аграрный кризис. В Спарте был осуществлен широкий передел земли вместе с государственными рабами-илиотами из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. В результате этой реформы спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов. Удержать в повиновении илиотов, составлявших большинство трудового населения, было возможно только с помощью систематического беспощадного террора.

Постоянная угроза илиотского мятежа требовала максимальной сплоченности и организованности спартиатов. Поэтому одновременно с переделом земли в Спарте была проведена серия реформ – «законов Ликурга[8]». Реформы полностью изменили облик Спарты, превратив ее в военный лагерь, все обитатели которого были подчинены казарменной дисциплине. В соответствии с принципом «ликургова строя» все полноправные граждане Спарты официально именовались «равными». И на самом деле на протяжении почти двухсот столетий в Спарте действовала система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и остановить рост неравенства среди спартиатов. Все спартиаты независимо от происхождения и общественного положения жили в совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казарме, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели одинаковую простую пишу за общим столом. Обладая большим запасом внутренней прочности, «община равных» смогла в дальнейшем выдержать такие серьезные испытания, как, например, восстание илиотов в 464 г. или Пелопонесскяа война 431-404 гг. до н.э. Замкнувшаяся в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта постепенно становится главным очагом политической реакции на территории Греции, надеждой и опорой всех врагов демократии.